«Я всегда хотела просто петь» |
Ксения БУЯНОВА |
26 Августа 2024 г. |
Восходящая звезда мировой оперы – снова дома, в Иркутске. Мы уже рассказывали читателям о нашей замечательной землячке, талантливой звездочке из Иркутска молодой оперной певице Жаргал Цырендагбаевой. Любители классической музыки и оперы в последние годы вместе с редакцией нашей газеты следили за карьерой Жаргал. Конкурсы, фестивали, спектакли. И вот очередная радостная новость – первый сольный концерт Жаргал Цырендагбаевой состоится 1 сентября в Органном зале Иркутской областной филармонии. Концерт станет настоящим праздником не только для поклонников оперы, но и для всех участников и друзей иркутской хоровой студи «Ангара», ведь именно в этой студии начинала свой творческий путь будущая оперная певица. В преддверии концерта мы побеседовали с Жаргал и узнали, как это – жить миром оперы, чего боятся и что любят артисты оперного театра, о чем мечтают. – Расскажите, как вы пришли к оперной музыке, ведь это не самое популярное направление? – Конечно, оперу я выбрала далеко не сразу, хоть и занималась вокалом с детства. Я видела себя эстрадной певицей, мечтала петь в микрофон на большой сцене. В начальной школе у меня обнаружили астму. Врачи посоветовали родителям отдать меня в хор, чтобы развивать дыхание. Так во втором классе я попала сначала в хор «Колокольчики», а затем, в пятом классе, в хор «Ангара» во Дворце детского творчества в Иркутске. Там я встретила замечательного педагога Валентину Петровну Шульгу, которая изменила мою жизнь навсегда. Заниматься в хоре было очень интересно, я обожала дни, когда надо было идти на репетицию. Часто занятия были по воскресеньям в 10 утра. Меня это совершенно не беспокоило, я сама вставала по утрам и с радостью бежала на хор. Валентина Петровна вкладывала в меня много сил, она была первой, кто что-то услышал в моем голосе. Она говорила моей маме, что у меня талант, называла бриллиантиком. В 8-9 классе Валентина Петровна начала устраивать мне прослушивания в разных городах. Помню, как Екатеринбурге она привела меня к какому-то профессору в местном музыкальном колледже. Тогда я ничего не понимала в этом, мне просто нравилось петь. Не было ни осознания, ни видения профессии. Но хор «Ангара» – это не только репетиции по воскресеньям и выступления в Органном зале. Каждый год у нас было несколько поездок, причем не только по Иркутской области, но и по России и зарубежным странам. С хором с гастролями мы побывали в Италии, Германии, Швеции. Это были самые веселые дни. Тогда я впервые почувствовала, что мне хочется именно такой жизни. После 10 класса родители предложили мне поступить в колледж искусств в Улан-Удэ. Я переживала, стоит ли бросать школу, мы много советовались с семьей. Но все же решение было принято – поступать. В то время я часто исполняла песни зарубежных поп-певиц, в основном на английском языке, и мечтала о карьере эстрадной певицы, хотя и училась на отделении академического вокала. Подрабатывала на свадьбах, юбилеях. Будучи первокурсницей, даже ездила на Дельфийские игры как эстрадная исполнительница, но ничего не выиграла. А уже на третьем курсе поехала туда же как академический исполнитель. И выиграла бронзовую медаль. После этого я поняла, что академический вокал – это мое. И захотела получить высшее образование по этому направлению. – Оказаться на бюджетном месте в московской консерватории имени Чайковского – это очень почетно! Как же девушке из улан-удэнского колледжа это удалось? – Мой приятель учился в московской консерватории и порекомендовал своего профессора – Ларису Борисовну Рудакову. Я съездила к ней на прослушивание. После знакомства стало понятно – это мой педагог, так что после окончания училища я поехала поступать. Приехала на поступление в консерваторию уверенная в себе. И не поступила. Но попала на подготовительные курсы к своему преподавателю Ларисе Борисовне. Через год я снова не поступила. Меня даже не пустили на прослушивание в Большой зал консерватории. Перед подачей документов есть кастинг для всех желающих. То есть буквально любой проходящий мимо человек может зайти в зал и принять участие в прослушивании. Так вот эту процедуру я не прошла дважды. Меня не допустили даже к подаче документов. Но я не пыталась поступать больше никуда, мне нужна была именно консерватория и именно этот преподаватель. Уехала на лето домой, а к осени снова приехала в Москву на второй подготовительный курс. И только год спустя во время третьего поступления я смогла попасть на прослушивание в Большой зал консерватории. И я прошла! Как же я была счастлива! Вообще, конечно, что поддерживало меня все эти годы – это вера моей семьи. Это лучшее, что есть в моей жизни. Я бесконечно благодарна моим родителям – Дариме А вот учиться в консерватории, будучи студенткой, было очень здорово. Первые курсы я практически не пела, в основном танцевала в массовке. Меня даже спрашивали, точно ли я учусь на вокалиста, а не на танцора. – Все же занятия в хоре – это не учеба в музыкальной школе. Обычно люди идут стандартной дорогой: музыкалка, училище, консерватория. Не было ли у вас проблем из-за пропуска первого звена? – Когда человек трудится и знает свою профессию, тогда у него все получается. Но если родители хотят, чтобы ребенок стал настоящим музыкантом, то, конечно, лучше отвести его в музыкальную школу в детстве. Вообще я считаю, что в музыкальной школе стоит учиться всем детям, потому что она невероятно развивает. Мне немного жаль, что не получила в детстве хорошее музыкальное образование. Я не владею инструментами, и сейчас это усложняет мне жизнь. А музыкальная школа дает потрясающую базу любому исполнителю. – Но ведь опера – это больше, чем музыка. Здесь одного музыкального образования мало? – Вообще есть такой стереотип, что вокалисту не нужны мозги. В вузах даже шутят, мол, он же вокалист, зачем ему что-то знать о теории музыки. Но это не так. Настоящему вокалисту нужно знать не только сольфеджио, но и, например, литературу. Начитанность очень важна для исполнителя. Нужно знать не только профильную музыкальную литературу, но и художественную. У каждой оперы есть первоисточник. Например, «Травиата» написана по роману Дюма-сына «Дама с камелиями». Конечно, артисту нужно сначала прочитать первоисточник. Литературное произведение раскрывает персонажей, в опере же всего два-три часа, за это время сложно полностью показать характер персонажей. Это все равно что сравнивать кино и книгу-первоисточник. – Вы исполняете арии на пяти языках. Насколько глубокое знание языков необходимо для разбора партий? И как проходит этот самый разбор? – Я исполняю арии на итальянском, французском, немецком, английском, русском языках. Проще всего мне дается итальянский, в нем я ориентируюсь лучше всего. Пожалуй, даже могу поддержать беседу на этом языке, как и на английском. Французский тоже хорошо ложится на голос, но там сложнее с произношением. Если итальянские арии я могу разобрать сама, то французские – только с репетитором. С немецким языком мне сейчас сложнее всего. Когда предстоит знакомство с партией на иностранном языке, сначала я разбираю само произведение. О чем, кто, что, про что опера, «про что» мой персонаж. Затем я выписываю текст на иностранном языке. Потом иду к преподавателю, чтобы отработать произношение. Записываю каждый звук. После этого хорошо учу текст, только потом накладываю его на музыку. Затем много-много раз повторяю партию. – Какие выступления самые сложные? Бывает, что на сцену выйти страшно? – Любой выход на сцену – волнительно. Адреналин захватывает, это ощущение хочется испытывать снова и снова. А вот состояние после – особенное, если спел хорошо – это эйфория. Если что-то не понравилось в выступлении, хочется убежать, закрыться. Но это тоже полезное и важное переживание. Самые сложные выступления – это прослушивания. Особенно если это важное прослушивание. А самые приятные – это спектакли. Когда ты не просто стоишь у рояля, а погружаешься в сюжет спектакля. Нет зрителей, нет никакого окружающего мира – только сюжет, который разворачивается вокруг, и частью которого ты являешься. – Какое у вас амплуа? Есть ли театральные роли, в которых комфортнее, и наоборот? – Мне нравятся все роли. Но пока их у меня не так много, чтобы можно было выбрать что-то любимое. Все мои роли разные, но все их я очень люблю. Я исполняла партию Виолетты в «Травиате» Джузеппе Верди, партию Мюзетты в опере «Богема» Джакомо Пуччини, партию Марфы в опере «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова и недавно дебютировала в роли Розины в «Севильском цирюльнике» Джоаккино Россини, а также пела Олимпию в «Сказках Гофмана» Жака Оффенбаха. Моя мечта – спеть партию Лючии из «Лючии ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти. Это сложнейшая партия, одна из самых сложных для сопрано. Надеюсь, что я спою ее со сцены. – Кажется, ваша коронная ария – это куплеты Марии из оперы «Дочь полка» Гаэтано Доницетти на французском языке? – Да, куплеты Марии, пожалуй, сейчас можно назвать моей коронной арией. Она не длинная и яркая, поэтому люди ее хорошо воспринимают. Не сказала бы, что она при этом является партией моей мечты. Но мне нравится, какое впечатление она производит на зрителей. Я в ней уверена, знаю, что выйду и спою в любом состоянии. Ночью меня разбудите – я спою ее. – Расскажите немного о друзьях. Они все из мира музыки? Когда вы собираетесь вместе, вы поете под гитару? – У меня много друзей не из мира музыки, и я горжусь этим. Мне нравится общение не с музыкантами, это ведь возможность сменить обстановку. Не говорить о музыке, послушать истории из жизни других людей. Многие мои коллеги говорят, что у них нет в окружении друзей не из мира музыки. Для меня это удивительно. Но, конечно, большая часть моего круга общения – музыканты. И да, при встречах мы всегда поем, нередко и под гитару, причем самые разные песни. – С друзьями-артистами комфортно работать на сцене? – Мы столько времени проводим вместе, за время репетиций становимся друг другу родными людьми. Кроме того, мы ведь проживаем эмоции персонажей. Можем даже переживать что-то похожее на влюбленность, если в сценарии есть любовные сцены. А если мой друг из жизни играет антагониста моего персонажа, я искренне его ненавижу, находясь на сцене. Но стоит уйти со сцены, как все это проходит. – А есть ли у вас постоянные поклонники? – Да, есть люди, которые постоянно ходят на мои выступления. Но самый главный фанат – моя мама. – Наверное, волнительно давать свой первый сольный концерт в Иркутске? – Органный зал в Иркутске – это мой родной дом. Здесь началась моя карьера, здесь были первые выступления. Впервые я вышла на эту сцену во втором классе. Это большая честь и гордость для меня, что мой первый сольный концерт пройдет именно в этом зале, в родном Иркутске. – Напоследок – о чем вы мечтаете? – Моя мечта – чтобы всегда была работа. Я бы хотела всегда петь в спектаклях, концертах. Потому что сцена – это настоящая жизнь для меня. *** Напомним, оперная певица Жаргал Цырендагбаева с красным дипломом окончила Московскую государственную консерваторию имени Чайковского. А до этого – Колледж искусств имени Чайковского в Улан-Удэ. Иркутянка выступала в Большом зале МГК имени П. И. Чайковского, Московском академическом музыкальном театре К. С. Станиславского и В. И. Немировича- Данченко, Концертном зале Мариинского театра, Концертном зале имени П. И. Чайковского и на других площадках России. В настоящее время обучается на втором курсе ассистентуры-стажировки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Жаргал – лауреат престижных вокальных конкурсов, включая Первый Международный конкурс вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава (Москва, 2023), лауреат первой премии в VIII Всероссийском конкурсе молодых вокалистов имени Надежды Обуховой (Липецк, 2018), обладатель специального приза Культурного центра Елены Образцовой и специальной премии «Чистый голос» XIII Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2021), лауреат 2 степени в Международном молодежном музыкальном конкурсе, посвященном 140-летию со дня рождения И. Ф. Стравинского (онлайн-конкурс, 2022). Фото из архива Жаргал Цырендагбаевой
|
|
|