«Родная Сибирь – ты в сердце моем!» |
Виталий ЧЕРОШНИКОВ, студия «Репортер» |
18 Сентября 2024 г. |
С большим удовольствием познакомился недавно в Гуманитарном центре – библиотеке имени семьи Полевых с полотнами этой серии талантливого иркутского художника Александра Тимирбаева. Вот картина «Весенний денек». Жанровая сценка из жизни нашего города. На переднем плане голуби и мальчонка, который с чувством собственного достоинства вершит доброе дело – кормит птиц. А рядышком скамейка. На ней сидит бабулька, и слева от скамейки – могучая старая лиственница. Понимаешь, что что-то здесь не совсем привычное: не бабушка кормит птиц, а мальчуган. Невольно вспоминаются слова автора этой картины Александра Тимирбаева, которые он сказал на встрече, предваряя выставку: «Цель искусства – в обычном видеть необычное и необычное в обычном». А еще привлекла внимание картина «Иркут». Возможно, тем, что была созвучна с работами Исаака Левитана. Помните его картину «Март»? Приоткрыта дверь в избу. У избы лошадь, запряженная в сани. Но чувствуется присутствие человека. Или в его же картине «Весна. Большая вода». Половодье. У берега лодка. И тоже – незримое присутствие человека. Точно такое же чувство появляется и при взгляде на эту картину Тимирбаева «Иркут». Слева – высокий берег, напротив – пологий с кустарниками и деревьями. И там, где изображен высокий берег с густой зеленой травой, пролегает тропка. Так прямо и ждешь, что на этой тропке должен вот-вот кто-то появиться… А потом в сквере Академгородка продолжаем знакомство уже с самим художником – ведем неспешный разговор о его жизни и творчестве. Александр Арсланович – иркутянин, 1961 года рождения, учился в детской художественной школе, потом, в конце 70-х, – в Иркутском художественном училище. – Александр, мальчишки в детстве мечтают стать космонавтами, военными, летчиками. А вы решили, что будете художником. Может, родители имели отношение к изобразительному искусству? – Нет. Отец был экспертом в ГАИ, а мама инженер-картограф института географии Сибирского отделения Академии наук. Но видя мое увлечение рисованием, они записали меня в художественную школу, которая помогла постичь азы живописи. Мне просто повезло, что там я попал в мастерскую известного педагога-живописца Льва Гимова. Наставления и советы Льва Борисовича и предопределили мою будущую привязанность. – В ваших работах преобладают два жанра – портрет и пейзаж. Почему? – Всегда хочется писать то, что тебе самому нравится. Например, портрет человека, который интересен тебе. Ведь художник в какой-то степени и психолог, так как он через портрет раскрывает черты характера и внутренний мир человека. – Мне очень понравился портрет молодой девушки, которая изображена на фоне природы. Она как бы заявляет нам, зрителям: «Смотрите, какая я юная». Ее образ сливается с изображением солидных березок. А она сама смотрится как юная березка. И «пожилые» березки радуются ее молодости и красоте. Так и чувствуется в этом произведении, что человек и природа – это единое целое. – Спасибо за ваши добрые и правильные слова. Эта девушка Оля, оператор бензоколонки, тоже пришлась мне по душе. На мою просьбу написать ее портрет она любезно согласилась. Вот сочетания ее прекрасных черт и необыкновенная красота природы нашего сибирского края дали такой эффект этому полотну. Эта красота нашей природы призывает меня писать и пейзажи… – В советскую эпоху было больше возможностей выезжать на пленэр, знакомиться с интересными людьми? – Да. Мы часто выезжали за пределы областного центра, побывали на западном участке БАМа. Впечатляющее зрелище: грандиозная историческая стройка века, удивительные, мужественные строители Байкало-Амурской магистрали. А когда я побывал в старинном сибирском селе Верхоленске, меня очень сильно впечатлили Шишкинские писаницы. Завораживающие рисунки, знаки. Самодивность и таинство! – А какой у вас была по окончании училища дипломная работа? – Ну, в советское время все было чрезмерно политизировано. И моя дипломная работа была в стиле того времени и называлась «Ликбез двадцатых годов». Она, кстати, была успешно защищена. – Конечно же, вы помните и свою первую выставку? – Первая персональная выставка «Старый Иркутск» была открыта в городском выставочном центре имени Виталия Сергеевича Рогаля в 2005 году. Большинство полотен были посвящены городскому пейзажу областного центра. – Что в планах на ближайшее будущее? – Накапливать материал. В том числе и пейзажного плана. Обычно, когда его набирается достаточное количество, уже можно выходить и на какую-то крупную жанровую работу… Уважаемые читатели, если вы неравнодушны к природе нашей малой родины, то еще сможете посетить выставку картин «Родная Сибирь – ты в сердце моем!» в Гуманитарном центре – библиотеке имени семьи Полевых. Фото Валентины Терлецкой А. А.
Тэги: |
|
|