Жизнь прекрасна. Всё зависит от нас, – считает прозаик Юрий Коренев |
Ольга СВЕТЛОВА |
13 Июля 2019 г. |
Иркутская культура богата талантами, и каждое новое открытие в ней радует. Ведь считается, что таланты от Бога, значит, чем их больше, тем больше Бога в нашей жизни. Творчество иркутского прозаика Юрия Коренева многогранно. В форме детектива он обращается к местной истории, в рассказах и повестях, посвященных сибирякам, показывает их людьми думающими, ищущими, встречающими риски как должное. Немудрено: Юрий Диомидович – человек дела и общественного служения. Как профессиональный медик, он много лет занимается производством лечебных препаратов из сибирских природных материалов. А как общественный деятель уже не первое десятилетие избирается депутатом в думу города Иркутска. «Я считаю, что к любому делу надо относиться творчески, чем бы человек ни занимался. Тогда ему будет интересно жить. Мне вот жить интересно», – считает писатель. Общественная активность Юрия Коренева подразумевает, что времени писать книги у него, в общем-то, нет. А ведь они одна за другой выходят с 2009 года. Нетрудно представить, что это не книги отшельника, каким нам видится классический образ писателя. Юрий Диомидович человек, осмелюсь сказать, «ренессансный» и «страдает» многогранностью с детства. Потому его проза так динамична и интересна для всякого возраста. Она буквально «настояна» на семейных ценностях, в основе которых уважение к старшим и забота о слабых. Это проза сильного человека. В эпоху глобализации люди стали больше ценить свое, родное, как единственную точку опоры в охваченном суетой мировом пространстве. Десять лет назад, когда Юрий Коренев стал известен как писатель, еще не вполне было ясно, случайна его книга рассказов «Иркутские истории» или за ней последует продолжение. Он ответил тогда своим первым читателям: «По моему мнению, все человеческие дела можно разделить на три группы. Первые – это срочные и важные. Такие дела нельзя отложить и от результата многое зависит. Вторые – срочные, но не важные. Мы все время куда-то бежим, торопимся. Стараемся сделать все свои срочные дела. Хотя на самом деле они не важны, а просто заполняют нашу жизнь. А третьи – это важные дела, но не срочные. Наши мечты и желания. Мы часто откладываем их. Кажется, что все успеется. Я мечтал писать всю жизнь. Но всё время откладывал это важное решение. Наконец я осознал, что «на потом» можно откладывать всю жизнь и не успеть». В результате иркутский читатель познакомился не с пробами пера начинающего автора, а с книгой автора зрелого, которому прежде не доставало одного – времени взяться за перо, и он, временем по-прежнему не располагая, все-таки сумел осуществить давнюю мечту. Так родилась книга «Иркутские истории». Цикл «Доктор Добронравов. Рассказы» раскрывает особенность авторского «я» Юрия Коренева. Он по-доброму относится к тем, о ком пишет, в рассказах его нет плохих людей, а есть курьезные ситуации, добавляющие повествованию весёлой занимательности. Он берется писать о повседневном, но избегает рутины, потому что всякий творческий человек боится рутины как огня. И поэтому повседневность в его рассказах таит душевное тепло и сопереживание. Читатели на встречах с автором отмечают первый рассказ цикла – «Таблетки от старости». В нём видно кредо героя повествования – будущего доктора Петра Добронравова, а пока мальчика-дошкольника, узнавшего, что люди умирают, и этим потрясенного. «Мать зашла в комнату и быстро отдернула шторы, плотно закрывавшие небольшое окно. – Просыпайся, сынок, пора вставать. Просыпайся». Такое простое начало рассказа настраивает читателя на рассветную легкость, утро жизни, свежесть. Петенька, юный герой повествования, участвует в драках со сверстниками, служит в армии, приобретает профессию врача. Он надежен, и потому люди всегда оказываются на его стороне. Но автора и его героя роднит не только профессия. Рассказы выдают нечто большее и важное: тот и другой имеют одну нравственную закваску. Впечатление такое, что писатель всё время идёт рядом со своим героем, не возвышаясь над ним, а представляя его нам как собрата. Книгу такого автора хочется держать под рукой, подобно таблеткам от старости. Юрий Коренев поясняет: – Доктор Добронравов своей жизнью доказывает, что можно сохранить человеческие ценности и одновременно добиться успеха. Некоторые эпизоды действительно автобиографичны. Мысли, которые живут во мне, я высказал устами своего героя. Во многих произведениях писатель выходит за пределы городских мотивов. Здесь может быть и мистичный «Каменный остров» на Ангаре, и «Золотой треугольник», действие которого разворачивается на северной реке Киренга и содержит приключенческие мотивы. Житейская история «Селезнёвских бань» происходит в Москве, любовная «Судьбоносная капля» перенесена из Турции, иррациональное «Рычание зверя» услышано в Таиланде, действие рассказа «Желтые камни» разворачивается в условном пространстве. Вторая книга Юрия Коренева «Проклятие шамана» представила новых героев. Писатель пояснял: «Литература для меня становится ещё одной возможностью общения с людьми, равно как депутатская приемная – кладезем новых сюжетов». В рассказе «Загадка старого дома» читатель увидит зерно будущей книги «Тайна подземной паутины» – детективного расследования, обращенного к загадочным фактам иркутской истории – городским подземным ходам. В повести «Золотой треугольник», открывающей книгу, впервые появляется частное сыскное агентство ФЗО, чьи буквы расшифровываются как «фантазия, знание, опыт». Повествование «Проклятие шамана», давшее заголовок всей книге, раздваивается подобно той скале, что на байкальском острове Ольхон считается природным храмом последователей шаманизма, и куда приводит наших героев поиск древнего клада чингисидов. Юрий Коренев освоил давнюю миссию литературы – в доступной и интересной форме говорить о любви к родному краю. Детективные истории Юрия Коренева снабжены большим познавательным материалом – историческим и краеведческим. В книге «Проклятие шамана» есть рассказ «Не знаю», исследующий тему, поднятую когда-то Александром Пушкиным в поэме «Цыганы» – тему бегства городского человека к непритязательной воле и быту простых людей. Это актуальный рассказ о кризисе человеческой души, объевшейся никчемной «успешности». Герой рассказа – современный бунтарь, бунтарь лично для себя, не имеющий в виду привлечь чье-либо внимание и потому бегущий в глухомань. – Надолго к нам? – Не знаю. А где я? Как называется ваш город? – Вы нам льстите. Это поселок Славск. – Славск? — он нахмурился. – Вам не нравится название? По-моему, очень хорошо звучит, от слова «слава». – Я как раз приехал оттуда, из того «славного мира», но, видно, нет ему границ. Он всеподавляющ и безграничен. Это моя судьба. Блестящий бизнесмен Славомир исповедуется простой девушке Свете, оформляющей его в гостиницу: – Вкусил славу, богатство и влияние в полную силу. И вот я здесь заканчиваю свою карьеру. – Как это? — удивилась Света. — Вы разорились? – Нет. Я просто все бросил и уехал. – Но зачем? Я ничего не понимаю. Зачем было так стараться, чтобы отказаться от всего? – Я осознал, что все, чего я достиг, не главное в жизни человека. Я жил как робот. Работал и работал. Ставил цели и достигал их. Я хотел быть лучшим и становился им. Но я осознал вдруг, что нет конца достижениям, есть лишь окончание жизни. Я ведь не жил все эти годы, а боролся. Я человеческое растерял. Понимаете? Душу потерял, — он налил в граненый стакан водки и выпил не поморщившись. Немного помолчав, продолжил: – Вот вы знаете, зачем работаете? – Конечно, — удивилась Света, — все знают. Чтобы заработать денег и жить на них. Без работы нельзя. Так все живут. – А сколько вам нужно зарабатывать, чтобы чувствовать себя счастливой? Вы сейчас сколько получаете? – Восемь тысяч. Мне хватает. – Хватает на что? Читатель понимает, что между героями рассказа – пропасть. Но, подобно пушкинскому Алеко, Славомир нуждается в общении с девушкой, а не она с ним, живущая в понятном ей мире. Вспомним, пушкинская Земфира спрашивает Алеко, не жалеет ли он о покинутой родине. Алеко отвечает, что ему не о чем жалеть, ему не по душе «неволя душных городов», где «люди, в кучах за оградой, не дышут утренней прохладой, ни вешним запахом лугов; любви стыдятся, мысли гонят, торгуют волею своей, главы пред идолами клонят и просят денег да цепей». Рассказ Юрия Коренева «Не знаю» напоминает о том, что мыслящий человек одинок в этом мире, поскольку не в силах что-либо изменить в нем. Эта давняя, извечная боль мировой литературы подталкивает читателей к размышлению, к тому, может быть, крошечному шагу, поступку, что он совершит навстречу правде жизни. Автор рассказа «Не знаю» угадывается в написанном вскоре политическом романе «Проект 38. На разломе судьбы». Как Славомир, так и губернатор из «Проекта 38» оказался на разломе судьбы. Но на этом завершается сходство двух «успешных», заметных деятелей. Протест Славомира личный, губернатору же, как винтику механизма власти, выбора не дано, бежать он не может и находит спасение в православной вере, убеждая тем самым, что люди власти стоят со свечкой в церкви не всегда ради «показухи». В «Проекте 38» Юрий Коренев показывает себя настоящим мастером политического жанра. Слепок с действительности, предстающий в романе, волей-неволей подтверждает известное рассуждение о том, что власть у нас сама по себе, народ сам по себе. И выживают они не вместе. Написав книгу о том, как выживает власть, автор показал, что в этом выживании людям власти просто нет времени думать о стране и народе. При этом в произведениях Юрия Коренева нет места разобщенности. Его герои приходят на помощь друг другу. Спасать человека до конца, до последней возможности – кажется, это из медицинской этики, но и этики жизни в целом, что автор убедительно показал в одном из лучших своих произведений – повести «Жизнь прекрасна!», опубликованной в книге «Иркутские истории». В повести отец борется за жизнь своего взрослого сына, оказавшегося в психиатрической лечебнице. Существует мнение, что психика не восстанавливается, но отец вопреки всем обстоятельствам упорно борется за сына. А ведь он, подобно Славомиру, тяготился уже своим повседневным существованием – пока не встретил это, перевернувшее его сознание, испытание. И вот итог, итог пережитого героем повести, вопрос, поставленный им самим перед собой в самом ее начале, разрешается тем, что победила человечность и любовь. Третье действующее лицо – это девушка-москвичка, она является на помощь отцу, живущему в Иркутске, в уходе за сыном. «Мы все крепко обнялись и знали, что как бы ни сложилась наша жизнь, нас ничто не разлучит на свете, потому что вместе мы сила, вместе мы все преодолеем. Жизнь прекрасна!» Читатель понимает, что не только отец, герой повести, проделал большую душевную работу, но и автор, иначе повествование не было бы столь захватывающе и убедительно. В своем последовательном писательском поиске Юрий Коренев не мог не обратиться к литературе для детей. В одну из холодных зим вышла в свет его иллюстрированная повесть-сказка «Новогоднее приключение Сибирячка», полная добрых чудес. Мальчик Сибирячок нечаянно, вместе с новогодней елкой, попадает в городскую квартиру. Его обнаруживает трехлетняя девочка Соня, постепенно вовлекающая в знакомство с ним родителей, бабушку, друзей. Юный читатель видит некий увлекательный хоровод событий вокруг новогодней елки и, став негласным свидетелем происходящего, сможет ощутить себя Сибирячком, что и нужно было автору – волшебнику слова. Завершая разговор о творчестве прозаика Юрия Коренева и рекомендуя его книги для чтения, отметим то знание жизни, с которым он пишет любую свою книгу, и то внимание к человеческой душе, которое освещает его книги особым целительным светом.
|
|
|