Юрий Баранов: «Экзюпери из меня не получился…» |
Рассказ гостя записала Мария РЯБЕЦ, студия « Репортер» |
22 Апреля 2022 г. |
14 апреля в Иркутском областном художественном музее имени В. П. Сукачева прошла встреча с известным иркутским писателем, военным летчиком, директором Дома литераторов, автором гимна дальней авиации Юрием Ивановичем Барановым. На встрече он рассказал о своем творческом и жизненном пути. «Начну издалека – начал свой рассказ писатель, – мне бы хотелось поговорить о литературе и как вообще человек приходит к тому, что он начинает писать. Это самый главный вопрос, который мне всегда задают на всех встречах. Дело в том, что, в общем-то, я могу похвастать тем, что прожил не одну жизнь, а минимум три. Родился я в семье военного летчика, дед мой был военным моряком. Даже родился я 23 февраля. И кем я должен был после этого стать? Конечно же, военным. На роду было написано. Но не так-то просто это было. Потому что ребенком я был чрезвычайно болезненным. Даже в одно время у меня признавали порок сердца. И конечно, я не мог поступать ни в какое военное училище. Но с детства любил читать про моряков, разные путешествия, открытия, главным образом – морские. Когда я впервые взял в руки книги Антуана де Сент-Экзюпери, я вдруг понял: «Боже мой! Какой я дурак! Ведь все то, что меня окружает в гарнизонах, где мы жили, самолеты, которые летали над головой, – все это и есть та романтика, которую я искал в книгах». Но так получилось, что сразу поступить в военное училище я не мог – не годен был по состоянию здоровья. Поступил в педагогический институт на исторический факультет, проучился два года и дальше все-таки прошел медкомиссию и сделал попытку поступить в летное училище, но не поступил. И загремел служить на флот. Был матросом на Черном море на корабле тральщике. Корабль базировался в Феодосии. И только после службы на флоте поступил в Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков имени М. М. Расковой. Училище это готовит летчиков дальней авиации, то есть летчиков, которые летают на тяжелых воздушных кораблях. Писать я начал еще в школе, как, впрочем, все нормальные люди. Начинал со стихов, которые отнес в районную газетенку. Жили мы тогда на Украине в городе Мелитополе Запорожской области. Материал в этой газете выходил на двух языках: на русском с одной стороны и на украинском – с другой. Называлась она «Серп и молот». Один мой приятель, журналист, написал к названию этой газеты смешные стихи: Пока ты глуп, пока ты молод, Пиши в газету «Серп и молот». В этой газете и были напечатаны мои первые произведения. По одному из них на запорожском телевидении сняли даже короткометражный фильм. Назывался он «Не спалось мальчишке». В нем я описывал свои чувства, чувства мальчишки, который ждет отца с ночных полетов. Потом, когда я уже поступил в училище, пришел к выводу, что не смогу заниматься литературой – мне просто не хватит времени. Настолько был у нас плотный график занятий. В гражданских вузах студенты учатся по пять и более лет. У нас в училище высшее образование нужно было получить за четыре года, да вычтите отсюда еще полтора года чисто технических дисциплин по изучению инженерных знаний. Основное место там занимала все-таки летная подготовка, и на что-то другое просто катастрофически не хватало времени. Особенно когда мы начинали летать, физическое напряжение было очень велико. У многих ребят, когда они приходили после полетов в казармы, носом кровь шла – такое было жуткое напряжение. А в день нам нужно было выполнять от трех до пяти полетов. Это было тяжело. И тогда я сказал себе: «Делать одинаково хорошо сразу два дела у меня не выйдет. Экзюпери из меня не получился. Нужно в первую очередь научиться летать». Так что к литературе я вернулся лишь после того, как уволился из армии. Вскоре после увольнения встретился на очередную годовщину выпуска со своими ребятами, с которыми учился. И вот представьте себе: мальчишки мои, они, конечно, к этому времени очень сильно изменились – у кого-то вырос живот, кто-то потерял волосы, зубы, но они оставались по-прежнему такими же мальчишками, романтиками. Летчик – он всегда романтик. Иного я не встречал. Даже есть поговорка: «Летчик – это человек, который забыл о том, что приходит старость. Настоящие летчики всегда остаются мальчишками». Посмотрел я на этих мальчишек, у каждого из них была своя судьба, своя жизненная история. Многие из них принимали участие в полете на разведку американских авианосцев. Сложнейший полет, который выполняется в паре или в одиночку. И тогда я решил написать книжку о своих мальчишках. Потому что подумал: а кто, если не я? Вот так появилась моя первая книжка, которая называется «Медвежий след». Уже после выхода книги «Небесная жизнь и собачьи души» я обратил внимание, что наши дети, в том числе и моя внучка Тася, не хотели читать книги. Уже тогда появились телефоны. Дети сидят, тычут в эти кнопочки, читают оттуда тексты, а книжку в руки брать не хотят. Вот неинтересно им, и все тут! Чтобы привлечь их к чтению, и в первую очередь свою внучку, я написал первую книжку для детей «Тайна Тихвинской площади». После ее выхода дети стали просить меня, чтобы я написал продолжение. И тогда я понял, какой клад оказался в моих руках! Я же могу рассказывать о разных интересных исторических зданиях Иркутска. В первой сказке я рассказал о Тихвинской площади, которая сейчас называется сквером Кирова. Во второй сказке – «Заветная мечта» – о бывшем воспитательном приюте, который находился на улице Ленина. Третью сказку написал про дом, который находится на пересечении улиц Ленина и Карла Маркса. И в каждой следующей сказке я рассказываю о каком-то историческом здании Иркутска. Если честно, даже не думал, что мои сказки станут такими популярными у детей. Потому что после написания своей первой сказки мои коллеги- писатели стали меня критиковать. Что, мол, ерундой занимаешься? Чепуха какая-то! И вообще так писать не надо! Хорошо, что я их тогда не послушал. А писать для детей мне очень нравится. Когда я уже более-менее освоился в детской литературе, понял одно: писать для детей и подростков – это, на мой взгляд, сродни некому колдовству. Я и сам до конца не понимаю, почему им нравится это читать. Почему они над этим смеются? Почему увлеклись именно этой книгой, а не какой-то другой? В литературе только разве ленивый не пробовал писать для детей. Но, увы, кому-то Господь дал ключик, которым можно открыть сердце читателя, а кому-то нет….
|
|
|