Секрет их жизни |
Евгений ДЕРКАЧ, почетный железнодорожник |
25 Декабря 2023 г. |
Жизнь прожита не зря. Обыкновенная жизнь! Как найти судьбу, След на земле? Средь многочисленных дилемм Мы находили компромисс. У нас негласным был девиз: Нет не решаемых проблем! И надо только умно жить! – Так говорил Василь Шукшин. И мы без дорогих машин Тянули жизненную нить… Эти строчки из стихотворения Алексея Семеновича Болгова, отмечающего 28 декабря с женой Октябриной Апполоновной 65-летний юбилей совместной жизни, должны стать наставлением молодоженам, как счастливо прожить в браке, как добиться истинно человеческих отношений между супругами, сохраняя чувство собственного достоинства. Дни рождения у них приходятся на ноябрь и декабрь. И свадьбу они сыграли в декабре, а именно за три дня до Нового года. Оба связали свою жизнь с железнодорожным транспортом, а познакомились в Улан-Удэ. Он – уроженец хутора Тумановка Воронежской области она – из поселка Усть-Карск Забайкальского края. Почти 40 лет знаю Алексея Семеновича по работе, по его активному сотрудничеству с железнодорожной газетой, по садоводству. Прямолинейный, умелец на все руки, заботливый муж и отец, прекрасный работник с душой поэта и правдоискателя – такой человек не может не нравиться. Живет в нем чувство справедливости, изначальная, народная тяга к правде. Вообще в бытовом и нравственном смысле Алексей Семенович, не будучи потомком интеллигентов, продолжил их традиции: любит театр, классическую литературу, музыкальные произведения русских и советских композиторов, публикуется в газетах, пишет стихи. Когда позволяло здоровье, любил ходить в походы, собирать грибы и ягоды, на даче получал завидные урожаи огурцов и помидоров, других овощей, до сих пор болеет за футбольную команду «Спартак» и, конечно же, за «Байкал-Энергию». Босоногое детство Алексея протекало, как и у большинства его ровесников, родившихся перед войной. Семилетняя школа на хуторе, и проблема – на этом окончить обучение или за пятнадцать километров ходить в десятилетку? Помог случай. Приехавший погостить к матери брат Федор Васильевич предложил забрать с собой племянника на Сахалин. В детстве многих железнодорожников, будущих руководителей служб, отделений и дороги история и реальность переплетались и были тесно взаимосвязаны. Одни жили неподалеку от магистрали, другие пошли по стопам родителей, третьи прошли обучение на малой железной дороге и не мыслили себя без «железки». Ему выбрать профессию посоветовал дядя. Поступление в железнодорожный институт в Хабаровске давал ряд преимуществ: хорошая стипендия, возможности заработать во время летних каникул и бесплатного проезда к матери за тысячи километров, интересная работа в будущем. Нет, у простого паренька не было и в мыслях думать о карьере. Это не только и не столько о деньгах и положении. Он не задумывался о перспективном или нет деле, о престижности той или иной профессии. Учеба в вузе давалась легко. Только одна тройка в дипломе. Как и в школе, продолжал дружбу с баскетболом, только уже не в качестве ведущего игрока, а судьи. Кроме специальных предметов любил читать зарубежных и русских классиков. Как же складывалась его служебная карьера? Он со своим дипломом был направлен в паровозное депо Улан-Удэ, где начинал в должности бригадира котельного цеха, через год был назначен бригадиром промывочного цеха, работал помощником машиниста паровоза, машинистом, мастером хозяйственного цеха. Работа в этих должностях напоминает не комфортабельную поездку в купированном вагоне по пути без стыков, а плаванье в лодке по порожистой реке: взлет – падение – крутой поворот – удар днищем о подводный камень… Его прямолинейность нравилась далеко не всем. Поэтому бесконфликтной его работу в депо никак не назовешь. Когда же предложили возглавить комсомольскую организацию железнодорожного района, наотрез отказался, так как считал, что недостаточно знаний, к тому же надо было воспитывать маленькую дочь… Со своей будущей женой Октябриной Алексей познакомился в общежитии, вернее, возле него, когда приметил среди беседующих подружек стройную красивую девушку. Оказалось, что проживают они в соседних комнатах. Приехала в Улан-Удэ после окончания читинского техникума железнодорожного транспорта. Экономист по образованию, трудится расценщиком в депо. При встречах они находили много общего. Прежде всего их объединяла способность к постоянному совершенствованию и желание приносить людям пользу. Ему казалось, что избранница хорошо знает, что важно для жизни окружающих ее людей. Была организатором и участницей творческих вечеров на отделении. А как танцевала! Выступала даже с коллективом в Улан-Удэнском театре оперы и балета. Во всем проявлялся врожденный темперамент сибирского народа, упорство, старательность, вдумчивость, терпение, изобретательность, ум, любовь к знаниям. В дружбе, как заметил Алексей, она проявляла определенную избирательность – имела всего несколько близких друзей, на которых могла рассчитывать. Ее старшими подругами и наставниками были старший инженер по нормированию Инна Помазкина и экономист Нина Слепченко. В их число вошел и Алексей, который через четыре месяца знакомства предложил Октябрине руку и сердце. Позже посвятил любимой жене такие стихи: …Когда романс «Побудь со мной» Ей пел, там осень серебрилась, И клен нас засыпал листвой, Рябина ягодкой светилась. Просил не раз: «Побудь со мной», Просил, когда и ноябрилось, Лишь в декабре, уже зимой, Ты мне женой стать согласилась. Большая часть трудовой деятельности молодых супругов пришлась на Иркутск. Сибирский государственный межрегиональный колледж строительства и предпринимательства, отметивший в прошлом году свое 120-летие и сменивший несколько названий, стал для Алексея Семеновича родным домом. Он гордится тем, что его выпускники 50–60-х годов принимали участие во всех транспортных стройках железных дорог Абакан – Тайшет, Тайшет – Лена, Хребтовая – Усть-Илим, в реконструкции и электрификации Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской магистралей, Западного и Восточного участков Байкало-Амурской магистрали. Его лучший друг Георгий Валентинович Панов с выпускниками колледжа (тогда техникума) получили право укладки символического «золотого звена» – предмет особой гордости учебного заведения. В это время техникум ежегодно готовил для Иркутской области и других регионов России свыше 500 специалистов. Алексей Болгов назначался заведующим отделением «Изыскания и строительство железных дорог», преподавал специальные дисциплины, а перед выходом на заслуженный отдых работал в должности заведующего практикой. Многие его учащиеся благодарны Алексею Семеновичу за науку мудрой игры в шахматы. Будучи участником городских и областных соревнований, тренер выезжал со своей командой шахматистов на соревнования в сибирские города. Не все молодые в начале 90-х перекочевали на улицу, не все обменивали рубли на «зеленые», не все занимались перепродажей краденого. Были ребята, которые хотели жить, не нарушая законов. В техникум поступали зачастую те, кто не набрал необходимых баллов в политехнический или железнодорожный институты, институт народного хозяйства. Были среди них и трудные подростки. Они связывали свою судьбу с нормальным способом заработка и с хорошим коллективом. И Алексей Семенович создавал такие условия учащимся, когда старание хорошо учиться, приобрести избранную профессию недавних мальчишек стало для них потребностью. Он вел кропотливую работу не только по профессиональному обучению, но и по становлению личности. В его правилах было не выделять никого особо. Быть честным перед людьми. Быть требовательным к себе и людям. Воспитанники колледжа стали мастерами, бригадирами, прорабами, многие руководят трестами, занимают руководящие должности. Октябрина Апполоновна устроилась работать в локомотивное депо Иркутск-Сортировочный, продолжив учебу заочно в Хабаровском железнодорожном институте. Начинала заведующей резервом локомотивных бригад. Хлопотная, нервная работа, поскольку надо было наладить дисциплину в мужском коллективе, организовывать людей на сельскохозяйственные работы, находить подход к каждому. Теоретические знания в вузе подкреплялись практикой на производстве. И карьерная лестница от расценщика локомотивного депо Улан-Удэ до начальника отдела бухгалтерского учета и финансов Иркутского отделения дороги при максимальном движении поездов и перевозке грузов, затем перехода экономики от государственного централизованного управления к рыночным условиям хозяйствования – в эти периоды, длиной десятки лет, прошла ее трудовая жизнь. Работа забирала все время и все силы. Приходилось вставать в шесть часов утра, чтобы вовремя добраться до работы из микрорайона Юбилейный, а возвращаться домой в десять часов вечера. Проблема была решена позже, с получением квартиры в Свердловском районе. Благо, рядом всегда был любимый муж, на которого легли основные бытовые заботы, воспитание сына и дочери. Семье было легче летом, когда Алексей Семенович одновременно с учащимися на два месяца уходил в отпуск. Вместе с сыном и его друзьями они днями пропадали на рыбалке на теплых озерах, принося домой килограммовых карасей и другую сорную рыбу. Ходил с ними в походы. А еще учил ребят столярному делу. Он не жаловался, справедливо полагая, что главное для жены, как и для него, – работа. Зато сколько радости приносили супругам и их детям те свободные вечера и выходные дни, когда, отрешившись от волнений, с великим удовольствием Октябрина Апполоновна начинала готовить обед или ужин. Уютная квартира, а их за долгие годы они сменили шесть, благоухает такими вкусными запахами, что даже самый равнодушный к пище оближет пальчики. Всегда ко вторым блюдам на стол подавались соленые помидоры и огурцы, секрет приготовления которых знала лишь хозяйка. А еще редкое умение обустроить квартиру – изящно и красиво. Но именно работа, отношение к людям, решение главной задачи – помогать руководству в формировании и реализации финансовой политики предприятия, отделения дороги и самой дороги начальнику Иркутского отделения Б. А. Морозу и председателю райпрофсожа А. Е. Степанову точно оценить деятельность и человеческие качества Октябрины Болговой: «Мы знаем Вас как энергичного и инициативного работника, грамотного экономиста, бухгалтера, умелого организатора бухгалтерского учета, умело осуществляющего руководство этим трудным и необходимым участком работы отделения дороги. Для Вас характерны высокая требовательность к себе, чуткое, заботливое и доброжелательное отношение к людям. За Ваш добросовестный труд Вам присвоено звание «Почетный железнодорожник». Так в чем же был смысл всей этой нелегкой работы? Что порождало тот внутренний задор, о котором Октябрина Апполоновна вспоминает так: «Раньше мы спокойно не спали. Идешь с работы и думаешь о работе. С вечера уже думаешь: «Ага, завтра вот приду, это сделаю, это и это!» Ради чего все это было? А может, не надо искать ответа? Может, все, что было в жизни замечательного, доброго и отзывчивого, вежливого и покладистого человека Октябрины Апполоновны Болговой, было ради самой этой жизни? Ради здоровой ее наполненности трудом, который нужен всем, ради многих ярких моментов, из которых создавались будни. Ради того умиротворенного настроения, с которым она начала новый жизненный этап – пенсионный? Октябрина Апполоновна продолжает отвечать на важный вопрос: «Вы спрашиваете про итоги – какие самые главные? В семье все нормально. Дети выросли, выучились. Дочь уже на пенсии. Тоже была железнодорожницей. Сын – капитан туристического теплохода на Байкале, его жена трудится на железной дороге. Внучки пошли по нашим стопам. Обе имеют высшее образование. Старшая Мария осталась в Иркутске, а младшая Анна трудится в ОАО «РЖД» в Москве. Внуки тоже радуют, только выбрали себе не железнодорожные специальности. Один учится в Санкт-Петербурге на политолога, другой там же в техническом вузе, профессия будет связана с космосом. Существуют ли идеальные отношения без ссор? Юбиляры говорят, что их союз именно такой. Мелкие недопонимания, отмечают, пусть и были, но все вопросы удавалось разрешить мирно, без криков и оскорблений. «Секрет нашей долгой супружеской жизни в том, что мы любим и уважаем друг друга и 65 лет для нас пролетели как один миг. Дай бог, чтобы наша молодежь прожила, как мы! – пожелала Октябрина Апполоновна. – Семья – это самое дорогое, что может быть у человека. Смотришь на детей, внуков, правнуков и понимаешь: жизнь прожита не зря!» Наблюдаешь за гостеприимной хозяйкой и думаешь: это надо суметь – прожить так, чтобы сохранить сердце любящим, а душу доброй. Чета Болговых не успела, да и не захотела перестраивать жизнь на современный лад в погоне за большим материальным достатком. Она до сих пор жива очарованием любви и взаимопонимания, которые старается скрыть от постороннего взгляда. Их маленький мир искренности и взаимного доверия не может не восхищать. Алексей Семенович и Октябрина Апполоновна продолжают идти вместе дорогой добра, уважения и благородного служения людям. Сделать удобной жизнь каждого – это их мечты. Не человечества вообще, не народонаселения и даже не отдельного квартала, а каждого человека. Сегодня проблемы дороги и колледжа не подвластны супругам Болговым. Но они по-прежнему в курсе основных их дел. Фото из семейного альбома
Тэги: |
|
|