НА КАЛЕНДАРЕ

Стезя журналиста

Павел КАЗАКОВ, журналист   
15 Апреля 2022 г.

 

Нынешний, 2022 год стал для Евгения Васильевича Деркача, внештатного корреспондента нашей газеты «Мои года», члена ее редколлегии, знаковым, событийным. Недавно – 24 марта ему исполнилось 75 лет. А буквально на днях, в начале этой недели, вышла из печати его книга «На изломе дорог и судеб». Не первая его книга. Но ранее он писал о других – о людях, его окружающих, работающих рядом, повязанных друг с другом Иркутском, Байкалом, Сибирью, Россией. А теперь книга о себе. И не просто книга, а книга – размышление. Книга – откровение.

Стезя журналиста

Из предисловия к книге «На изломе дорог и судеб»:

Захотелось сесть за некогда современную модную немецко-югославскую портативную пишущую машинку, сменившуюся затем за ненадобностью врезавшимся в современную технически обустроенную жизнь каждого россиянина компьютером с многочисленными приставками и интернетом. Рассказать в силу своей профессии журналиста обо всем, чем мы жили, о чем мечтали, как коренным образом изменился наш внутренний мир с переходом от развитого социализма к пока непонятному новому общественному строю – дикому или рыночному, но уж очень вороватому капитализму. Столько разных людей, с которыми пришлось съесть тот самый пуд соли, прошагать не по полю, а по стланиковой тайге без дорог и даже звериных троп, «сжечь» не одни сапоги, топая по каменным россыпям, по прижимам горных рек, пройти сотни километров по шпалам во время дорожных комиссионных осмотров. Или тех, кто предавал, завидовал, только раз дал прикурить и отходил, чтобы в дальнейшем не узнать при встрече – прошли параллельным курсом или встречном движении, перекинувшись на ходу несколькими словами. Тех, кто встал по ту сторону баррикад при разделении общества на непримиримые классы, на господ и товарищей, нуворишей и «лохов» – вереницей прошли по моей жизни и судьбе, оставив добрый или не очень след в сердце и памяти.

Евгений Деркач – удивительный человек. Его жизнь весьма интересна и насыщена столькими событиями, которых бы хватило не на одно человеческое бытие. Судите сами. Он настолько был самобытен даже в школьные годы, что ему было трудно определиться, кем стать, по какой стезе идти по жизни. Мог быть хорошим спортсменом – в старших классах побеждал в соревнованиях по конькобежному спорту, и не только областного, но и республиканского масштабов. Были мысли о поступлении в Литературный институт имени Горького в Москве или в Ленинградский университет на философский факультет. К последнему были все предпосылки: философией был увлечен всерьез. Для кого-то Локк, Кант, Гегель вовсе неизвестные имена, но не для Евгения. И даже сдал все вступительные экзамены. Но не срослось по ряду обстоятельств. В результате – геологический факультет Иркутского государственного университета, специализация «Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых». А почему бы и нет? Философия – поиск смысла жизни, геология – тоже поиск полезных компонентов для нее же, жизни.

Учеба в университете давалась легко. Оставалось даже время на посещение театров, теперь уже редкие тренировки, просмотры интересных фильмов. На производственную практику после третьего курса Деркач был направлен в одну из геолого-съемочных партий в Мамско-Чуйском районе Иркутской области. В суровом северном краю, где перекаты шумят с какими-то переливами, шум которых то затихает, то начинает с новой силой, напоминая морской прибой. И хотя приходилось бывать в тайге раньше, но Женя был потрясен ее величием, как и скалами, нависающими над рекой, и бурной мощью воды. Практически сразу начал ходить в геологические маршруты, научился «читать» выходы горных пород, ориентироваться на местности, работать с картой и компасом.

Так в его жизнь вошла северная земля – Мамско-Чуйская, со слюдой-мусковитом и золотом в своих недрах. Он еще вернется сюда, в поселок Мама, после всех практик, после Узбекистана, на постоянную работу в орденоносной Мамско-Чуйской геолого-разведочной экспедиции. Здесь будет осторожно ступать по каменным россыпям, по прижимам горных рек в 40-градусную жару или в 50–55-градусный мороз, доставая траншеями и канавами коренные породы, чтобы с их помощью определить возможность нахождения в недрах слюды-мусковита или золота. Но уже был готов новый неожиданный поворот в судьбе Евгения Деркача.

Человек лепит себя сам. Кто может заставить вставать в четыре утра, делать пробежку в любую погоду, заниматься по 12–14 часов в сутки кроме тебя самого? Надо рассчитывать, прежде всего, на себя и спрашивать с себя, и не отчаиваться, так как плохие моменты бывают у каждого. Если говорить с людьми, которым удалось что-то сделать в жизни, то окажется, что таких моментов у них было предостаточно, но они смогли преодолеть их. И наоборот – жизнь тех, кто так и не сумел ничего сделать, была большей частью погоней за удовольствиями и праздниками.

Вышеприведенные слова в полной мере относятся к Евгению Васильевичу. Именно он с ранних лет приучил себя рано вставать, когда рассвет еще только зыбился, делать каждодневную пробежку в любую погоду. Именно он обладал большой выносливостью, умея преодолевать самого себя. Но ему и этого было мало. К обычной напряженной работе геолога он взял на себя обязанности спортивного руководителя, создавая различные спортивные секции не только в самой экспедиции, но и в полевых условиях. Это подвигло его еще на один круг общественных обязанностей – освещать спортивную жизнь, да и работу экспедиции в целом, на страницах районной газеты «Мамский горняк». Его материалы (заметки, корреспонденции, зарисовки, даже фотографии) обратили на себя внимание районного руководства, коллектива редакции газеты. Так Евгений Васильевич стал штатным сотрудником местной районки. Этот поворот судьбы и стал определяющим в дальнейшей жизни Евгения Васильевича Деркача.

Не стал он геологом, не стал ни кандидатом, ни доктором, к примеру, геолого-минералогических наук, ни руководителем геологических подразделений, как многие его однокурсники, которые уступали ему в учебе. Стал журналистом…

Новоявленный журналист быстро освоился в коллективе газеты «Мамский горняк». И как-то так сложилось, что он был первым, кто из областной журналистской братии стал писать о ставшем уже известным не только в Чуйской геолого-разведочной партии, Мамско-Чуйской экспедиции, но и в стране коллективе Антона Евменовича Ницака, руководителе горной проходческой бригады. Впоследствии Ницак стал Героем Социалистического Труда.

Ненасытная газета требовала и требовала все новые и новые материалы. Приходилось писать о спорте, культуре, о работе речников, автомобилистов, лесозаготовителей, завозе грузов по рекам Лена и Витим. Но тема геологоразведки всегда была на первом месте.

Я познакомился с Евгением Васильевичем в далеком 1976 году, когда приехал на практику в газету «Мамский горняк», будучи студентом II курса отделения журналистики филологического факультета Иркутского государственного университета. Перво-наперво удивила его одержимость в работе, спорте. Удивила жесткая самодисциплина: в 4-5 утра он уже на ногах, он уже пишет очередной материал в газету. И это не поза – вот, мол, какой я! Это стиль жизни.

Уже потом, в Иркутске, Евгений Васильевич работал в разных жанрах, по разным направлениям. Как геолог мог написать материал о буровиках, шахтерах, золотодобытчиках. Потом с опытом о работе коллективов бригад или целого завода. Бывал у речников Ангары, поднимался в воздух на вертолетах и самолетах, а уж попасть в тайгу к геологам, на драгу в Маракане (Бодайбинский район) или к лесозаготовителям – он первый среди иркутских журналистов.

Работа нравилась. Приносила удовлетворение. И чтобы не быть так называемой белой вороной, вторично поступил учиться в Иркутский государственный университет, родную alma mater, на отделение журналистики филологического факультета.

Однажды в его жизни настал такой момент, когда решал – то ли вернуться в геологию, то ли продолжать стезю журналиста. Друзья предложили присмотреться к отраслевой дорожной газете «Восточно-Сибирский путь». Газета понравилась тем, что много внимания уделяла человеку труда, будь то путеец, будь то связист или проводник. Его приняли в коллектив, а уже через два месяца он возглавил производственный отдел издания, одержимо вгрызаясь в дела и проблемы отрасли. И когда встал вопрос, кому быть редактором «Восточно-Сибирского пути», то мнение руководства дороги и дорпрофсожа было единым – Евгений Васильевич Деркач.

Стал расти тираж дорожной газеты. Вначале с 20 тысяч экземпляров до 28 тысяч, как мечтал об этом Геннадий Павлович Комаров, начальник ВСЖД. В дальнейшем 52 тысячи с лишним экземпляров – вот итог деятельности Деркача и руководимого им коллектива. Это был самый большой тираж среди 17 отраслевых железнодорожных газет.

Но Евгений Васильевич гордится не только этим. В бытность его редактором издания была восстановлена легкоатлетическая эстафета на призы газеты «Восточно-Сибирский путь». Начинали с 300 участников в далеком 1990 году, а в 2005 году в эстафете участвовало более 2500 спортсменов со всех отделений дороги от Наушек до западного участка БАМа.

Большинство из собратьев Евгения Васильевича по перу считают журналистскую работу самой творческой, что так. Но, может быть, все дело в том, что все работники СМИ, даже те, кто так гордится тонкой своей душевной организацией, на самом-то деле подчинены вечным законам плодоносящей нашей Земли?

И если было тебе над чем-то гнуть спину, если ты не просто размахивал руками, а на самом деле посеял, вот и поспело время собирать урожай. А это властная тяга начать новое, это состояние нетерпенья, когда уловишь вдруг верный тон, определишься в жанре, прочувствуешь полную вязь материала, что не давались тебе годами, это радостное томление над первыми строчками, которые пригодятся тебе не сегодня, а когда-то потом – считай, посадка под зиму, запасы на завтра, на долгое время.

Для себя Евгений извлек немаловажный урок: нужно больше писать о людях, и не только на страницах газеты, но и оставлять память потомкам о судьбе тех, кто уйдет из жизни, издавать книги о героях ВСЖД. Убежден, что каждый человек достоин того, чтобы о его работе, отношении к делу, личной жизни знали не только родные и близкие. Сопереживание возвышает душу, закаляет нас и помогает преодолевать житейские невзгоды. Старался чаще бывать на линии, никогда не отказывался от осенних и весенних осмотров предприятий дороги, занимавших почти два месяца в году.

Он просыпался рано, может быть, слишком рано, потому что еще на улицах не горели огни, молчало радио, а дворники еще не начинали грохотать дюралевыми лопатами по асфальту.

Всю жизнь он старался совершенствовать свою волю, всю жизнь ему хотелось жить упорядоченно, умно, не терять даром ни одной минуты, учась у книг и мудрецов, у классиков и просто у тех, кто сегодня работает здорово. Нет, наверное, на свете профессии, что так, безусловно, включала бы в себя вечное учение. А еще изучение, поучение читателей, а в первую очередь себя, своей души, своей совести, насыщение памяти. Старался не отступать от давней журналистской проповеди «Ни дня без строчки». Эти благие устремления выполнялись и перевыполнялись. Пораньше садился за работу, ходил на тренировки вместе с маститыми конькобежцами, выступал на соревнованиях ветеранов, причем довольно успешно.

И мне остается только добавить, что почетный железнодорожник Евгений Васильевич Деркач продолжает свою стезю журналиста.

  • Если кому будет интересно познакомиться с книгой Евгения Деркача «На изломе дорог и судеб» подробнее, то можно напрямую обратиться к автору по тел.:

  • Расскажите об этом своим друзьям!