ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Символы и параллели. Мысли о Байкале и культуре

Анатолий Сосунов   
02 Сентября 2023 г.
Изменить размер шрифта

 

На небе Солнце, на земле Байкал. Великий, священный Колодец Земли.

Символы и параллели. Мысли о Байкале и культуре

Байкал – символ. Священный символ Сибири. Символ первозданной чистоты и красоты. Интуиция наших бурятских и русских предков живёт в нас, движет нами; Байкал становится сегодня символом нашего единства в борьбе за экологическую безопасность, мир и братство с природой – общечеловеческим символом живой Земли.

Символ – это знак. Означивание мира, мышление символами (символирование) – прерогатива Творца и привилегия Человека. Природа означена с божественным совершенством, поэтому эстетически выразительна и, следовательно, прекрасна.

В русской культуре СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА символы считались ключами жизни, посредством которых человек получает доступ к скрытому значению вещей. Роль символов в нашей жизни настолько велика, что многими мыслителями (начиная с Гёте и Гегеля) культура вообще рассматривается как более или менее систематизированная совокупность символов, а немецкий философ Эрнст Кассирер назвал человека символирующим животным.

***

Символами и параллелями свершается культура – одухотворение человека.

Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат опасен не только Байкалу: монстр со зловещей аббревиатурой «БЦБК» прочно обрёл значение классического символа экологического зла, и, действуя в этом своём значении, он порождает в сознании людей беспросветное чувство экологической безысходности, безверие, безволие и пессимизм. В социально-психологическом аспекте его следует рассматривать как дестабилизатор высокой мощности.

БЦБК необходимо ликвидировать – во имя культуры, в интересах её оздоровления, во благо её развития. И в обезвреженных, парализованных корпусах комбината основать для грядущих поколений мемориальный комплекс, подобный «Освенциму» и «Бухенвальду», – всемирный музей экологического зла.

***

“Наука только потому и существует, что мы чего-то не знаем”, – кокетливо ввернул один приблизительно крупный спец (академик Грачёв – химик, бесцеремонно орудующий в области байкалоохранных проектов и глубокопрезираемый враг общественного Движения в защиту Байкала).

“Чего-то”!.. Да уж не думает ли всерьёз этот проворный спец без тормозов, что мир теперь нам более понятен, чем современникам Аристотеля?

Чем больше узнаю, тем меньше понимаю...

Мы не знаем самого главного. Истинные учёные всегда имеют в виду относительность научных построений и непостижимость конечного смысла вещей. И мудрое смирение отличает их от учёных пигмеев, горделиво толкущихся в потёмках мысли.

Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

Для общей славы Божества

Там равна сила Естества.

Михайло Ломоносов

Чувство благоговейного восторга перед жизнью и БЕСКОНЕЧНЫМ, из которого берёт начало наша жизнь и с которым она сливается, предосуществляет высшую форму сознания человека – сознание космическое. Это сознание выделяло великие умы русской науки и культуры: К. Циолковского, В. Вернадского, П. Флоренского, А. Чижевского, Н. Рёриха... Трудно представить себе этих учёных в роли «культурпреобразователей» Байкала. Трудно представить, чтобы они, решая сегодня вместе с нами судьбу Байкала, стали бы рассчитывать ПДК и понесённые убытки. Планетарная роль Байкала – его космическое предназначение – от этих умов не осталась бы сокрытой.

Не потому ль спокойна так природа,

Не оттого ль безумствуем мы так,

Что мраку мысли не видать исхода,

Вселенной же неведом этот мрак.

Александр Чижевский

Мы поражены недугом бескультурья, и наши учёные не составляют исключения – не тратятся на культуру, которая, по их замеру, требует больше, чем даёт. Чтобы быть правильно понятым, поясняю, что КУЛЬТУРА, которую я разумею, – это ОДУХОТВОРЁННОСТЬ, одухотворённость личная, пробуждённая осознанием и приятием одухотворённости мира.

Один лишь ДУХ, коснувшись глины,

творит из неё ЧЕЛОВЕКА.

Антуан де Сент-Экзюпери

ДУХ есть высший разум – отсюда смысл мира; ДУХ есть благое совершенство – отсюда сущность мира (благодать); ДУХ есть сокровенная истина – осветлённая субстанция мира, другая (оплотнённая) составляющая которого есть плоть. Жизнь – это стадия и форма временно воплощённого существования организованных сгустков ДУХА, то есть душ, как непременного условия их развития и участия в творческой эволюции мира.

Писатель Андрей Платонов (близкий к идеям РУССКОГО КОСМИЗМА) понимал одухотворённость как осознание возвышенности смысла жизни, а что такое культура личности в своей основе, если не культивирование возвышенности смысла жизни, не возвышенный образ жизни? При таком понимании сути культуры её высоты доступны многим.

КУЛЬТУРА есть всё, что возвышает ДУХ ЧЕЛОВЕКА, культурная потребность – это потребность в возвышенном.

ВОЗВЫШЕННОЕ не отрешает от земного, наоборот – это благое поле деятельной связи земного и небесного, это благо взаимного дарения и получения, благо совместного творения в процессе эволюции на Земле. Мы призваны в БЫТИЕ, чтобы на фундаменте законов ПРИРОДЫ строить СОБОР МИРА по законам ДУХА. Творчество – идеальное состояние души.

Возвышенность смысла и духовность основ Мироздания – общая вера всех культурных людей, религиозных и нерелигиозных; возвышенный образ жизни, возделывание духа – своего и общечеловеческого (культивация духа) – путь следования этой вере. Только на этом пути возможно постижение и тайны жизни, и смысла смерти – того самого главного, чего мы не знаем. Вся история человечества – недозавершённый драматический путь от человека разумного к человеку культурному, недосвершённая эволюция от существа символирующего (мыслящего символами) к существу духокультивирующему. ВЫСОКАЯ РЕЛИГИЯ и ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО – одного происхождения и одному служат делу: творению ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ, одухотворению человека. Ниспровергать религию так же нелепо, как ниспровергать поэзию или музыку. КУЛЬТУРА – это ВЕРА, вера в ДОБРО и КРАСОТУ.

Даже самые далёкие предки наши были в некотором смысле культурнее нас. Их зов рождает в наших душах щемящую боль, равновеликую ностальгии, – боль тоски по единству с природой. Это томление души (натюральгия) вселяет надежды. Ничто – искусство в том числе – не пленяет так человеческий дух, как природа. Только нужно видеть, как видят дремучий люд и художники: Природа – творящая наперсница Творца, она – Твориня.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Фёдор Тютчев

Эстетические достоинства природы – в особо совершенной выразительности всех её форм и явлений, природа и прекрасна потому, что в совершенстве выразительна. Но главное – ПРИРОДА прекрасно выражает идею ЖИЗНИ и естественной красоты, идею, над которой нам, как старателям КУЛЬТУРЫ и ревнителям красоты искусственной, следует основательно поразмыслить и призадуматься.

Мировая культура теряла многое. Байкал вдохновит новых творцов на создание новых шедевров взамен утраченных человечеством. Но все творцы человеческие вместе взятые не смогут сотворить Байкал, если мы его потеряем.

Байкал – зеркало нашей культуры.

Проворный спец Грачёв сказал, что, не будь наука компетентна, появилось бы на Байкале не два целлюлозных комбината, а 20… 30… 50…

Масштабное наступление индустриалистов на Байкал было приостановлено не компетентностью науки, а протестами видных деятелей культуры. Будь наука культурна, на Байкале не появилось бы ни одного комбината: культурная компетентность – она должна предшествовать компетентности научной. Культура и существует потому, что – слава Богу – мы имеем кое-что помимо науки.

Наука служит цивилизации, культура – хранит мир. Уровень нашей цивилизации стремительно растёт – уровень нашей культуры катастрофически падает. Знание в руках некультурных людей – опасная разрушительная сила. Неодухотворённая наука способна погубить мир.

Мысли культурного учёного рождаются в голове, но в мир выпускаются через сердце. Одухотворённые люди одухотворённого мира – вот культурный облик корифеев русской науки. Только одухотворённая ВЫСОКАЯ НАУКА имеет право быть и вместе с ВЫСОКОЙ РЕЛИГИЕЙ и ВЫСОКИМ ИСКУССТВОМ составлять незыблемый треножник ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Культурный человек красив. И дела его – красивы, потому что вершатся они в высоком стремлении к подлинности и предельному совершенству (кстати, в обиходе слово «культурно» нередко употребляется в смысле «красиво», или наоборот: культура воспринимается как особого рода красота). И знаменитую цитату из Достоевского о красоте хочется понимать так: КРАСОТА совершенствует МИР – и в этом его СПАСЕНИЕ.

Культуру, там, где она есть, невозможно скрыть – ни в убогой одежде, ни в корявой речи: КУЛЬТУРА – это ВЫСОТА ДУХА. Совершенный человек будущего – это человек духокультивирующий.

***

Наша общественная культура – в распаде. Мы привыкли – и уже не видим и не чувствуем, что разговариваем друг с другом грубо, что ведём себя неприлично. Опьянённые свободой действий, обуреваемые страстью к наживе, мы напрочь забыли о долге, чести, справедливости…

И только совесть – за всеми этими благовспомогательными разговорами о «духовности» и «патриотизме» кроются мучительные судороги нашей несчастной совести.

Вот что страшно: у нас не стало народной ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ, и мы не замечаем, как шаг за шагом теряем родину, которой мы нужны, и остаёмся при государстве, которому нужны не мы, а деньги.

Да, символами и параллелями свершается культура. Прости, Байкал… Прости за то, что наша любовь к тебе оказалась недостаточно беззаветной, а наша верность не выдержала испытания временем. Прости, что у великой России не нашлось великого Александра, который, не тратя времени на поиски запрятанных концов байкальской проблемы, одним взмахом меча рассёк бы гордиев узел, стянутый на твоём горле ушлыми хитроплётами (новым российским «великим» – старый Плутарх не по уму).

***

Жизнеутверждающая по цели и характеру экологическая политика несовместима с насилием над природой и невозможна в условиях тотального прессинга техногенной контркультуры – техногенного фашизма в сущности. Разгул научно-технической революции и диктатура инженерии (технократизм) уже поставили нас перед фактом трагическим и очевидным: в природе нет ничего лишнего, кроме человека. Мы создали и развили мировоззрения, которые разъединили нас не только с природой, но и друг с другом. Мы утратили, не сумев оценить по достоинству, от сотворения заложенное в нас мирочувствие – прекрасную и мудрую особенность древнего человека чувствовать себя, других и весь мир как ЕДИНОЕ. И чтобы вновь обрести утраченное, нам придётся допустить в наше сердце, в наше сознание и в нашу жизнь другую революцию – мирную, гуманную и, быть может, последнюю – революцию культурно-экологическую.

***

Чтить Творца – значит беречь и постигать прекрасное Его Творение – Природу, учиться у Него и у Неё высокому искусству строить Мир.

Как правильно понимать известное выражение “возврат к Природе”?.. Что такое натюризм?

  • Это нравственная позиция, средоточие которой – СПРАВЕДЛИВОСТЬ как признание ПРАВА на ЖИЗНЬ всеземным и всеобъемлющим.
  • Это незыблемые ПРАВА ПРИРОДЫ, принятые совершенным человеком будущего – ПРАВЕДНИКОМ.
  • Это обличение неПРАВДЫ в ПРАВДОподобии всех проявлений антропоцентризма – преображённый гуманизм эпохи развитой экологической культуры – ПРАВДА НОВОГО ЧЕЛОВЕКА.

Жизнь не даётся даром, она – СЛУЖЕНЬЕ ПРАВДЕ, и в этом её смысл: каждое живое существо несёт БРЕМЯ ОПРАВДАНИЯ своей жизни – вот Путь и ПРАВДА ЖИЗНИ.

Мы останемся без РОДИНЫ, если не сумеем понять, что она есть прежде всего наша родная ПРИРОДА.

  • Расскажите об этом своим друзьям!