НА КАЛЕНДАРЕ

Воистину прирастать будет

Алексей МОЛЧАЛИН   
21 Июля 2023 г.

08 1a 

Пухов сам не знал – не то он таял, не то рождался. Свет и теплота утра напрягались над миром и постепенно превращались в силу человека. А. П. Платонов, «Сокровенный человек»

Воистину прирастать будет

В июне в Воронеже проходил XII Международный Платоновский фестиваль искусств и имеет намерение продолжиться в сентябре-октябре. Год назад фестиваль был отменен по известным причинам, но воистину с платоновским упрямством проложил себе новую дорогу. Герои Андрея Платонова упрямы и горячи большими сердцами, тексты этого писателя своеобразно шершавы и потому прочитываются медленно. Автор – уроженец Воронежа, памятного иркутянам тем, что туда переехал наш ИВВАИУ-ВИ, с чувством слившись с Воронежским военным авиационным институтом.

От большого черноземного воронежского сердца фестиваль собирает не только писателей, но и театры, художественные выставки, музыкантов. В ловушку столь длительной культурной акции попадает все больше граждан России и СНГ, намагничиваясь на искусства.

Андрей Платонов – новатор на все времена. Его герои никогда не пробиваются гламурно, всегда от пота и крови, чему писатель был свидетелем и участником – революций и Великой Отечественной войны. Они выносят на себе тяготы, лихолетья, голод и холод. Эти вещи под силу только простым людям, народным мудрецам-философам, натуральным механикам наподобие Пухова из повести «Сокровенный человек» и героям-солдатам. Под силу таким, какие предстают со страниц черноземной, хорошо унавоженной терпеливыми несчастьями платоновской прозы.

По приглашению Платоновского фестиваля искусств в Воронеже побывала иркутский писатель и искусствовед Татьяна Ясникова. В связи с 175-летием великого художника-сибиряка Василия Сурикова она рассказала воронежцам о нем и его творчестве сквозь призму собственной книги, изданной в серии «Жизнь замечательных людей» без малого пять лет назад и до сих пор востребованной. Между Платоновым и Суриковым, очевидно, можно проводить параллели. Последний живопись свою буровил тоже горячим сердцем, а если покупал себе в модном магазине новую шляпу, то прежде чем надеть, топтал ее хорошенько казацкими сапогами: гламура не переносил.

В рамках Платоновского фестиваля иркутский автор посетила встречу с главным редактором готовящегося первого научного издания произведений Андрея Платонова – литературоведом, членом-корреспондентом РАН, заведующей отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья Института мировой литературы имени А. М. Горького, ведущим исследователем творчества классика-воронежца Натальей Корниенко. В мире традиционных ценностей царит неизбывный порядок: пишутся книги, картины и музыка, ставятся спектакли, оперы и балеты. А еще и такие выходят издания, каких никогда не было.

За почти столетие изданий (первый сборник рассказов и повестей «Сокровенный человек» вышел в 1927 г.) книги Андрея Платонова прочел каждый четвертый воронежец – какой это глубокий и мудрый город Воронеж! Читал его с непониманием и оставлял на полях бранные примечания товарищ Сталин, однако постыдился трогать честное сердце, и обошлось без репрессий. Эрнест Хемингуэй прочел в переводе на английский «Третьего сына» и признал Платонова одним из немногих писателей, у которых следует учиться. Спустя тридцать лет после смерти (наступившей в 1951-м), в 1980-е начался бум прочтения и переизданий страдавшего от примитивности людей власти и самой тягомотной жизни гениального воронежца.

Прочли Платонова и в уральском городе – Серовский театр драмы имени А. П. Чехова представил на Платоновском фестивале спектакль молодого режиссера Дмитрия Зимина «Джан» по одноименной повести. Джан – так у Платонова называется трепетный душа-народ, состоящий из самых последних нищих, сирот и беглецов, угнездившихся в кошмарной пустынности близ Усть-Урта, Сары-Кыштыма и дельты Амударьи. Юноша-джан Назар Чагатаев допутешествовался до образования в Москве и там получил высокое поручение вывести свой народ к счастью социализма. Не в укор иркутским театрам будет сказано, но серовцы, кажется, ничем не потрафляют мелкобуржуазным современным зрителям-потребителям и тем самым выводят последних к свету некоммерческого прозрения. В аннотации к «Джан» есть такое пояснение: «В спектакле Серовского театра драмы пустота становится основным выразительным средством, он густо наполнен молчанием – и в этом молчании зритель может слышать суть. Бесстрастный Молла Черкезов (Евгений Вяткин) читает текст размеренно, с расстановкой – фразы буквально повисают в воздухе. В полумраке движутся люди-тени, шуршит перекати-поле (Евгений Сухарев) и плывет в мираже обезумевший от жажды верблюд (Эдуард Валиуллин). Поселок среди камыша обозначен частоколом шестов с повязанными на верхушках тряпочками – символами надежды на исполнение желаний. Безмолвный народ джан совершает разбойный набег на базар, наедается и расходится из проснувшегося от сытости любопытства…»

Нет ничего сложнее, чем найти неформальному платоновскому языку сценическое соответствие, но серовцы с этим справились: в поразительной антидинамике. По окончании спектакля зритель расходится с желанием лучше и веселее жить, чего и хотел для будущих людей великий и странный писатель.

В Воронежском областном художественном музее имени И. Крамского (это еще один местный уроженец) в дни фестиваля были открыты выставки неформальных современников Андрея Платонова – живописца-авангардиста Роберта Фалька (одного из основателей «Бубнового валета») и фотографа Александра Родченко (наиболее известен по портретам Владимира Маяковского). Из чего можно сделать вывод, что фестиваль состоялся на крови и бунте неформалов, ставших приятными после смерти. Воронеж – город с более чем миллионным населением, однако его художественный музей меньше иркутского и скрывается в глубине двора Управления Юго-Восточной железной дороги. Целый этаж в музее занимает отдел западно-европейского искусства, начиная с эпохи среднего Возрождения, возникший вследствие изъятий у дореволюционных собирателей. И этаж – русское и советское искусство с отдельным залом воронежско-сербской художницы Елены Киселевой, автора стиля модерн. Обозревая этот этаж, можно сделать вывод, насколько мощно потрудился над собранием Иркутского областного художественного музея Алексей Фатьянов, сумевший привлечь в Иркутск массу произведений отечественных художников. Роберт Фальк и Александр Родченко были представлены на первом этаже. Там площадью с ними поделилось искусство эпохи античности.

Находкой фестиваля является еще одна неформальная акция – зрители и слушатели смогли бесплатно посетить открытую репетицию Государственного трио Казахстана «Форте трио» и увидеть всю наигранность трагедии подготовки к основному концерту.

Вернувшись к презентации Татьяны Ясниковой в Центральной городской библиотеке имени А. П. Платонова, отметим, что представила она не только книгу о художнике Василии Сурикове, но и книгу рассказов «Девочки играли в апокалипсис». Людмила Фоломеева, заведующая отделом обслуживания читателей, отметила созвучие ее рассказа «Изыди» рассказу Платонова «Третий сын», учиться по которому призывал Хемингуэй. В «Третьем сыне» шестеро сыновей приезжают к отцу на похороны старухи-матери. В распутинском «Последнем сроке» дети собираются к умирающей старухе-матери, и она не умирает из-за радости их видеть. В рассказе «Изыди» могучая родня (в рассказе Платонова все шесть сыновей могучие) собирается на похороны одного из нее, по жизни самого непутевого.

Иркутяне (а днем ранее в ЦГБ имени А. Платонова выступил Андрей Румянцев с темой иркутских классиков Александра Вампилова и Валентина Распутина) посетили Воронеж не зря. Читатели из великого черноземного города с большим воодушевлением отметили, что, как это верно сказал Михайло Ломоносов, «российское могущество будет прирастать Сибирью».

У каждого большого писателя есть своя малая родина, и это симптоматично.

  • Расскажите об этом своим друзьям!