Сам себе маг |
Беседовал Михаил ЮРОВСКИЙ |
01 Апреля 2022 г. |
С Андреем Дюковым меня познакомил наш общий друг – поэт, тоже Андрей, только Юрченко. Оказалось, Дюков – харизматичный магистр визуальных искусств, артист оригинального жанра и актер Театра кукол «Аистенок». Половину своей жизни он служит этому волшебному искусству, каждый вечер создавая магию на сцене. В это сложно поверить, но весной этого года актер празднует свое 60-летие. Он по-прежнему юн душой, готов постигать новые знания и совершенствоваться в своей удивительной профессии.
– Мне было уже 24 года, когда я впервые занялся искусством. До того работал на авиазаводе. Семья моя – представители рабочей профессии – все потомственные жестянщики, слесари, поэтому отец и был в шоке от моего внезапного решения. Мой дед воевал на многих войнах: в Финскую он вывел из окружения 15 человек. И когда вернулся домой, него уж рос сын, то есть мой отец, которого назвали Владимиром Ильичом. На тот момент семья жила в Москве, но отца на фронт не брали, потому что он работал на заводе и был мастером золотые руки. Отец часто вспоминал, как они тушили «зажигалки» на крышах домов Москвы. Вскоре семью эвакуировали вместе с заводом в Иркутск. И когда мой дед, уже работая на авиазаводе, прошедший несколько воин, в итоге умер от воспаления легких, бабка в сердцах сказала: «Если бы он до сих пор воевал, был бы жив!» Отец тоже пошел по его стопам, он также работал на топливных баках на авиазаводе. Меня готовили туда же. Я отучился в авиатехникуме, сходил в армию, после, как все, поступил на авиазавод и проработал там два года. Но что-то во мне перевернулось, и я пошел заниматься в цирковую студию при заводе имени Куйбышева. У меня были там тяжеленные железные шары – реквизит, подарил их мне цирковой артист Евгений Острицкий. Я катал, кидал эти жары, использовал как ядра, жонглировал ими. Помню только, когда они внезапно падали на сцену и, слыша по звуку их вес, зрители еще громче мне аплодировали. Три года я занимался в студии, но до последнего стать магистром визуальных искусств в то время даже не мечтал. Так продолжалось довольно долго, пока, однажды проходя мимо театрального училища, не зашел туда из-за непреодолимой тяги. Там была какая-то особенная атмосфера. В училище я встретил девочку-кукольницу, она была с преподавателем, мы быстро нашли общий язык, вот они-то и уговорили меня подавать документы в театральное училище. В разговоре с отцом, я убедил его, что не хочу больше работать на заводе и делать каждый день одно и тоже. А тут ты артист оригинального жанра – фокусы, иллюзии, жонглирование, кукольное шоу, марионетки, веселый балаган. Разве это не другая вселенная?! Конечно, я сразу на 180 градусов развернулся и со всем энтузиазмом юности кинулся туда, несмотря на то, что я уже учился в пединституте на преподавателя технических дисциплин. Любая учеба давалась мне легко, а тогда еще такое время было, что люди горели своим делом, старались изучать все грани мастерства и творчеству были преданы душой. Мне это нравилось еще и потому, что и самих кукол я мог вырезать из дерева и вообще чудеса творить! Ведь любой человек ждет чудес, особенно на свой праздник. А сделать это событие волшебным и незабываемым – вот что мне было по силам. Удивить всех, стать вдруг настоящим фокусником! После театрального меня хотели направить в маленький город между Черным и Азовским морем. И несмотря на то, что приглашающей стороне я очень понравился, туда я не поехал. Директор училища отговорила меня, сказав, что там будет война, а все, что связано с военными действиями, по своей интуиции я всегда избегал. И я остался в Иркутске, к тому же в наш город приехал новый режиссер Людвиг Григорьевич Устинов, и тогда же открылся стационар Театра кукол в нашем городе, до этого театр был разъездной. Помню даже, как мы выкапывали яму под сценой для нас, артистов, ведь у кукол должны быть дирижеры. Тогда же у нас работал удивительный человек – механик Сергей Агулов – много чего для нас он придумал, например, механических кукол. По тем временам это было просто открытие! Вот и получается, что если сейчас мне 60, пришел в театр в 28, то и выходит, что больше 30 лет уже ему служу! За эти годы играл в «Божественной комедии», «Лекаре поневоле». Это были спектакли для взрослых, на них как раз «пошла мода», в «Цирке Шардам» по пьесе Даниила Хармса. Вообще больше всего я играл клоунов, циркачей – там, где нужна ловкость, сила, умение показывать фокусы и быть немного волшебником. Но этому нигде не учили. И однажды в Иркутск приехал фокусник Владимир Козлов, он-то и стал меня учить. Несмотря на то, что фокусники чаще всего хранят свои секреты при себе, он откликнулся и даже пришел в наш театр в гости. Тогда ставили «Маленького принца», и Агулов лепил всяческие розочки, накладные руки и шевелящиеся рты кукол и прочие чудо-детали постановки. Проникнувшись этим действом, маг сказал: «Вот это фокусы! А все, что я тебе могу показать, – это лишь ловкость рук». Тогда он прислал мне видеокассеты с мастер-классами светил этого дела. Очень мне запомнился его фокус, которым он сразил меня: подбросил карты вверх, а они к нему на голову упали уже в виде шляпы. А в Музыкальном театре Олег Грантович Кешишьянц научил меня танцевать чечетку. Потом я стал смотреть на другие забытые трюки: шпагоглотание, протыкание спицей рук, ног… В Питере встречался с человеком, коллекционирующим встречи с паранормальными вещами. На гастролях всегда же найдется тот, кто тебя подучит – ведь если ты чем-то живо интересуешься, то всегда находишь учителей. Вот и сейчас Андрей Дюков занят в репетициях спектакля для молодежной аудитории театра – «Остров Иукини». Он с гордостью сообщает, что самый возрастной актер в этом спектакле, и играет отца героини Алаулы. И признается, что такой многоуровневой постановки за всю его карьеру в Театре кукол еще не было. Тут есть и динамичные танцы, и энергичные песни, сценические постановки с копьями, бои… Действие спектакля происходит в далекой, жаркой стране – условной Океании. Нам ведь культура этих экзотических стран по-прежнему малоизвестна, хотя русские и бывали там еще два века тому назад. К тому же постановка «Острова Иукини» принесла с собой и массу музыки – от укулеле до ханга и разных мелодических мелодий. Накануне юбилея я застал актера, полностью охваченным репетиционным процессом. В фойе театра он вышел в костюме телесного цвета с татуировками по одной стороне и сразу пояснил, что аборигены Океании свято верили в защитную силу татуировок: ни руки, ни ноги в татуировках нельзя было уязвить. – Говорят, для артиста работа – что для лошади свадьба: голова в цветах, а круп в мыле. Конечно, я очень рад любой новой работе, несмотря на то, что уже кажется, что работаешь вообще на пределе. Но это очень ценный, удивительный опыт.
|
|
|