НА КАЛЕНДАРЕ

Возрождение красоты

Е. ЗУБРИЙ, заслуженный работник культуры   
15 Декабря 2023 г.

Профессия реставратора относительно молодая. В современном виде она существует немногим более ста лет. Авторитет реставратора в музейном мире высок. Имя реставратора называют вслед за именем творца памятника. Уникальная реставрационная мастерская Иркутского художественного музея имени В. П. Сукачева отмечает 30-летие со дня образования. Юбилеи отметили и талантливые художники-реставраторы мастерской – Светлана Ивановна Тютикова и Галина Николаевна Муравьева. Магии реставрации, как и магии рождения самого творения художника, всегда сопутствуют вдохновение, высокий уровень мастерства и художественная культура.

Магии реставрации, как и магии рождения самого творения художника, всегда сопутствуют вдохновение, высокий уровень мастерства и художественная культура 

Коллекция музея собиралась десятилетиями стараниями многих людей. Ее жемчужиной была и остается картинная галерея Владимира Платоновича Сукачева – крупного общественного деятеля России конца XIX – начала XX века, мецената, успешно возглавляющего иркутскую городскую думу в 1880-х годах.

Состав собрания уникален. Он объединяет памятники духовной и материальной культуры древнерусского, русского искусства, стран Западной Европы и Востока, искусства советского периода. Особую ценность представляет коллекция старого сибирского искусства XVIII – начала XX века.

Формирование коллекции музея происходило сложно и охватывало различные периоды истории нашего государства во времена революции, войн и перестроек. Источниками комплектования были процессы национализации, дары, музейные фонды России, учреждения культуры, храмы, экспедиции работников музея в районы региона. Редкие, уникальные произведения искусства сразу поступали в руки реставраторов столичных центров – Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря (ныне «Всероссийский центр ВХНРЦ), Московского академического художественного училища, музеев России. Реставраторы были и из состава иркутских художников, тесно связанных с музеем – Н. В. Лодейщиков, хранитель, директор и реставратор музея Г. И. Дудин, хранитель галереи К. И. Померанцев…

1512 9 2

В своей деятельности Реставрационная мастерская музея основывается на традициях, технологиях и опыте ВХНРЦ. Организованный в 1918 году замечательными деятелями культуры И. Э. Грабарем и М. М. Померанцевым центр осуществляет государственную политику сохранения национального культурного наследия России. Сегодня он представляет собой академию отечественной реставрации, дарующую высокий профессионализм и накопленный опыт художников-реставраторов.

В 1975 году хлопотами А. Д. Фатьянова, на то время директора музея, в Иркутске был создан региональный филиал ВХНРЦ – единственный реставрационный центр от Урала до Тихого океана. Спустя годы сфера деятельности ВХНРЦ была сужена, и филиал перестал существовать (1992).

Учитывая ценность и уникальность коллекции музея, крайнюю потребность музея в жизнеобеспечивающей реставрационной базе, было принято решение о сохранении коллектива филиала, его уникального опыта и создания в структуре музея реставрационной мастерской.

Вместе с реставраторами мы прошли путь длиною в три десятка лет. Путь, наполненный тысячами произведений, прошедших консервационно-реставрационный процесс и ставших живыми свидетелями напряженного и вдохновенного труда.

Приходили молодые будущие реставраторы. Впитав магию реставрационного искусства, они на долгие годы связывали свою жизнь с музеем и его сокровищами. Перенимая опыт маститых специалистов, учились уважению к традициям и преемственности российской реставрационной школы, учились нести тяжелую ношу ответственности за сохранение культурного наследия, сбережение его исторической и эстетической ценности.

Их опыт формировался из умения проводить работы по консервации памятников в целях их длительного сохранения, реставрации от разрушений, предотвращению возможных утрат в будущем (превентивная консервация). И, конечно, из непрерывной деятельности по сохранности коллекции в целом, где бы она ни находилась, – в фондохранилище, в экспедиции, на выставках в музее и за его пределами или транспортировалась в другие районы России и другие страны.

1512 9 3

С благодарностью вспоминается, как опытные реставраторы и мне (в то время директору музея) давали уроки реставрационного дела для его успешного осуществления. Спокойно и убедительно они говорили об оборудовании и необходимых материалах, о технологиях и требуемых исследованиях ученых…

Вспоминаются дни, наполненные особенно напряженным трудом, легшим на плечи небольшого коллектива реставраторов в периоды открытия новых объектов музея.

После почти двадцатилетней реставрации уникального памятника архитектуры XVIII столетия Собора Богоявления его передали музею для размещения собрания древнерусского искусства и старого сибирского портрета.

А музеефицирование и открытие для посетителей усадьбы основателя нашего музея В. П. Сукачева! Уникальный архитектурно-парковый ансамбль последней четверти XIX века, объединивший уникальные объекты – главный дом с галереей и зимним садом, гостевой дом, дом для прислуги, школу для девочек, службы с конюшней и парк площадью около четырех гектар, – вводился в эксплуатацию постепенно. Однако работа по строительству в нем мемориальных и эпохальных экспозиций шла долгие годы и требовала крупных реставрационных работ специалистов музея, ВХНРЦ и Эрмитажа.

1512 9 4

Сотни памятников истории и искусства впервые вводились в стационарные и выставочные комплексы объектов усадьбы. Было трудно и крайне напряженно, но экспозиции открывались и успешно работали.

Реставрационного вмешательства требовала и активная экспозиционно-выставочная деятельность музея. Росла коллекция музея, рос ее выставочный фонд, менялась и художественная карта сотрудничества музея.

Вот только несколько масштабных выставок, требовавших значительных реставрационных работ, – «Русское искусство XVII – начала XX века» (Москва, Киев, Калининград, Ташкент); «Искусство Западной Европы» (Новороссийск); «Современное искусство» (Москва, Республика Бурятия); «2000-летие христианства» (Иркутск); «Русское искусство XV – начала XX века» (Япония, г. Канадзава); «Сибирский портрет XVIII – начала XX века» (Иркутск, города Сибири).

Сотни работ коллекции музея в составе выставок России экспонировались в ГДР, Бельгии, Финляндии, Китае, Монголии, Канаде, Италии и других странах. Сотни произведений экспонировались на выставках в городах региона.

Результатами фундаментальной исследовательской деятельности сотрудников музея становились книги. В 1990–2009 годах свет увидели солидные издания с богатым иллюстративным материалом – произведения древнерусского, русского искусства, стран Западной Европы и стран Востока.

Высокий художественный и полиграфический уровень альбомов-каталогов потребовал значительных усилий реставраторов по подготовке произведений искусств для съемок. Вот некоторые из них: «Иркутский художественный музей»; «Сибирский портрет XVIII – начала XX века»; «Сокровища Иркутского художественного музея»; «Русское искусство XV–XIX веков»; «Российские академики XVIII – начала XX века»; «Завещано потомкам»; «Декоративно-прикладное искусство Иркутского региона» и ряд других.

Бесценен труд и опыт художников-реставраторов! Нам нравится работать с ними. Импонирует их надежность и творческая инициатива. С ними всегда интересно и познавательно. Несмотря на возникающие сложные производственные проблемы, они чутко отзываются на срочную необходимость спасения очередного «пациента».

Так было и с картинами Усолья, поступившими в музей в крайне тяжелом состоянии с многочисленными утратами красочного слоя и различного рода заболеваниями, в том числе и грибковыми. Спасение большемерных картин, созданных талантливыми ленинградскими художниками в конце 1970-х годов, потребовало солидного опыта и привлечения сложных технологий. Сегодня картины усольской коллекции экспонируются и доставляют радость общения с миром истории и природы Сибирского края. В наши дни не возникает сомнения в правильности принятого много лет назад решения о сохранении уникального творческого коллектива филиала ВХНРЦ.

В составе мастерской работают художники-реставраторы С. И. Тютикова (ее руководитель и организатор), Г. Н. Муравьева, Е. В. Кочетова, А. В. Салонина, Е. А. Боброва, Н. Н. Зорина, Н. Натяганов. Последний позже ушел из музея, чтобы стать автором росписей Казанского храма Иркутска (храм Казанской иконы Божией Матери). Его интересное исследование о картине А. Д. Литовченко «Сокольничий XVII века (боярин с соколом, 1866)» представляет сегодня большой научный интерес. Они сформировали то, что было бесценно – коллективный творческий опыт, увлеченность, умение решать сложные задачи, вызванные процессом реставрации.

1512 9 5

Юбилейные даты всегда вызывают воспоминания и желание повторить. В этом году талантливые художники-реставраторы С. И. Тютикова (70 лет) и Г. Н. Муравьева (75 лет) отмечают свои юбилеи. Ученицы детской художественной школы, они с теплотой вспоминают талантливого преподавателя А. Савиных, введшего их в волшебный мир искусства, Иркутское училище искусств и его блестящий преподавательский состав художников – Г. Новикову, Г. Анциферова, Б. Бычкова, К. Грюнберга, Н. Домашенко, В. Тетенькина, С. Таволжанскую, а также успешную защиту дипломов и работу в филиале ВХНРЦ.

За профессиональное мастерство и высокий художественный уровень реставрации Светлане Ивановне и Галине Николаевне были присвоены звания «Заслуженный работник культуры РФ» (2012). Они стали лауреатами премии губернатора Иркутской области (1997), лауреатами премии благотворительного фонда «Иркутский меценат» (2013), были награждены многими грамотами, благодарностями и дипломами.

Образование художников позволило им выполнять сложнейшие живописные восстановления произведений в авторской технике, использовать свои методики для перевода живописи на новую основу, дублирование полотен, работать с самыми различными материалами, применяемыми для живописи – металлом, костью, фарфором, стеклом, с самыми различными техниками живописного исполнения.

Среди сотен произведений русской и западноевропейской живописи ими выполнены уникальные по сложности и значимости работы по реставрации полотен Репина, Айвазовского, Плесси, Пластова, Петрова-Водкина, Брюллова, Бурлюка, Боголюбова, Литовченко, Шебуева, Горелова, Мейера и Рязанова, Жибинова и находящиеся в особо тяжелом состоянии картины Тышлера и мастеров старого сибирского портрета…

У наблюдателя таинства реставрационного процесса вызывают чувство трепетности… Склонившись над столами и мольбертами, реставраторы с глубочайшей осторожностью раскрывают произведение, проникая к авторскому слою, в художественную систему мастера. И тут нелишне воскликнуть: «Не навреди!»

Сложная живописная фактура старинной картины – красочные слои, тонкие прописки и пленка лака – заставляет реставратора действовать зачастую интуитивно. Где опыт и «чутье», объединяясь, помогают достичь успеха.

В реставрационном деле, и это не секрет, всегда присутствует субъективизм и элемент творчества. Ведь реставраторы зачастую художники! Не избежать и влияния современных реставратору знаний об истории живописи и эстетических представлениях современной ему эпохи. К тому же большое значение имеют и сложные, непредвиденные ситуации, возникающие в процессе реставрации, и мастер вынужден принимать самостоятельное решение. Спасают профессионализм, художественная культура, уважение к автору произведения и та педантичность, не ограниченная временем, которые помогают успешно провести реконструкцию изображения на участках с полностью утраченным красочным слоем или тонировку на местах утрат.

1512 9 6

Опытные реставраторы музейной мастерской стремятся выявить и сохранить все, что относится к замыслу автора. И здесь важны и оптические, и тактильные, и осязательные ощущения.

Художников-реставраторов музея я часто называю «наши золотые ручки». Это понятно: рука реставратора должна быть не менее «образованная», чем его голова.

Специалисты мастерской входят в состав ученого, реставрационного и методического советов, фондово-закупочной комиссии музея.

Их оригинальные выставки «Возрожденные шедевры» позволяют судить об уровне профессионального мастерства и о том, с какими особенными произведениями им приходится работать.

Впереди у коллектива мастерской долгие годы вдохновенного труда по возрождению и сохранению культурного наследия и представления его обществу, ведь тягу людей к прекрасному не могут остановить ни «трудные времена», ни отсутствие «благоприятных обстоятельств».

  • Расскажите об этом своим друзьям!