НА КАЛЕНДАРЕ

Секрет их жизни

Евгений ДЕРКАЧ, почетный железнодорожник   
25 Декабря 2023 г.

Жизнь прожита не зря. Обыкновенная жизнь!

Секрет их жизни

Как найти судьбу,

След на земле?

Средь многочисленных дилемм

Мы находили компромисс.

У нас негласным был девиз:

Нет не решаемых проблем!

И надо только умно жить! –

Так говорил Василь Шукшин.

И мы без дорогих машин

Тянули жизненную нить…

Эти строчки из стихотворения Алексея Семеновича Болгова, отмечающего 28 декабря с женой Октябриной Апполоновной 65-летний юбилей совместной жизни, должны стать наставлением молодоженам, как счастливо прожить в браке, как добиться истинно человеческих отношений между супругами, сохраняя чувство собственного достоинства.

Дни рождения у них приходятся на ноябрь и декабрь. И свадьбу они сыграли в декабре, а именно за три дня до Нового года. Оба связали свою жизнь с железнодорожным транспортом, а познакомились в Улан-Удэ. Он – уроженец хутора Тумановка Воронежской области она – из поселка Усть-Карск Забайкальского края.

Почти 40 лет знаю Алексея Семеновича по работе, по его активному сотрудничеству с железнодорожной газетой, по садоводству. Прямолинейный, умелец на все руки, заботливый муж и отец, прекрасный работник с душой поэта и правдоискателя – такой человек не может не нравиться. Живет в нем чувство справедливости, изначальная, народная тяга к правде.

Вообще в бытовом и нравственном смысле Алексей Семенович, не будучи потомком интеллигентов, продолжил их традиции: любит театр, классическую литературу, музыкальные произведения русских и советских композиторов, публикуется в газетах, пишет стихи. Когда позволяло здоровье, любил ходить в походы, собирать грибы и ягоды, на даче получал завидные урожаи огурцов и помидоров, других овощей, до сих пор болеет за футбольную команду «Спартак» и, конечно же, за «Байкал-Энергию».

Босоногое детство Алексея протекало, как и у большинства его ровесников, родившихся перед войной. Семилетняя школа на хуторе, и проблема – на этом окончить обучение или за пятнадцать километров ходить в десятилетку? Помог случай. Приехавший погостить к матери брат Федор Васильевич предложил забрать с собой племянника на Сахалин.

В детстве многих железнодорожников, будущих руководителей служб, отделений и дороги история и реальность переплетались и были тесно взаимосвязаны. Одни жили неподалеку от магистрали, другие пошли по стопам родителей, третьи прошли обучение на малой железной дороге и не мыслили себя без «железки». Ему выбрать профессию посоветовал дядя. Поступление в железнодорожный институт в Хабаровске давал ряд преимуществ: хорошая стипендия, возможности заработать во время летних каникул и бесплатного проезда к матери за тысячи километров, интересная работа в будущем. Нет, у простого паренька не было и в мыслях думать о карьере. Это не только и не столько о деньгах и положении. Он не задумывался о перспективном или нет деле, о престижности той или иной профессии.

Учеба в вузе давалась легко. Только одна тройка в дипломе. Как и в школе, продолжал дружбу с баскетболом, только уже не в качестве ведущего игрока, а судьи. Кроме специальных предметов любил читать зарубежных и русских классиков.

Как же складывалась его служебная карьера? Он со своим дипломом был направлен в паровозное депо Улан-Удэ, где начинал в должности бригадира котельного цеха, через год был назначен бригадиром промывочного цеха, работал помощником машиниста паровоза, машинистом, мастером хозяйственного цеха. Работа в этих должностях напоминает не комфортабельную поездку в купированном вагоне по пути без стыков, а плаванье в лодке по порожистой реке: взлет – падение – крутой поворот – удар днищем о подводный камень… Его прямолинейность нравилась далеко не всем. Поэтому бесконфликтной его работу в депо никак не назовешь. Когда же предложили возглавить комсомольскую организацию железнодорожного района, наотрез отказался, так как считал, что недостаточно знаний, к тому же надо было воспитывать маленькую дочь…

Со своей будущей женой Октябриной Алексей познакомился в общежитии, вернее, возле него, когда приметил среди беседующих подружек стройную красивую девушку. Оказалось, что проживают они в соседних комнатах. Приехала в Улан-Удэ после окончания читинского техникума железнодорожного транспорта. Экономист по образованию, трудится расценщиком в депо. При встречах они находили много общего. Прежде всего их объединяла способность к постоянному совершенствованию и желание приносить людям пользу. Ему казалось, что избранница хорошо знает, что важно для жизни окружающих ее людей. Была организатором и участницей творческих вечеров на отделении. А как танцевала! Выступала даже с коллективом в Улан-Удэнском театре оперы и балета. Во всем проявлялся врожденный темперамент сибирского народа, упорство, старательность, вдумчивость, терпение, изобретательность, ум, любовь к знаниям. В дружбе, как заметил Алексей, она проявляла определенную избирательность – имела всего несколько близких друзей, на которых могла рассчитывать. Ее старшими подругами и наставниками были старший инженер по нормированию Инна Помазкина и экономист Нина Слепченко. В их число вошел и Алексей, который через четыре месяца знакомства предложил Октябрине руку и сердце.

Позже посвятил любимой жене такие стихи:

…Когда романс «Побудь со мной»

Ей пел, там осень серебрилась,

И клен нас засыпал листвой,

Рябина ягодкой светилась.

Просил не раз: «Побудь со мной»,

Просил, когда и ноябрилось,

Лишь в декабре, уже зимой,

Ты мне женой стать согласилась.

Большая часть трудовой деятельности молодых супругов пришлась на Иркутск. Сибирский государственный межрегиональный колледж строительства и предпринимательства, отметивший в прошлом году свое 120-летие и сменивший несколько названий, стал для Алексея Семеновича родным домом. Он гордится тем, что его выпускники 50–60-х годов принимали участие во всех транспортных стройках железных дорог Абакан – Тайшет, Тайшет – Лена, Хребтовая – Усть-Илим, в реконструкции и электрификации Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской магистралей, Западного и Восточного участков Байкало-Амурской магистрали. Его лучший друг Георгий Валентинович Панов с выпускниками колледжа (тогда техникума) получили право укладки символического «золотого звена» – предмет особой гордости учебного заведения. В это время техникум ежегодно готовил для Иркутской области и других регионов России свыше 500 специалистов. Алексей Болгов назначался заведующим отделением «Изыскания и строительство железных дорог», преподавал специальные дисциплины, а перед выходом на заслуженный отдых работал в должности заведующего практикой. Многие его учащиеся благодарны Алексею Семеновичу за науку мудрой игры в шахматы. Будучи участником городских и областных соревнований, тренер выезжал со своей командой шахматистов на соревнования в сибирские города.

Не все молодые в начале 90-х перекочевали на улицу, не все обменивали рубли на «зеленые», не все занимались перепродажей краденого. Были ребята, которые хотели жить, не нарушая законов. В техникум поступали зачастую те, кто не набрал необходимых баллов в политехнический или железнодорожный институты, институт народного хозяйства. Были среди них и трудные подростки. Они связывали свою судьбу с нормальным способом заработка и с хорошим коллективом. И Алексей Семенович создавал такие условия учащимся, когда старание хорошо учиться, приобрести избранную профессию недавних мальчишек стало для них потребностью. Он вел кропотливую работу не только по профессиональному обучению, но и по становлению личности. В его правилах было не выделять никого особо. Быть честным перед людьми. Быть требовательным к себе и людям. Воспитанники колледжа стали мастерами, бригадирами, прорабами, многие руководят трестами, занимают руководящие должности.

Октябрина Апполоновна устроилась работать в локомотивное депо Иркутск-Сортировочный, продолжив учебу заочно в Хабаровском железнодорожном институте. Начинала заведующей резервом локомотивных бригад. Хлопотная, нервная работа, поскольку надо было наладить дисциплину в мужском коллективе, организовывать людей на сельскохозяйственные работы, находить подход к каждому.

Теоретические знания в вузе подкреплялись практикой на производстве. И карьерная лестница от расценщика локомотивного депо Улан-Удэ до начальника отдела бухгалтерского учета и финансов Иркутского отделения дороги при максимальном движении поездов и перевозке грузов, затем перехода экономики от государственного централизованного управления к рыночным условиям хозяйствования – в эти периоды, длиной десятки лет, прошла ее трудовая жизнь. Работа забирала все время и все силы. Приходилось вставать в шесть часов утра, чтобы вовремя добраться до работы из микрорайона Юбилейный, а возвращаться домой в десять часов вечера. Проблема была решена позже, с получением квартиры в Свердловском районе. Благо, рядом всегда был любимый муж, на которого легли основные бытовые заботы, воспитание сына и дочери. Семье было легче летом, когда Алексей Семенович одновременно с учащимися на два месяца уходил в отпуск. Вместе с сыном и его друзьями они днями пропадали на рыбалке на теплых озерах, принося домой килограммовых карасей и другую сорную рыбу. Ходил с ними в походы. А еще учил ребят столярному делу. Он не жаловался, справедливо полагая, что главное для жены, как и для него, – работа.

Зато сколько радости приносили супругам и их детям те свободные вечера и выходные дни, когда, отрешившись от волнений, с великим удовольствием Октябрина Апполоновна начинала готовить обед или ужин. Уютная квартира, а их за долгие годы они сменили шесть, благоухает такими вкусными запахами, что даже самый равнодушный к пище оближет пальчики. Всегда ко вторым блюдам на стол подавались соленые помидоры и огурцы, секрет приготовления которых знала лишь хозяйка. А еще редкое умение обустроить квартиру – изящно и красиво.

Но именно работа, отношение к людям, решение главной задачи – помогать руководству в формировании и реализации финансовой политики предприятия, отделения дороги и самой дороги начальнику Иркутского отделения Б. А. Морозу и председателю райпрофсожа А. Е. Степанову точно оценить деятельность и человеческие качества Октябрины Болговой: «Мы знаем Вас как энергичного и инициативного работника, грамотного экономиста, бухгалтера, умелого организатора бухгалтерского учета, умело осуществляющего руководство этим трудным и необходимым участком работы отделения дороги. Для Вас характерны высокая требовательность к себе, чуткое, заботливое и доброжелательное отношение к людям. За Ваш добросовестный труд Вам присвоено звание «Почетный железнодорожник».

Так в чем же был смысл всей этой нелегкой работы? Что порождало тот внутренний задор, о котором Октябрина Апполоновна вспоминает так:

«Раньше мы спокойно не спали. Идешь с работы и думаешь о работе. С вечера уже думаешь: «Ага, завтра вот приду, это сделаю, это и это!» Ради чего все это было?

А может, не надо искать ответа? Может, все, что было в жизни замечательного, доброго и отзывчивого, вежливого и покладистого человека Октябрины Апполоновны Болговой, было ради самой этой жизни? Ради здоровой ее наполненности трудом, который нужен всем, ради многих ярких моментов, из которых создавались будни. Ради того умиротворенного настроения, с которым она начала новый жизненный этап – пенсионный? Октябрина Апполоновна продолжает отвечать на важный вопрос: «Вы спрашиваете про итоги – какие самые главные? В семье все нормально. Дети выросли, выучились. Дочь уже на пенсии. Тоже была железнодорожницей. Сын – капитан туристического теплохода на Байкале, его жена трудится на железной дороге. Внучки пошли по нашим стопам. Обе имеют высшее образование. Старшая Мария осталась в Иркутске, а младшая Анна трудится в ОАО «РЖД» в Москве. Внуки тоже радуют, только выбрали себе не железнодорожные специальности. Один учится в Санкт-Петербурге на политолога, другой там же в техническом вузе, профессия будет связана с космосом.

Существуют ли идеальные отношения без ссор? Юбиляры говорят, что их союз именно такой. Мелкие недопонимания, отмечают, пусть и были, но все вопросы удавалось разрешить мирно, без криков и оскорблений. «Секрет нашей долгой супружеской жизни в том, что мы любим и уважаем друг друга и 65 лет для нас пролетели как один миг. Дай бог, чтобы наша молодежь прожила, как мы! – пожелала Октябрина Апполоновна. – Семья – это самое дорогое, что может быть у человека. Смотришь на детей, внуков, правнуков и понимаешь: жизнь прожита не зря!»

Наблюдаешь за гостеприимной хозяйкой и думаешь: это надо суметь – прожить так, чтобы сохранить сердце любящим, а душу доброй.

Чета Болговых не успела, да и не захотела перестраивать жизнь на современный лад в погоне за большим материальным достатком. Она до сих пор жива очарованием любви и взаимопонимания, которые старается скрыть от постороннего взгляда. Их маленький мир искренности и взаимного доверия не может не восхищать.

Алексей Семенович и Октябрина Апполоновна продолжают идти вместе дорогой добра, уважения и благородного служения людям. Сделать удобной жизнь каждого – это их мечты. Не человечества вообще, не народонаселения и даже не отдельного квартала, а каждого человека.

Сегодня проблемы дороги и колледжа не подвластны супругам Болговым. Но они по-прежнему в курсе основных их дел.

Фото из семейного альбома

  • Расскажите об этом своим друзьям!