НА КАЛЕНДАРЕ

Покорить полмира звуком

Беседовал Юрий МИХАЙЛОВ   
28 Января 2022 г.

2801 20 1a

Оказывается, для реализации своей мечты не нужно ничего кроме решимости и желания дарить радость людям. Именно к таким выводам пришел иркутянин Игорь Титенко. Он в четвертый раз за последние годы готовит музыкальное турне по Европе, за это время дал там уже более 30 концертов.

Импровизированный концерт, Игорь Титенко – в центре

Импровизированный концерт, Игорь Титенко – в центре

Его гастроли начались в ноябре 2018 года с того, что он договорился с вокальным квартетом из Кельна на предмет совместного выступления. Они делают импровизационно-комедийный вариант звучания.

– Списавшись с ними, – рассказывает Игорь, – я начал искать друзей, готовых сыграть со мной такой вот перформанс «Радио Восток». История, которую я решил предложить к постановке, реальна. Она произошла в 90-е годы под Ангарском, в радиоцентре № 7. На этой любительской радиостанции работали диджей и звукорежиссер. Работали посменно, по 12 часов, потом за ними приезжала машина и увозила их. Но однажды произошел выброс хлора на соседнем предприятии, и хотя они могли выходить в эфир, телефоны им отключили. Ребята оказались в карантинной зоне и стали сходить там с ума. В итоге, когда через три недели приехали спасатели, пострадавших не нашли. Остался только их дневник.

Когда я предложил эту историю экранизировать в России, выяснил, что это вполне возможно. И в этом принял участие известный импровизатор и джазовый музыкант Сергей Летов. Я прокатился с этим перформансом по России: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Белгород, Воронеж. Что касается Европы, там очень легко найти музыкантов на подобный проект, поскольку их там много, и они любят импровизацию, но сложнее найти подходящий клуб – их там гораздо меньше. И все расписано заранее. Буквально за год все планируется. В итоге я сначала выступил в Дюссельдорфе, где мне посоветовал выступить украинский певец Юрий Гранкин, уже лет 15 живущий в Германии.

И вот в ноябре 2018 года, не успев прилететь, отыграл первый свой европейский концерт с музыкантами, которых никогда до того даже не видел. Все оказались очень довольны. Мы до сих пор с ними играем. Сам я солировал на саксофоне, на трубе, на персидских флейтах, пел на разных языках: английском, японском, монгольском (это ведь перформанс про радиостанцию). Брал текст и, проверив, как все это звучит, исполнял. Моя задача была в том, чтобы поддерживать общее звучание концерта, когда музыканты немного провисали. Публика и исполнители были в восторге. Это настолько им понравилось, что объединило даже музыкантов-конкурентов.

Также довелось дать два концерта в Берлине. Владелец одного клуба был южнокорейцем, начинающим там свое дело, и мы как незнакомые люди случайно к нему попали. Со мной там играла пара аргентинцев, француженка-электронщица и испанка делала нам пантомиму.

После этого я еще выступал в Гамбурге. Там со мной играли известные немецкие музыканты: владелец клуба – скрипач и барабанщик известной хард-группы, суперсаксофонист, который еще и священник, и вокалистка из Чили. Потом был Роттердам, где со мной играли амстердамские музыканты. Я не смог найти свободный клуб в Амстердаме, и исполнители поехали впятером играть со мной за 80 километров в Роттердам.

Последний концерт первого турне состоялся в Стокгольме с легендой электронной и импровизационной сцены Швеции – Полом Пигноном (выпускником Оксфорда, между прочим). В свои 80 он лет 60 уже занимается импровизационной музыкой. У него тогда болела нога, но он все же приехал на концерт и согласился сыграть со мной. Кроме него в концерте участвовали исландская оперная певица и шведский контрабасист-электронщик.

В мае 2019 года Пол Пигнон специально прилетал в Иркутск, чтобы поиграть на Байкале. Он отыграл за шесть дней три концерта, провел мастер-класс и был безумно всем этим доволен. Правда, впечатление от России несколько испортил наш Аэрофлот, который при пересадке в Москве на четыре дня потерял его багаж со всеми музыкальными инструментами.

Я каждый день его успокаивал – боялся, что его сердце не выдержит от волнения, потому что эти саксофоны и кларнеты были для него как дети. А тут они вдруг пропали.

В декабре 2019 года я дал 16 концертов за 14 дней. Девять выступлений было в Европе: Германия, Нидерланды, Бельгия, семь – в Москве и Санкт-Петербурге.

Со зрителями авангардной музыки всегда бывает непросто. Это либо музыканты, которые сами любят играть и им это интересно слушать, либо эрудиты и завсегдатаи необычных концертов. Эти концерты коммерчески не оправдываются – все музыканты играют бесплатно. Либо получают за них такие копейки, что на чашку кофе не хватит. Но самое главное – это встречи в пути и обмен между собой этим вот будоражащим опытом. Меня поразило, что многие музыканты очень мобильны, быстро снимаются с места, готовы проехать большие расстояния, чтобы принять участие в этих авантюрах.

Например, тромбонист Роланд Борхво во время моего второго турне в 2019 году сначала как зритель приехал за 60 километров из Дортмунда на мой концерт в Дюссельдорф. На следующий день он, уже как участник, приехал в Тройсдорф. А это еще 60 километров. А еще через два дня он вместе со своей женой – Анке Амес (скрипка) преодолел еще 230 километров, чтобы сыграть со мной в Амстердаме.

Теперь мы планируем с ними провести международный фестиваль импровизационной музыки: два дня в Иркутске и Ангарске и два дня в Кельне и Дюссельдорфе. Даже если эта идея не реализуется, я все равно поеду. Я уже планирую 6-й тур «Радио Восток», и меня ждут мои музыканты и зрители. Для них я – «сумасшедший русский с Байкала, который делает сумасшедшие шоу по всей Европе» (так сказал один голландский критик), и я не собираюсь менять эту репутацию – считаю, что интересной и разнообразной музыки должно быть много…

  • Расскажите об этом своим друзьям!