Звонкая песня жизни |
Михаил ЮРОВСКИЙ |
28 Января 2022 г. |
Времена, когда рок-музыка звучала лишь в подворотнях, а весь досуг молодежь проводила на сейшенах, кажется, прошли. Рок стал частью сцены, выбив себе нишу и в театре. Солист Иркутского музыкального театра имени Н. М. Загурского Александр Айдаров из тех, кто «прошел Крым и рым» рок-н-ролла в Сибири и выжил. И не просто выжил, а остался на виду и на слуху – является лицом этого театра. Он родился в Иркутске в 1974 году и о себе говорит скромно: «Где родился, там и пригодился. Здесь и закаты ярче, и город в сто раз теплее и добрее…» Помню, давно я писал материал о рок-группе «Стихия» и в той публикации была использована культовая фотография этой группы известного иркутского фотохудожника Марины Свининой. На снимке – молодые и дерзкие музыканты, все в черном, уверенно и хищно смотрят и в объектив, и в свое будущее. Тот состав запечатлелся в памяти ярой концентрацией их всех в едином энергетическом порыве, как скачок вне времени и пространства. Да и сам я вряд ли стал журналистом, если бы не журнал «Ровесник» времен окончания СССР, где печатали портреты рок-звезд мирового уровня и публиковали цикл «Выживание для подростков» Ди Снайдера. Никто тогда точно не знал, какая еще яркая новость, портреты каких звезд – Рэмбо или Митхуна Чакраборти, других знаменитостей – ждут тебя в новом номере «Ровесника». Нервы же ныли от тех иллюстраций и публикаций! А потом была еще заметка в «Томском вестнике» с солистом Григоряном, где он на фото в черной шляпе и черных очках – именно таким виделся тогда многим юным жителям уходящего Союза нерушимого недостижимый мир свободы – в виде китча, цинизма, больших денег, спеси, лени, которые теперь пришли к нам, кажется, уже навсегда. Мало же кто тогда из молодежи уже придерживался четкой программы прежней идеологии: учись, работай, будь трудом своим полезен стране своей. И вот когда в Иркутске я вдруг встретил не заезжую и заезженную рок-звезду, а самого обычного с виду парня, который цепко и внимательно, самоучкой, отринув весь здравый смысл, просто пел или играл что-то свое и невообразимое – это впечатлило. Я буду жить! Небо и людей любить. Я буду петь! И пусть отступит смерть. Я буду играть! Сердце свое все сжигать. Радость любви дарить. Я буду так жить! …Уже много позже, случайно встретившись в лифте Музыкального театра с уже повзрослевшим и даже слегка холеным Айдаровым, я отчего-то подумал: «Вот ведь, сам Христос на лифте со мной едет…» В Театре Пилигримов и в Иркутском музыкальном театре Александр Айдаров сыграл более 50 ролей. А в 1997 году были гастроли в Москве… «После спектакля «Иисус Христос – суперзвезда» в театре Моссовета, – делится воспоминаниями Александр, – исполнительница роли Марии Магдалины в той постановке предложила мне перейти к ним в театр. Я отказался, так как для меня это было равносильно предательству. Не предавайте своих близких и себя и будете счастливы». А впечатления от той поездки вылились у него в стихи: Свет на сцене яркий. Сколько не хитри ты – Все твои помарки увидит зоркий зритель. Через тернии к звездам устремляясь в мыслях, Пой светло и просто звонкую песнь жизни. Стихи в его жизни всегда играли значимую, если не главенствующую роль. «Моя бабушка, Валентина Владимировна, была учителем русского языка и литературы, – рассказывает Александр. – Обожала Пушкина. Его портрет стоял в ее комнате на самом почетном месте. Когда у нее родился сын, она назвала его Сергеем и попросила его, когда он вырос, назвать своего сына Александром. Так что не писать стихи я не мог. Писал в свое время для рок-группы «Экстраверт», для рок-балета «Серебряная нить». В Иркутском драматическом театре идут два спектакля с моими стихами – «Я – Жанна Орлеанская» и «Орфей и Эвридика». Много и песен на мои стихи». Дождь утренней росы. Дрожь девственной лозы. Грусть спелого зерна. Вкус хлеба и вина. (Из песни Жанны д'Арк А. С. Айдарова) «Премьера рок-оперы «Юнона и Авось» состоялась в 1996 году, – продолжает Александр Сергеевич. – Я попеременно играл в этом спектакле роли матроса, монаха, лейтенанта Хвостова, отца Кончиты Хосе Дарио Аргуэльо, графа Румянцева и в 2009 году добрался до главной роли – графа Резанова. В 2013 году – переломный момент. В прямом смысле. Гастроли в Ярославле. В финале первого акта «Юноны» я сломал ногу. Второй акт отработал на обезболивающих. Тогда было не до смеха, но потом родился каламбур: «Артист, сломавший кость стопы в финале первого акта, во втором акте работал в полноги». За 20 лет работы в театре я понял, что петь надо не голосом, а душой». Вглубь, к истокам сделай шаг – Услышишь, как дышит твоя душа. Всегда были и будут с тобой Свобода, мудрость и любовь. «Я люблю Байкал, Иркутск и Иркутский музыкальный театр. Бывают спектакли, когда я чувствую единение со всеми, кто находится на сцене и в зале. В такие моменты меня наполняет ощущение радости», – делится сокровенным Александр. Открыты двери. Идет игра. Линии в небе — дороги к счастью. Был очень хороший спектакль вчера. Благодарю всех, кто причастен… «Театр, тем более с рок-составляющей, – это некий катарсис. И если твоя душа разбужена, сложно бывает после антракта не уйти – не потому что не то, как раз захватило и захлестнуло... потому что пик страстей все же легче переживать, отдышавшись на морозном воздухе, а не сидя среди других зрителей. Что остается в закулисье? И есть ли тот самый Призрак Оперы?» – размышляет он. А, по-моему, все это не только есть, но и является движителем разных мыслеформ, которых неискушенный зритель может и не ощутить. А искушенный в них верит и ждет. За ними и приходит он в театр. И уже неважно, свое это или импортное произведение звучит в зале – границы давно стерлись! Вот только хотелось бы, чтобы хотя бы разок на сцене нашего Музыкального театра состоялся и отечественный классический рок, навеянный местным колоритом, хотя бы тем же здешним шаманизмом. А разве не чистый шаманизм, когда живя на берегах Байкала, мы реально, воочию ощущаем на себе энергию великого священного моря, энергию его слияния со стужей и ветром, с чистым солнцем и водопадным напором Ангары? Где эта песня? Призрак Оперы ждет тех, кто готов поддержать этот эгрегор своими эмоциями…
|
|
|