ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Виталий Зоркин: Поэма – это не стихи, а стихия

Виталий Зоркин   
13 Января 2023 г.
Изменить размер шрифта

sosunov anatolii

Об особенностях творчества Анатолия Сосунова.

Я давно внимательно слежу за литературной и общественной деятельностью Анатолия Сосунова и могу отметить важную его особенность: он всегда открывает что-то новое. Он – ярко выраженный первопроходец. Никому из учёных, например, не пришло в голову сказать о Байкале то, что сказал Анатолий Сосунов в эссе «Память воды». Впрочем, это уже другая и очень интересная тема – я подробно рассмотрел её в своей книге «Не уйти от памяти».

Кто ответит основательно на вопрос: что такое пресс-акция? Ни в одном словаре, ни в одной публикации до 2002 года этого термина (как и самого явления) нет. Его ввёл в литературный обиход и успешно работает в этом жанре Анатолий Сосунов. В художественно-публицистическом коллаже «Россия снова кормит птиц» (журнал «Сибирь», № 349/1, 2013 г.) он пишет: “Пресс-акция – это слово и дело: масштабная подача в полифонической форме животрепещущей социальной проблемы и вместе с тем конкретные практические действия рука об руку с разбуженной, воодушевлённой общественностью. Это – публицистическая композиция синкретического построя. Это – жанр”.

Анатолий Сосунов – публицист особого рода: он не только автор и ведущий своих пресс-акций на страницах газет и журналов – он их главный режиссёр и постановщик на улицах и площадях. Слово и дело у него нерасторжимы: он пишет – как и действует, а действует – как и пишет.

Художественная публицистика – трудный и сложный род литературы. Она сродни самой высокой поэзии. Публицистическая поэма Анатолия Сосунова «С чего начинается родина?..» (газета «Мои года», 19.03.2021 г. – ред.) – это действительно поэма, по тем же неформальным признакам, что и, к примеру, поэма «Мёртвые души» Н.В. Гоголя. Признаки эти лучше всего сформулированы музыковедами применительно к поэме музыкальной: оркестровое произведение свободной формы.

Великий художник слова Иван Бунин писал: “Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у кого есть душа, есть горячее чувство, безотчётно рвущееся из глубины сердца. Я не знаю, что называется искусством, красотою в искусстве, его правилами. Верно, в том заключается оно, чтобы человек, какими бы словами, в какой бы форме ни говорил мне, но заставлял бы меня видеть перед собою живых людей, чувствовать веяние живой природы, заставлял трепетать лучшие струны моего сердца”. У Анатолия Сосунова есть власть над словом, и он всегда точно знает: ЧТО сказать и КАК сказать. А говорит он всегда бередящую душу правду, о которой, на мой взгляд, забыли многие современные журналисты. Писать, например, о птицах так, что к горлу подступает комок и начинаешь почти физически чувствовать едва ли не кровную свою связь со всем миром, – по силам только настоящему большому мастеру (кстати, сам Бунин был выдающимся публицистом, его «Окаянные дни» – классика художественной публицистики).

Суд состоялся. Публицист Анатолий Сосунов приговорён к высшей мере профессионального признания – признанию «ярким и неподражаемым мастером», как сказано в золотом дипломе лауреата IV конкурса журналистов «Золотая Запятая». Решение вынесено судьями компетентными: в составе жюри – главные редакторы крупнейших областных газет, учёные-филологи, известные журналисты, работники культуры.

Признан факт в общем-то теперь уже очевидный: в нашей литературе работает своеобразный и сильный писатель со своей неповторимой творческой манерой и собственным оригинальным взглядом на мир, природу и человека.

В пресс-акции «Покормите птиц!» Анатолий Сосунов не подписывает своим именем тексты, созданные им по устным рассказам друзей и знакомых, а ставит подлинное имя рассказчика – такая подпись называется аллоним. В нашей литературе аллонимами давно уже никто не пользуется, а между тем есть случаи, когда это просто необходимо – и для убедительности материала, и для решения чисто художественных задач. Анатолий Сосунов в процессе своей работы над пресс-акцией с удивительной точностью уловил эту необходимость. Под аллонимами им созданы «Среди прохожих птицы узнают меня», «Русская миссия святого Зиновия», «Повод для раздумий», «А чё их кормить?..», «Каждый год в синичкин день», «Сегодня мы рисуем птиц» и потрясающий маленький шедевр экологической публицистики – «Реквием по убитым птицам», под которым стоит подпись его старого друга и соратника по Движению в защиту Байкала Георгия Николаевича Тарновского, фронтовика, известного учёного-минералога, художника и библиофила. Свои собственные тексты Анатолий Сосунов во многих случаях оставляет вообще без подписи, а художественную прозу публикует под псевдонимом («Арабески. Лаконизмы. Притчи», газета «Мои года», 22.07.2016 г. – ред.).

09 2

При вдумчивом изучении открывается, что все пятьдесят выпусков пресс-акции буквально пронизаны глубоко переосмысленной Анатолием Сосуновым идеей русского культуролога, философа и филолога Михаила Михайловича Бахтина о преодолении трагического разрыва мира культуры с миром жизни, о их равноправии, о созидательном единстве многоголосия. Яркий полифонизм «Покормите птиц!» позволяет вполне серьёзно вести разговор о публицистической симфонии, точнее – о публицистической фуге. Эта пресс-акция стала новым и значительным явлением в русской публицистике.

“У каждого в душе свой жанр”, – заметил Антон Павлович Чехов. Того, кто займётся детальным анализом пресс-акции «Покормите птиц!», ждут удивительные открытия.

Помню, какое сильное впечатление произвели на меня мысли Анатолия Сосунова о «природовосславляющем аспекте славянской культуры», высказанные им в Гуманитарном центре-библиотеке имени семьи Полевых на им же и организованной встрече иркутских руководителей славянских центров культуры (публикация «Двенадцать» в газете Иркутского обкома КПРФ «Приангарье», 2 и 16 июня 2015 года), – я даже статью тогда написал в газету «Мои года». Меня, человека, всю жизнь работающего с книгами и имеющего громадную личную библиотеку, буквально поразила сама постановка вопроса – ведь сущность славянской культуры изучалась и подавалась много и по-разному, но здесь, пожалуй, впервые славянство было обозначено как /природосберегающий тип культуры/. Эта встреча положила начало интереснейшей дискуссии о славянстве, которую Анатолий Сосунов развернул на страницах газеты «Мои года» как очередную пресс-акцию под названием «Славянство: что это?». Своё кредо он изложил настолько поэтично, афористично и глубоко, что считаю необходимым привести его здесь полностью:

Славянство – это явление духа

ЧЕЛОВЕК не задохнётся в собственных отходах. ЧЕЛОВЕК не погибнет в атомном кошмаре. ЧЕЛОВЕК богоподобен и тем уже велик.

Но люди, недостойные великого Божьего дара – разума, будут волею свыше разума лишены и утратят человеческую суть, силу и власть в потопе умственной инволюции. Бог разум дал, Бог его и отымет – за ненадлежащее применение.

Только праведного Ноя праведные наследники – собор землян одухотворённых – не канут в этом всевышнем акте очищения человечества.

Но ковчег праведных соборян будет уже иным: в ковчеге духа «тварь» будет только чистая. Нечистое же всё – канет вместе с отбросом человечества. Сгинет власть окаянная.

И чудный МИР – не разрушится, и дивная ПРИРОДА – не умрёт.

И будет ПРАВДА править – вить своё гнездо.

***

Одухотворённость хранит мир.

Будьте одухотворённы, но не пригнетайте МАТЕРИЮ в сердечном устремлении к ДУХУ – вслушайтесь, всмотритесь в это слово: материя… матерь… мать…

Верьте в Творца, нашего отца-одухотворителя. Его творчество непостижимо и грандиозно. Его творения удивительны и совершенны. Первое ОТЕЧЕСТВО наше – Он. Восславим Творца!

Любите Твориню, мать-ПРИРОДУ нашу одухотворённую, неиссякаемый РОДНИК жизни и красоты. Первая РОДИНА наша – Она. Восславим Твориню!

Служите им – творителям своим надвечным; почувствуйте и осознайте себя – их частью. Часть ли вы ОТЕЧЕСТВА и РОДИНЫ?..

Быть частью – счастью быть: вы триедины и бессмертны, вы – счастливы.

***

Мир сотворён во имя КРАСОТЫ.

Хранить Творенье, открывать и множить красоту его – да разве можно выразить сильнее свою любовь, признательность и преданность Творцу?!

Как нет творений без творцов, так нет творцов, не любящих свои творенья: творец всегда Пигмалион, его творенье – Галатея.

Любовь незамутнённая к Творцу приходит от любви к Его твореньям, а не от страха за судьбу своей души – вот мудрости немеркнущей начала. И пробный камень веры.

Мир мыслится СОБОРОМ КРАСОТЫ.

Любите, веруйте, храните. Где есть любовь, там смерти нет – разлука только. И надежда.

***

Где места нет Творцу – не может быть Культуры, где нет Культуры – там Человека нет.

Любить Творца! Хранить Его творения, беречь Его наперсницу творящую – Природу – и не молиться, а служить Ему делами.

(«Мои года», 5.6.2015 г.)

Вот с такими мыслями живёт и действует Анатолий Сосунов.

Глубокий знаток и ревнитель народно-обрядовой русской культуры писатель-сибиряк Анатолий Байбородин, принявший участие в возникшей полемике, между прочим заметил: “Ярко и любомудро, с отзвуками былинной краснопевности пишет о славянстве Анатолий Сосунов, – словно вещий баян на киевских горах, возложив персты на гусли, с любовию поёт он о славянском природолюбии… («Мои года», 15.1.2016 г.). Его основательное произведение о славянстве и природе может быть напечатано в нашем альманахе «Иркутский Кремль»…” («Мои года», 19.6.2015 г.).

Рассудочный путь экологического просвещения и воспитания, по которому уже идут Европа и Америка, в славянском мире, конечно же, не отменяется. Но то, что легко даётся дисциплинированному европейскому уму, не сразу и не вдруг войдёт в душу славянина, который мыслит, как известно, сердцем. Славянина нужно либо принуждать, как это и было при социализме, либо заражать любовью – тогда он и горы свернёт. Кто мыслит сердцем, тот живёт эмоциями, и поэтому “сердечный путь любви” намного облегчит нам нелёгкую задачу спасения природы.

“Любовь есть жажда упоения прекрасным; любовь есть инструмент, которым красота спасает мир” – с этим афоризмом Анатолия Сосунова трудно не согласиться, ибо в нём образно и ёмко уточняется всем хорошо известное высказывание Фёдора Достоевского о спасении мира красотой.

Писатель Константин Федин сказал однажды: “Мастер всегда должен быть мастером”. На этом и поставлю точку.

09 3

Зоркин Виталий Иннокентьевич (1937, с. Маяки Читинской области – 2019, г. Иркутск). Исследователь-историк, филолог, писатель, журналист, путешественник, фольклорист. Окончил Иркутский государственный университет, в котором и трудился более 40 лет на научно-педагогическом поприще. Профессор, кандидат филологических наук, действительный член Петровской академии наук и искусств. Автор более тысячи публикаций в журналах и газетах России, 15 книг, из которых наиболее значительны: «Роковая любовь великих людей», «Бывают странные сближения. Пушкин и Сибирь», «Иркутские градоначальники: воеводы и вице-губернаторы. 1661–1764 гг.», «Иркутские градоначальники: губернаторы и генерал-губернаторы. 1765–1805 гг.», «Не уйти от памяти». Лауреат и дипломант многих литературных премий и конкурсов. В 2015 году удостоен звания «Иркутский мэтр журналистики» с вручением золотого знака с бриллиантом. Заслуженный работник культуры России. Член Союза писателей и Союза журналистов России. Критическое эссе «Поэма – это не стихи, а стихия» было получено редакцией журнала «Сибирь» незадолго до кончины автора и опубликовано в первом номере за 2020 год.

Сосунов Анатолий Александрович

Сосунов Анатолий Александрович (1941, Иркутск). Публицист и общественный деятель. В 1965 году окончил биологический факультет Иркутского государственного университета. С мая 1965 года – член Союза журналистов СССР. 24 июля 1965 года постановлением бюро ЦК ВЛКСМ занесён в Книгу почёта ВЛКСМ за мужество и отвагу, проявленные в борьбе с уголовной преступностью в рядах созданного им оперативного комсомольского отряда. В 1971 году был исключён из Союза журналистов СССР за инакомыслие; восстановлен в 1989 году по инициативе нового руководства, но от членства отказался. Организатор и лидер неформального общественного объединения «Движение в защиту Байкала» (1987 г.), вскоре переросшего в массовое общенародное движение. В 2021 году награждён Российской академией естественных наук медалью академика Моисеева за большой личный вклад в дело ликвидации Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. В 2013 году награждён в Москве дипломом Российского Союза Молодёжи за заслуги в деле воспитания молодёжи, а в Иркутске удостоен звания «Почётный член Иркутского областного комитета Российского Союза Молодёжи»; тогда же Союзом охраны птиц России награждён Почётной грамотой /“за выдающиеся достижения в экологическом просвещении населения и большой вклад в дело сохранения птиц России”/. Многолетний автор и ведущий пресс-акций «Священный Байкал» (120 выпусков) и «Покормите птиц!» (100 выпусков). Многократный лауреат литературных и экологических конкурсов, в том числе – двух международных. «Иркутский журналист года» –2003; –2004; –2005. В минувшем, 2022 году награждён правительством Иркутской области дипломом «Журналист года Иркутской области», а мэром и Общественной палатой города Иркутска – Почётной грамотой /“За неравнодушие к городу, области и окружающему миру”/. О жизненном пути Анатолия Сосунова опубликован историко-публицистический коллаж «В небесах отгорели зарницы...» (журнал писателей России «Сибирь», № 371/4, 2018 г. – http://dom-lit.ru/?page_id=1991).

  • На днях состоялось вручение Почётного знака «Активный гражданин Иркутска» Анатолию Александровичу Сосунову, награждённому Общественной палатой города Иркутска за многолетнее участие в общественной жизни города, высокую гражданственность и значительные достижения в развитии культуры окружающей среды (решение Общественной палаты города Иркутска от 15.12.2022 г.).

Поздравляем!

  • Расскажите об этом своим друзьям!