НА КАЛЕНДАРЕ

Заветное сокровище – зерна на дне

Марина РЫБАК   
25 Октября 2024 г.

Моноспектакль Андрея Винокурова включен в репертуар драмтеатра.

Моноспектакль Андрея Винокурова включен в репертуар драмтеатра.

Фото Анастасии Токарской

15 октября на «Другой сцене» Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова состоялась премьера спектакля «Кто знает? Пушкин?». Постановка в набирающем популярность жанре автофикшн – самостоятельная работа актера Андрея Винокурова.

Андрей Матвеевич вынашивал эту импровизированную исповедь на протяжении долгих лет, пока она окончательно не оформилась к его 60-летию. Премьера сценического эксперимента состоялась летом прошлого года на родине Василия Шукшина, в алтайской деревне Сростки, в музее писателя. Затем библиотека имени И. И. Молчанова-Сибирского организовала его показы в Тайшете, Бирюсинске и Зиме. Эту инициативу подхватила Заларинская администрация и подарила встречу с удивительным спектаклем жителям нескольких поселений района. Авторская работа охлопковца так полюбилась зрителям, что была включена в репертуар академического театра.

Название постановки – шутливая отсылка к хорошо известному восклицанию школьных учителей в адрес нерадивых учеников, «ленивых и нелюбопытных», по выражению «солнца русской поэзии». В адрес тех, кто беззастенчиво признается в незнании сначала на школьных уроках, а потом расписывается в нем и в жизни взрослой. В адрес «Иванов, не помнящих родства», забывающих свой национальный код, свою культурную идентичность, свои корневые истоки. Людям третьего тысячелетия такая забывчивость угрожает втройне, ведь мир стремительно меняется, делая древними, допотопными совсем недавние реалии и понятия. Русский писатель Петр Проскурин очень точно подметил: «Человек – это прежде всего память, народ – память вдвойне, и само человечество – тоже, в конце концов, память…».

Попыткой исследования человеческой памяти, ее причудливой эмоциональной природы называет Андрей Матвеевич свой душевный разговор с публикой. О чем? О детстве, о каникулах, которые мальчонкой проводил у бабушки в деревне Багантуй (на русский переводится примерно как «место ребенка»). У каждого есть такое место в душе. Но чем оно заполнено? Загадка в том, что какие-то фрагменты помнятся ясно, ярко, как наяву, а какие-то наглухо забываются. Вот Андрей Винокуров детство свое легко оживляет в деревенских, багантуйских декорациях, а долгие учебные зимы в городе помнит смутно и отрывочно.

Права американская мемуаристка Патришия Хэмпл: «В своей памяти каждый из нас художник: каждый творит». Творит свою автобиографию, конструирует свою вселенную, выбирая подходящие «кирпичики», выбирая «архитектуру», приглашая обитателей. С нашим автором в его персональном космосе – его прабабушка Наталья Осиповна Винокурова – народная сказительница из села Челпанова на Верхней Лене. А с нею лучезарный Пушкин, горячо любимый с детства и навсегда. А с ними баба Саня, в чьи теплые ладони так сладко было «нырять лицом», дядя Володя-тракторист, уникальная сельская продавщица, старый дом, дерева и птичий гомон, музыка и запахи… И Бог знает, Пушкин знает, что еще.  

Вот одно из воспоминаний, к примеру. Автора, когда он был ребенком, притягивал бабушкин большущий ларь с пшеном. И особенно притягивал не тогда, когда был доверху полон, а когда становился почти пустым. С бисером разбежавшихся по дну золотистых крупинок. Снаружи темный весь, старый, потускневший от времени, изнутри он светился чистотой, желтизной, сто крат омытый своим постоянно обновлявшимся содержимым. В таинственном, волшебном полусумраке, в неизъяснимой летучей пшенной пыли казался бабкин ларь вместилищем великих тайн, а крупинки на дне – зернами чудес, до которых невозможно было, но так нестерпимо хотелось дотянуться.

«Вот они-то и важнее всего, – говорит родитель моноспектакля Андрей Винокуров, – эти крупинки на дне. На дне памяти. До которых не достанешь. Но которые, точно знаешь, там есть. Золотые, лучистые. В сущности, они и есть главное твое богатство».

Чудотворный ларь с сокровищами памяти открылся для зрительского обозрения на «Другой сцене» театра. Эта подвальная локация предназначена для всякого рода новаторских проб и формальных искушений, для всего, что не вписывается в привычный канон. Это территория исследования и риска, нехоженых путей и непредсказуемых открытий. Автофикшн – «небылицы о себе», «додумки от себя», которые рассказывает бывалый охлопковец, не оформлены в виде законченного текста. Фрагменты в нем могут перетасовываться от показа к показу. Это зависит от зрителя, который интимно реагирует на откровения рассказчика, а порой даже «диктует», о чем и как говорить. Поэтому мерцающие точечки внутри ларя всякий раз укладываются в новый арабеск.

Вот и в день премьеры, 15 октября, между актером и залом возникло особое, неповторимое биополе, оставило в сердцах согревающее чувство. Встреча состоялась. Друг с другом и у каждого – с внутренним собой.

  • Расскажите об этом своим друзьям!