НА КАЛЕНДАРЕ

Вечная профессия Людмилы Ширяевой

Надежда ШЕСТАКОВА   
10 Декабря 2021 г.

1012 18 1a

В средней общеобразовательной школе № 16 Иркутска работает удивительный учитель – Людмила Степановна Ширяева. В профессию она пришла в 1961 году, ровно 60 лет назад, и все эти годы продолжает трудиться учителем начальных классов. В чем же секрет ее профессионального долголетия?

Фото 1949 г. С мамой, отцом, братом Олегом. Ширяева Л. С.

Фото 1949 г. С мамой, отцом, братом Олегом. Ширяева Л. С.

Людмила Степановна родилась в Иркутске 19 ноября 1940 года в семье Степана Акимовича и Галины Алексеевны Селедцовых. Детство было сложным, как у всех детей, выросших в годы Великой Отечественной войны. Отец дошел до Берлина, после войны остался служить в Германии. В 1946 году семья переехала к нему. Именно там Люда впервые поняла, что ей нравится водиться с маленькими детьми. Шестилетнюю девочку оставляли за старшую, просили присмотреть за своими детьми жены советских военных, когда ездили в город за покупками. Людочка занималась с малышами, играла, учила их, укладывала спать.

В профессию учителя Людмила Степановна пришла случайно. После школы, а училась она всегда хорошо, в аттестате об окончании 10 классов были практически одни пятерки, она не поступила в медицинский институт (сама туда не очень хотела, поступала по настоянию мамы – врача-эпидемиолога) и пошла работать на швейную фабрику. В первое же лето ее, комсомолку, активистку, отправили работать вожатой в пионерский лагерь «Искра». Девушке очень понравилась эта работа: нужно организовать детей, чтобы каникулы для них прошли с пользой и весело. Лето в пионерском лагере пролетело мгновенно. Дети, события, мероприятия, проведенные в лагере, вспоминались постоянно.

В мае 1960 года в Иркутск приехали родственники, чтобы поступать в Иркутское школьное педучилище. От них Людмила узнала, что в педучилище на базе 10 классов учатся всего два года, получая профессию учителя начальных классов. Находилось школьное педучилище на улице Звездинской в Глазково. Поехали подавать документы, Люда ехала как сопровождающая. В приемной комиссии у видной взрослой девушки спросили: «Почему вы не поступаете?» В итоге получилось интересно: родственница не поступила, а Люда, сдав экзамены на 4 и 5, была принята. Да еще и стипендию сразу назначили, которую дали только восьми вновь поступившим.

В педагогическом училище у Людмилы началась новая жизнь. Нравилось все: уроки, практика, внеурочная занятость. Первый год обучения просто пролетел, таким интересным он оказался. А в начале второго года лучшим учащимся предложили поехать работать, т.к. в области не открылись около 100 школ, потому что не хватало учителей. 20 сентября 1961 года две молодые учительницы, однокурсницы Людмила Селедцова и Людмила Ладик, поехали в поселок Новая Усть-Уда. Люда Ладик осталась работать в поселке, а Людмила Степановна попала на работу в химлесхоз «Чапаевский».

Людмила Степановна с теплотой вспоминает подругу и очень сожалеет, что потеряла с ней связь. До сих пор учитель не теряет надежды встретиться со своей однокурсницей. Если у читателей есть возможность помочь, Людмила Степановна будет очень рада.

Школа была малокомплектной, в одном кабинете вместе учились семь третьеклассников и 10 первоклассников. У молодой учительницы энергии и задора через край! И для детей занятия организовала, и для мам – кружок кройки и шитья. В мае 1962 года Людмила Степановна вернулась в Иркутск, как раз к госэкзаменам и распределению. Как правило, выпускников педучилища распределяли по области в сельские школы. Но в это время тяжело заболела мама, и Люда попросила оставить ее в Иркутске. Распределение она получила в школу-интернат № 17 (ныне не существует, находилась в предместье Рабочее). Уверенная молодая учительница переступила порог школы в августе. Кабинет достался с интересной планировкой: узкий и длинный, парты стояли в два ряда. Уроки вела так, как уже умела, как учила в малокомплектной школе: объяснила, дала задание, проверила. А в конце первой четверти на урок пришла методическая комиссия. И основной вопрос: почему так плохо работаете? Почему плохо? А как надо? Работать плохо, быть «учителем второго сорта» Людмила Степановна уже тогда не могла, не умела, да и не хотела. А вот трудности преодолевать умела. И началась работа над собой: поиски новых форм обучения, знакомство с методикой работы других учителей, постоянное совершенствование своего профессионального мастерства. Ходила на уроки к другим учителям, приглашала на уроки к себе, самообразованию посвящала много времени. Хотя дети в классе были почти все из неблагополучных семей, где не до отличников, у нее стало получаться. Это поняла и она сама, и ее более опытные коллеги. Несмотря на то, что уже появилась семья и родился сын, молодая учительница работала как всегда от души, не считаясь со временем, не жалея сил.

В эти же годы получила высшее образование. Выбрала факультет географии, по совету коллеги, учителя географии Риммы Александровны Селезневой. Дома выбор поддержали родители. Училась заочно, было трудно, приходилось много заучивать наизусть, в этом помогал, конечно же, папа. Но работать учителем географии Людмила Степановна так и не стала, осталась верна своему первому педагогическому образованию учителя начальных классов. С искренней благодарностью и сейчас вспоминает Людмила Степановна своих наставников из школы-интерната № 17.

Молодая семья переехала на новое место жительства на улицу Трудовую, а ездить на работу приходилось в предместье Рабочее. В 1971 году совсем недалеко от дома открылась новая школа № 16. И в 1974 году по настоянию семьи Людмила Степановна переходит на работу в эту школу. Новой учительнице дали первый класс. На первом родительском собрании, проведенном до начала учебного года, Людмила Степановна озвучила все проблемы. Школа была новой, но оснащение кабинетов оставляло желать лучшего. Штор в ее кабинете не было, дверцы у шкафчиков не закрывались до конца. Ровно день понадобился родителям будущих первоклассников, чтобы привести кабинет в порядок. И не просто в порядок, а со всеми новшествами: шторы не просто появились, а опускались при нажатии на кнопку, доска была с раздвигающимися створками, возле нее одновременно могли стоять шесть учеников. Кстати, Людмила Степановна до сих пор работает в том самом кабинете.

В те годы школа № 16 являлась базовой для директоров и руководящих работников школ Октябрьского района, здесь постоянно проводились методические семинары и другие мероприятия. Учителя регулярно давали открытые уроки, проводили конкурсные мероприятия, участницей которых была и Людмила Степановна. Мастерство педагога замечали и руководители, и заместители директоров других школ, поступали приглашения перейти на работу. Но учитель осталась верна своей, уже ставшей родной, 16-й школе. Как говорит Людмила Степановна про себя: «Сидеть на месте не могла никогда» – постоянное самообразование, курсы, выставки, обмен опытом. В школе тогда подобрался уникальный педагогический коллектив: энтузиасты, соратники, единомышленники. Вместе не только на работе, но и после. Надо кому-то обои поклеить? Собрались, сделали. Надо открытый урок приготовить? Собрались, сделали. Одно слово – команда! Практически в одно время пришли и работали вместе Татьяна Леонидовна Стрельцова, Нина Семеновна Зуева, Галина Кузьминична Кузьминых, Галина Александровна Федяева, Роза Семеновна Доманская, Людмила Михайловна Пудочева. Их всех объединяла любовь к детям, любовь к учительскому труду, важное слово «надо». И на работе все ладилось. Как говорит Людмила Степановна: работали не за деньги, а за интерес. Удивительными называет она те годы. Здесь всё: коллектив, растущий профессионализм, дети, бегущие на уроки, родители, во всем поддерживающие учителя, администрация школы, создающая условия для профессионального роста учителей.

За свою педагогическую деятельность Людмила Степановна выучила огромное количество учеников, есть среди них и «династии», когда уже взрослые бывшие ученики ведут своих детей именно к своей первой учительнице. Своего сына Дмитрия, внучек Илону и Таню Людмила Степановна выучила сама. Только правнучка Милана не попала к ней в класс, хоть и очень просила оставить «свой четвертый» и взять первый. Но как ни просила Милана, Людмила Степановна не могла предать своих учеников даже ради любимой правнучки. Есть среди учеников Людмилы Степановны те, кто тоже выбрал учительскую стезю и до сих пор поддерживает связь со своей первой учительницей.

Ну а на вопрос: «За что любите профессию учителя начальных классов», она ответила так: «В первый класс приходят детки, которые практически ничего не умеют, напоминают слепых котят. А к концу года уже пишут диктанты, решают задачи, рассуждают, доказывают. И этому всему их обучает педагог. Профессия учителя благодатная и благодарная: дети говорят твоим языком, знания учителя передаются ученикам. Все это приносит радость, удовлетворение».

Коллеги говорят о ней так: «Восхищает ответственное отношение Людмилы Степановны к школе, к детям, ее стойкость, любовь к своему делу. Она умеет научить, воспитать, выявить лучшие качества ребенка и развить их. А еще Людмилу Степановну отличает умение радоваться всему. Она человек, который никогда не жалуется, не стонет, не возмущается. На работу каждый день идет с удовольствием. И дарит это всем, кто находится рядом: детям, их родителям, коллегам».

Труд Людмилы Степановны Ширяевой отмечен по достоинству. В 1980 году присвоено звание «Отличник народного просвещения», а грамот и наград у педагога огромное количество.

Учитель – профессия вечная, и школой, классом она не заканчивается. Человек, который заложил основы учебной деятельности, подарил радость учения более чем 600 ученикам, учил преодолевать трудности, ставить цели и достигать их, всегда остается УЧИТЕЛЕМ.

  • Расскажите об этом своим друзьям!