«Сибири чёрно-белое кино» |
Соб. инф. |
25 Октября 2021 г. |
Книга под таким названием известного сибирского кинооператора-документалиста, заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии РФ, действительного члена Киноакадемии России Евгения Корзуна совсем недавно вышла в свет. Это уже четвертое эпическое повествование Евгения Алексеевича о кинодокументалистике Восточной Сибири. Ранее выходили его книги «Такое вот кино», «Кинохроникёр», «Земля, дороги, встречи».
В новой книге Корзуна переплетаются воспоминания о жизни в юности в Иркутске, удивительные семейные истории, рассказы о работах коллег по Восточно-Сибирской студии кинохроники в разные годы, о путешествиях в арктических широтах, в центральной Азии и о великих стройках Сибири. В книгу вошли около двухсот фотографий, некоторые из них представляют историческую ценность. Впрочем, мы предоставляем возможность Евгению Алексеевичу самому рассказать о своем новом детище: «Иркутск на протяжении 80 лет был столицей кинематографии Восточной Сибири, если не считать дореволюционную деятельность Донателло, у которого был собственный иллюзион на Большой улице Иркутска. Иркутская студия кинохроники охватила огромную территорию с запада на восток от Енисея до Колымы – пять часовых поясов, с севера на юг от берегов Ледовитого океана до границы нашего государства с Монгольской Народной Республикой – это четверть страны! Ни одна из одиннадцати студий кинохроники Российской Федерации не обладала такой ширью для своей деятельности. Напомню, что Якутия – чуть меньше Индии, или четыре Франции, Красноярский край немного меньше Якутии, но тоже целая страна с могучей водной артерией Енисеем. В поле деятельности студии входили: Иркутская область, Красноярский край, автономная Республика Бурятия, Якутия, Тува, Хакасия – регионы с национальной самобытной культурой и всё Забайкалье – Читинская область с Агинским Бурятским автономным округом. Наверное, поэтому в начале 60-х годов Иркутская студия кинохроники обрела новое название и стала именоваться Восточно-Сибирской студией кинохроники. Госкино в конце шестидесятых годов построило в Иркутске новое здание студии с учётом всех технологических особенностей производства фильмов тех лет. Революция 90-х «проглотила» студию, она перестала существовать, создав и оставив потомкам огромную фильмотеку-летопись – труды наших отцов-кинематографистов и наши. Мне захотелось оставить память о студии, рассказать о работе над некоторыми киножурналами и фильмами, в которых принимал участие сам и мои коллеги, но с таким расчетом, чтобы было сказано о каждом регионе, входящим в Восточную Сибирь, в том числе и о «стороне Иркутской». Получилось семь очерков. Кроме этого хотелось, чтобы очерки содержали разную по характеру тематику. Книга начинается со времён моей юности, главой «Мой околоток» – нашей молодой жизни на улице 5-й Армии, городской атмосфере 50-х годов прошлого века. Затем моё появление на студии, начало работы – первые сюжеты в киножурнале, затем участие в съёмках документальных фильмов. Там портреты заслуженных людей разных профессий, с которыми меня столкнула кинематографическая судьба. Участие в знаковых событиях – перекрытие Ангары в 1959 году, перекрытие Енисея в 1963 году, пуска рудника в заполярном Норильске в 1974 году и т. д. Мои жизненные наблюдения на великих стройках Сибири остались в памяти яркими и запомнились на всю жизнь. Не зря туда стремились попасть писатели, космонавты, дипломаты, руководители больших и малых стран, поэты, журналисты – все хотели увидеть собственными глазами великое созидание. Интереснейшую память оставили арктические экспедиции, которые вместили в себя путешествия по Северному морскому пути от Певека до Мурманска. Четыре экспедиции состоялись на суровую Колыму. Об этом я писал в предыдущих книгах. Обширную летопись студия оставила о строительстве БАМа, многим из нас довелось побывать на знаменитой магистрали в разные времена. Работы было много, она была связана с неустроенностью, доводилось вместе со строителями пускаться в десанты по непролазной вековой тайге, через топи и болота, в морозы, ненастья. Всё это найдёт своё отражение в этой книге. Заканчивается книга главами «Прощание» – уничтожением иркутской Восточно-Сибирской студией кинохроники и «Без студии» – годы работы на «вольных хлебах». Изобразительный материал был взят из фильмотечных киножурналов за разные годы – на мой взгляд, уникальный. Было просмотрено около пяти тысяч метров киноплёнки – метр за метром, кадр за кадром. Конечно, не все выбранные стоп-кадры войдут в альбом, но многие представляют несомненную историческую ценность. Кроме этого, изобразительный ряд альбома пополнится фотографиями нашей Сибири из своего архива, отвечающими тематике, снятыми в разные времена и в разных регионах». А вот что в аннотации к этой книге написал кандидат филологических наук Сергей Захарян: «Книга «Сибири чёрно-белое кино» посвящена «кинохроникёрам, создавшим изобразительную историю Сибири ХХ века». Я начну свой скромный обзор событий, которыми переполнена эта книга, с одного кадра из фильма, тоже снятого Корзуном, но вне стен Восточно-Сибирской киностудии – её уже не существовало. Этот фильм «Виля» 2010 года о великом актёре Виталии Венгере. Камера Корзуна включена в моём доме, где начинается диалог режиссёра Изяслава Борисова и героя – Венгера. В этот момент среди места съёмки появляется (на руках своей мамы) моя полугодовалая внучка. Незапланированный кадр, а Корзун не только не выключает камеру – он медленно переходит от одного крупного плана к другому: он рифмует крупный план – глаза полугодовалой Евочки – с крупным планом – глазами Венгера. Я не устаю уже десять лет смотреть и показывать своим студентам этот эпизод – авторская отсебятина Корзуна! – как абсолютный – без слов – ответ на вопрос, чем так уж хорош Венгер на фоне всей вековой истории иркутского театра. Там – абсолютное самозабвение и интерес к другому – вот формула гениальности и моей Евочки и гениального актёра. Это и формула неиссякаемого творческого темперамента автора этой книги. Жадное и по-детски бескорыстное увлечение людьми, с которыми знакомит Корзуна жизнь, – вот из-за чего от этой книги не оторвёшься. Автору много лет – снесён Иркутск его юности, зато планетарий и университетская гнусноватая общага (как всякая общага) на улице 5-й Армии стали снова церквами – и Свято-Троицкий, в котором крестили его отца в 1909 году, и Харлампьевский, в котором перед венцом стоял молодой морской офицер, лейтенант Колчак, будущий правитель России. Ждём, когда про «5-ю Армию» можно будет забыть – и назовём её улицей Венгера! Память Корзуна художественна, а потому полна живыми, яркими портретами. Здесь и плотник из колымского ада – а через него ещё сиделец, обрушивающий неподъёмный валун на зверя-конвоира; здесь и писательский дом 50-х годов. Здесь Саша Шипицын и его парижский альбом; а сам Александр – потом замечательный художник, здесь Борис Лебединский, показавший Шипицыну секреты работы в офорте. Здесь школьная фотография – и оживают у Корзуна те, кем он учился в своём околотке. Здесь польские повстанцы из рода Корзунов, и киношник Громодзинский из рода Кандинских и иркутских купцов Пежемских, и многие ещё – память у Корзуна потрясающая. Потом Красноярский край – огромная земля от арктических берегов Карского моря до солнечных монгольских степей. На этих неоглядных просторах сняты автором книги многие фильмы и спецвыпуски киножурнала «Восточная Сибирь», составившие частицу летописи страны. Потом иркутская киностудия и её люди, и один из первых – незабываемый диктор Лев Перминов. Книга продолжается путешествиями, съёмками в Туве, Якутии, Бурятии, Хакасии – по всей сибирско-дальневосточной России; потрясающая, трагическая история оленеводческой семьи чукчей Нутэндли, погибшей в колымской тундре. В стаде этой семьи был снят Корзуном фильм «Корраль» (приз 1995 года за лучшую операторскую работу на кинофестивале «Россия»). Колоритный и мудрый байкальский рыбак Алексей Николаевич Куржумов, герой фильма «Рыбацкое счастье», самобытно рассказывает о своей жизни. Его взгляд на жизнь со страницы книги заставляет вспомнить пословицу «Жизнь прожить – не поле перейти». Заканчивается книга тревожной озабоченностью – будет ли руководство нашего государства заниматься возрождением летописи державы, как это было, пока не уничтожили хроникальные студии и размышлениями о будущем иркутского экологического фестиваля «Человек и природа», задуманного Корзуном как «Священный Байкал – надежда Земли». Книга Евгения Корзуна щедро иллюстрирована фотографиями автора и его коллег-операторов – ярчайший пример создания летописи огромного региона и бесценный вклад в саму историю Сибири».
|
|
|