НА КАЛЕНДАРЕ

Раиса Лобацкая и ее магия камней

Подготовил Антон СТЕПАНОВ   
29 Апреля 2022 г.

8 1a

27 апреля свой юбилей отметила доктор геологических наук, профессор, академик РАЕН, заведующая кафедрой ювелирного дизайна и технологий ИрНИТУ Раиса Моисеевна Лобацкая.

27 апреля свой юбилей отметила доктор геологических наук, профессор, академик РАЕН, заведующая кафедрой ювелирного дизайна и технологий ИрНИТУ Раиса Моисеевна Лобацкая.

Раиса Моисеевна с отличием окончила геологический факультет Иркутского государственного университета (1970), защитила кандидатскую (1979) и докторскую (1989) диссертации. Опубликовала в России и за рубежом более 150 научных статей и 12 монографий. С 1980 работает в ИрНИТУ (ИПИ, ИрГТУ), где основала и возглавила кафедру геммологии. Профессор, академик Российской академии естественных наук. Читала лекции в университетах Чехии, Польши, США, Китая. Выступала на международных конгрессах в Берлине, Париже, Вене, Афинах, Пекине, Салониках, Болонье, Гранаде, Варшаве, Ванкувере, Мехико, Анкоридже, Тель-Авиве, Иерусалиме. Автор книг: «Мироощущение» (2002), «Закон Гераклита» (2007), «Строгий портрет в высоком кресле» (2010), «Завещанный город» (2010), «Кольцо Прометея. Ювелирные коллекции Иркутска» (2011), «Планета Байкал» (2013). Дважды стипендиат президента РФ, почетный профессор трех зарубежных университетов. Награждена нагрудными знаками «Отличник разведки недр» и «Почетный работник высшего профессионального образования», почетным знаком Российской академии естественных наук «За заслуги в развитии науки и экономики России», международной наградой Китая, малым орденом Михаила Перхина «За выдающийся вклад в развитие ювелирного искусства». Лауреат международного конкурса «Национальная литературная премия Золотое перо Руси» (2008, 2012). Кавалер ордена «Золотая осень» имени Сергея Есенина (2011).

  • От редакции: Публикацию об этой замечательной женщине, геологе, искусствоведе и ценителе прекрасного, мы запланировали в начале апреля – к Дню геолога, но узнав о предстоящем юбилее Раисы Моисеевны, решили разместить этот материал портала IrkFashion о ней ближе к ее дню рождения. Предлагаем и вам поближе познакомимся с этой «хозяйкой каменного царства» нашего края, узнать о свойствах камней и о том, как судьба нашей героини связана с Иркутском.

«Я иркутянка, родилась в Иркутске, всю жизнь прожила в этом городе, о чем ни разу не пожалела. Иркутск, на самом деле, совершенно удивительный, уникальный город, в котором жили очень интересные люди. И каждая волна этих людей, начиная с декабристов, приносили сюда культуру, и на сегодняшний день Иркутск один из самых высококультурных провинциальных городов. Хотя я считаю, что Иркутск назвать провинцией очень трудно.

С этим городом очень многое связано и в моей личной жизни, и в истории нашей страны, что для меня тоже очень интересно. Но самое главное – в Иркутске уже многие десятилетия продолжается активная художественная жизнь. Последнюю четверть века из всех своих многочисленных увлечений я выделяю живопись, я очень ценю иркутских художников и счастлива, что они не только мои современники, но многие из них мои друзья.

Не скажу, что никогда не было желания уехать из Иркутска, это не совсем так. Потому что в некоторые моменты морально тяжело жить в нашей стране, когда видишь, что ни культура, ни наука, ни образование никому не нужны и, конечно же, возникает желание что-то поменять. Я не жалею о том, что я ни разу не поддалась этому искушению. Работа с молодежью говорит о том, что это правильное решение. Молодежь изменит ситуацию, и будут интересны, культура, искусство, образование, наука.

По специальности я геолог, окончила Иркутский государственный университет, который давал такие фундаментальные знания, что за всю жизнь меня не покинули. Геология к этому моменту пользовалась не очень большим спросом у молодых людей, и я подумала, что свою любовь к искусству, любовь к камням надо обратить на открытие в новой специальности. И с согласия на то время ректора технического университета Сергея Борисовича Леонова я открыла в 80-х годах прошлого века кафедру геммологии. Геммология – это наука о драгоценных камнях и о ювелирном деле, которое с ними связано. Специальность, которую мы тогда открыли, не совсем геммологическая, она много шире и называется «Технология художественной обработки материалов». Правда, среди множества материалов мы взяли для своих студентов ювелирные материалы. Эта специальность уже двадцать два года готовит выпускников в техническом университете. Наши выпускники могут оценивать камень и понимать художественную значимость ювелирных изделий. Эта специальность требует хороших знаний искусства.

Не открыть в Сибири специальность, связанную с обработкой ювелирных камней, просто было невозможно. Идея лежала на поверхности, надо было только наклониться и подобрать ее. У нас невероятный регион: месторождения чароита нет больше нигде в мире, лучшие нефритовые месторождения тоже у нас. Рядом Забайкалье, где изумительной красоты турмалины, в Якутии – алмазы. На севере Байкала аквамариновое месторождение, просто лучше не придумаешь! Ну, и нефрит, конечно, визитная карточка Иркутской области.

Университет дает образование, но в реальности мы учимся на протяжении всей жизнь. Знания устаревают гораздо быстрее, чем мы успеваем их приобрести, поэтому надо не бояться поменять что-то в своей жизни кардинально.

Вопрос о том, что такое ювелирный дизайн и что такое ювелирное искусство, чем они отличаются – очень тонкий. Потому что мы, сталкиваясь с ювелирными изделиями, всегда думаем, что имеем дело с эксклюзивом, чем-то абсолютно высокохудожественным. И здесь возникает вопрос, вступают ли в противоречие законы искусства и законы дизайна. На самом деле нет. Сейчас в любом музее и в частных коллекциях есть образцы ювелирного искусства, неповторимые.

К концу XIX века появилось много людей, которые хотели бы иметь необыкновенно красивые вещи. Эпоха модерна охватила все страны, эта идея, что нужно сделать что-то красивое, но в то же время с возможностью тиражирования вещей, витала в воздухе. И вот на рубеже XIX–XX веков родились не просто художники, а дизайнеры. Они разработали такую систему высокохудожественных изделий, которые придумывали, и в то же время разрабатывали технологию для воплощения своих идей. И оказалось, что совершенно изумительные произведения искусства можно тиражировать. Ювелирные изделия не предполагают, что их нужно тиражировать тысячами штук, это не чулки и не носки. Начиная с Жоржа Фуке, Рене Лалика, с Карла Фаберже появились изделия, которые представляют собой произведения искусства, но они подразумевают и возможность тиражирования. То есть для них разработаны технологии, а раз к художественному изделию, произведению искусства еще и технология разработана, то это – произведение дизайна. Только этим и отличается чистое искусство от высокого дизайна.

Когда-то в XIX веке Иркутск был ювелирной столицей Сибири. Ювелирное искусство в Иркутске существует более трехсот лет, оно родилось вместе с городом – как только первопроходцы поставили острог, в остроге поставили храм, который всегда предполагает ювелирные изделия – чаши, кубки, подсвечники, кресты. В XIX веке в Иркутске жило 25 кланов – иркутские серебряники. Здесь работали такие мастера, изделия которых сейчас в очень многих музеях мира. Я была в австралийском художественном музее и видела там кубок, который был сделан иркутянином Павлом Фереферовым.

В ювелирном деле много ограничений, например, по закону РФ о «Драгоценных металлах и драгоценных камнях» пять камней считаются драгоценными и не могут быть в свободном обращении. Это алмаз, сапфир, рубин, изумруд и александрит. Их нельзя просто взять с месторождения и вывезти за границу, продать.

Камень – такой привлекательный материал, что его с давних времен наделяли какими-то необыкновенными свойствами. Есть замечательный камень – аметист, розовато-сиреневого цвета, очень красивый. Так сложилось, что издавна аметисту придавали свойства камня, спасающего от отравления. Когда-то его бросали в бокал с вином, и если у камня менялся цвет, то это означало, что там яд. А если камень не менял свой цвет, но оставался в бокале и ты выпивал вино, то ты не пьянел.

Есть камни, которые наделяют свойствами не только магическими, но и лечебными. Очень многие люди верят, что нефрит спасает нас от болезней почек. Даже сам камень назван от греческого νεφρός – «почка», отсюда и слово «нефрит». Насколько это помогает на самом деле, я не знаю, но если человек верит, что этот камень – его и носит его с большим удовольствием, это удовольствие всегда поднимает ему настроение. А что может быть лучше, чем хорошее настроение, чтобы поддерживать нас в тонусе, стимулировать здоровье?!»

Тесные партнерские и дружественные отношения сложились в последние два десятилетия у Раисы Моисеевны Лобацкой и руководимой ею кафедрой ювелирного дизайна и технологий ИрНИТУ и с известным производственным предприятием нашего региона по добыче знаменитых сибирских самоцветов и изготовлению из них различных высокохудожественных и ювелирных изделий – «Байкалкварцсамоцветы».

Многие выпускники кафедры стали классными специалистами, настоящими мастерами в ювелирном и камнерезном деле и работают сейчас на многих камнерезных и ювелирных предприятиях всей нашей страны – от Иркутска и Улан-Удэ до Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга, а их работы становятся победителями и лауреатами различных выставок ювелирного и камнерезного искусства регионального, всероссийского и международного уровней. Работают ее выпускники и здесь.

Работы мастеров-камнерезов БКС, выпускников Р. М. Лобацкой (Татьяна Никонова «Снежный ирис»; Юрий Никонов «Путь наверх», «Лягушка с мухой»)

Работы мастеров-камнерезов БКС, выпускников Р. М. Лобацкой (Татьяна Никонова «Снежный ирис»; Юрий Никонов «Путь наверх», «Лягушка с мухой»)

Поэтому коллектив ОАО «Байкалкварцсамоцветы», его руководство не могли обойти вниманием в этот замечательный день – юбилей – большого друга своего предприятия. «Мы очень дорожим тем, что между нашим предприятием и ИрНИТУ, возглавляемой вами кафедрой, сложились тесные партнерские и дружеские отношения, позволившие не только удачно реализовать многие интересные проекты по изготовлению высокохудожественных изделий «Байкалкварцсамоцветов», но и наладить тесную связь «вуз – производство» по пополнению нашего предприятия классными специалистами. И ярким примером этого можно назвать то, что многие наши мастера-камнерезы – ваши выпускники – становятся победителями престижных конкурсов камнерезного искусства общероссийского и международных масштаба, принося мировую славу и вашей кафедре, и нашему предприятию. Большое спасибо вам за это!» – написали они ей в своем приветственном адресе.

И подготовили Раисе Моисеевне изящный подарок в своем фирменном стиле – оригинальный ювелирный набор по темам картин знаменитого французского художника прошлого века Рене Грюо, славящегося своим непревзойденным мастерством – несколькими мазками передавать стиль и характер, целую палитру настроения женщины. Написанные им женщины всегда роскошны, элегантны, уверены в себе и своей красоте и достойны самого лучшего в мире. Что, собственно, в полной мере относится и к нашей героине…

  • Расскажите об этом своим друзьям!