Сияющая вселенная Валерия Орсоева |
Ирина КИРЬЯНОВА |
26 Февраля 2022 г. |
Увидев впервые этого фотохудожника на открытии его фотовыставки, я сразу почувствовала в этом человеке невероятную сосредоточенность, стойкость и то серьезное отношение к жизни, которое всегда угадываю в лучших представителях его поколения. Поколения, прошедшего через огонь, воду и медные трубы. На выставке мы и договорились, что я возьму у него интервью. Валерий Орсоев и его работы Родители Валерия Петровича родом из Нукутского района, папа – бухгалтер, мама – фельдшер. Переехав в Улан-Удэ, они фактически изменили судьбу своего сына. Валерий Орсоев считает, что, оставшись в деревне, он стал бы обычным сельхозработником. Несмотря на то, что в детстве у маленького Валеры обнаружили порок сердца, он всей своей детской душой тянулся к спорту. С пяти лет катался на коньках – «снегурках». Будучи в командировке в Москве, Петр Осипович – папа нашего героя – проявил неслыханную настойчивость и терпение, когда после служебных дел стал дежурить у ГУМа в ожидании хоккейных коньков на ботинках – страшного дефицита в то время. Коньки привезли, но у сына был очень маленький размер ноги, которого не оказалось в первой партии. Однако Петр Осипович добился своего, в результате чуть не опоздал на поезд. Мы можем только догадываться, с каким восторгом маленький Валера рассматривал отцовский подарок. Возможно, непреклонная настойчивость Валерия Орсоева передалась ему от папы. Именно спорт стал тем зарядом, который «запустил программу» насыщенной и плодотворной жизни фотохудожника. Юный Валера уже тогда имел лучшие спортивные результаты даже по сравнению со старшими по возрасту ребятами. Окончив заочно улан-удэнский спортфак педагогического института, Валерий становится тренером ДЮСШ. В то время страна всячески развивала спорт, одних только спортивных обществ было семь. К сожалению, сейчас мы потеряли этот запал. «Зенит» и дочурка«Я не думал заниматься фотографией», – поведал мне Валерий Петрович. Однако случаются в судьбе что-то такое, что навсегда определяет вектор ее развития. Как-то Валере, которому было тогда 23 года, в руки попадает приятельский «Зенит» – друзья попросили их сфотографировать. «Зенит» для того времени был настоящей диковинкой. И я предполагаю, что в тот момент, когда этот чудо-аппарат оказался в руках у молодого Валеры, он ощутил нечто особенное… Я и сейчас представляю его, стойкого солдата фотоискусства, бродящего по Байкалу и его окрестностям, и зорким орлиным взглядом отыскивающего будущие чудеса. Валерий Петрович рассказал мне, что, когда он женился и молодая семья ожидала рождение дочки, друзья посоветовали снимать малышку каждый месяц со дня рождения. По словам нашего героя, «идея замкнула», и вот каждый месяц возникало фото дочурки. Папа стал общаться с фотолюбителями, вникать в секреты фотосъемки. И вот снимок-портрет годовалой Маши появляется на развороте «Советской молодежи». Фото понравилось. С тех пор Валерий стал активно публиковаться в «Молодежке», мастерство стало быстро возрастать. Но тут грянула перестройка, спорт оказался в загоне… А семью нужно кормить. Валерий вначале устроился преподавателем в университет, затем в службу быта – в качестве проверяющего. В разных фотостудиях необходимо было выяснять, каков уровень технической процедуры фотосъемки. Выяснилось, что в большинстве случаев свет ставили неправильно, не знали, как грамотно проявлять, фиксировать. После работы в «Молодежке» уже набравшего опыт фотографа пригласили на должность собственного корреспондента по Сибири и Дальнему Востоку в столичную газету – «Советский спорт». И тогда Валерий Петрович продемонстрировал блистательное владение профессией корреспондента-фотографа. Чтобы получить такие результаты, необходимо, по его словам, «уметь глубинно понимать все виды спорта и важно предвосхитить решающий момент в спортивном состязании». Фотохудожник хорошо усвоил и всегда применяет на практике следующий афоризм: «Для фотографа, быть может, важно не сколько идеальный коэффициент интеллекта, сколько максимально возможный коэффициент быстроты мышления». Примером в профессии для Валерия Орсоева является французский фотограф Анри Картье-Брессон, который ввел понятийный аппарат и определил стратегию фотосъемки. В отсутствии интернета спецкор Орсоев, отсняв важные моменты соревнований и написав текст, мчался в аэропорт и упрашивал пассажиров самолета, чтобы они оперативно передали материал сотруднику «Советского спорта» уже в Москве. Его фотографии всегда были лучшими, на летучках и планерках Орсоева ставили в пример. Был случай, когда завистливый коллега даже порвал доставленное фото в конверте. Заветный «сундучок секретов»Валерий Петрович посвятил меня в секреты своего мастерства, ввел в глубины профессии фотохудожника. Мастера искусства по-разному относятся к вопросу передачи бесценного опыта и знаний. Отношение к преемственности, воспитанию учеников у разных мастеров бывает диаметрально противоположным. Так, Илья Репин всегда стремился передать свои знания как можно большему числу учеников. А вот в своих критических статьях В. Брюсов отмечал: «Мы знаем художников, которые презирали человечество, которые творили только для себя, без цели, без намерения обнародовать свои творения. Разве нет самоуслаждения в творчестве?» Валерий Орсоев относится к когорте мастеров, которые осознают важность преемственности творческой мудрости, и благосклонно вынимает из своего заветного «сундучка секретов» свои сокровища. Я считаю, что драгоценный опыт, наработанный тяжким трудом, это и божественное озарение. И его необходимо, как эстафету, передавать другим людям. Кстати, возраст в данном случае не имеет никакого значения. Конечно, желательно, чтобы человек с «младых ногтей» входил в творчество. Но ведь сколько мы знаем примеров, когда господь осенял своих чад и в очень-очень зрелом возрасте – в восемьдесят и девяносто лет. Настоящей болью Валерия Орсоева является тот факт, что множество новоявленных «фотохудожников» на самом деле являются псевдофотографами, предоставляющими совершенно «сырой» материал, никоим образом не являющимся истинным фотоискусством. «Фотография – … это очень сложно»«Фотография – это не сложно, это – очень сложно!» – считает мэтр и полагает, что звание «фотохудожник» в настоящее время деградировало. В фотоискусстве, так же как и в балете, оперном искусстве, необходимо методичное и длительное взращивание будущих творцов. Наш герой замечает: «Не все, получившие образование в балете и оперном искусстве, работают в профессии, а только единицы. Идет жесткий отбор. Также должно быть и в фотоискусстве. Снимать восход солнца может каждый. А вот найти образ – это уже искусство». Кстати, одна из посетителей выставки, глядя на «Автопортрет» Орсоева, сказала: «Это – Сальвадор Дали!». Валерий Петрович считает, что у фотохудожника должна быть своя идея, которую он должен реализовывать. «Я всеядный, я могу снимать любую тему!» – утверждает мастер. И добавляет: «Я всегда завидую геологам, туристам, потому что они видят много всего прекрасного… А вот снять правильно зачастую они не могут. Ну ты сними, допустим, этот перевал так, чтобы у зрителя дух захватывало!» Вот такой он – Валерий Орсоев! Таких людей я называю – «человек с волшебной палочкой». К чему бы он ни прикасался, он всегда творит волшебство! Правда, есть у него, я бы сказала, профессионально-творческое заболевание. Валерий Петрович стал плохо переносить холод, кончики его пальцев очень быстро зябнут и болят, когда в мороз он берет свой родной фотоаппарат. Но ничего не поделаешь, приходится терпеть ради высокого искусства… Лики творенияПри созерцании выставочных произведений Валерия Орсоева ты словно замираешь, всей душой ощущая красоту мирозданья. Тематика работ фотохудожника – разноплановая. Вот блещет яркими красками байкальская осень. А вот мы словно слышим шум горной речки, которая несет свои кристально-чистые потоки с вершин Хамар-Дабана. А рядом – вестники наступающего лета – солнечные жарки. Мы видим прекрасный цветок багульника с крошечными дрожащими капельками воды. И, конечно, Валерий Петрович с трепетом воспевает незыблемую красоту Великого Байкала. Глубинные смыслы пронизывают многие произведения мастера. Например, на переднем плане работы «С верой в будущее» – нерукотворный ледяной крест, а справа – золотистый лик ребенка с устремленным на святыню взглядом. Были на его выставке и работы, вызывающие улыбку, – «Суперприческа», «Каприз», «Космический пришелец». На фотоснимке «Атака» Валерий Петрович чудесным образом успел уловить мгновение вероломного приближения птицы. Возникает впечатление, что она вот-вот нападет на нас. У нашего земляка – фотохудожника Валерия Орсоева – много замечательных планов. Так давайте же пожелаем ему здоровья, божественного озарения и покорения новых горизонтов всегда прекрасного фотоискусства!
|
|
|