Поэт и сцена |
Друга вопросами пытал Михаил ЮРОВСКИЙ |
28 Мая 2022 г. |
В жизни так бывает, что человек приходит к осуществлению своей мечты лишь в пору зрелости, этак лет в 50. С актером и поэтом Андреем Юрченко это так и произошло. Впервые мы встретились с ним случайно несколько лет назад в одном творческом клубе. Тогда, помнится, он хотел издать свой первый сборник стихов. Потом одно время он помогал мне делать ремонт в квартире, днем белил-красил-клеил, а по ночам, сидя на кухне, все писал и писал свои стихи. А потом вдруг, неожиданно для окружающих, да, может быть, и для самого себя пришел в театр. И вот уже четыре года он служит в театре «Диалог». – Андрей, а когда ты вообще впервые попал в театр? – Наверное, как все – в детстве. Хорошо помню из раннего детства походы в цирк и в кукольный театр. Цирк, правда, был чаще, кукольный гораздо реже. А чуть позже, уже в школе, мы всем классом ходили на спектакли. Сейчас уж и не помню, на какие именно, но это было и в ТЮЗе, и в театре музыкальной комедии, а иногда и в филармонии. Главное ощущение от таких встреч со сценой было приблизительно таким: ух ты, как здорово! Я тоже так хочу! А иногда и – я тоже так бы смог! Что касается последнего, то мне так лишь казалось. Позже я узнал и прочувствовал, что эта простота и легкость на сцене достигается лишь талантом и неимоверным трудом. И это мое «я тоже так бы мог» рождалось от хорошей игры актеров на сцене, когда кажется, что все это достигается легко и просто. И очень хотелось тоже попробовать сделать что-нибудь этакое. Первой моей попыткой, не считая культмассовых вечеров в школе, была цирковая студия. В ней я попробовал жонглирование и простые акробатические элементы (кувырки, колесо, сальто). Это было уже в старших классах школы. Помню даже имя руководителя цирковой студии – Валерий Соболь. Но это был недолгий опыт. А уже в выпускных классах занимался в студии бального танца. Там уже были настоящие выступления и конкурсы. Конкурсы я почему-то не любил, а вот выступления на публике нравились. Мы выступали на разных городских праздниках и всем ансамблем, и сольно парами. Выступали также в кафе и ресторанах на вечерних программах. Перед школьным выпускным балом организовал даже для одноклассников школу вальса. Очень хорошо смотрелось, когда все выпускники на этом выпускном балу исполнили фигурный вальс. А знакомство с театральной сценой и первые попытки сняться в кино состоялось уже позже, после службы в армии. Я пошел в театр-студию игрового кино под руководством Ивана Ивановича Мамилова. Это было в конце 80-х – начале 90-х годов уже минувшего века. Иван был тогда немного старше нас, но для нас он был тогда мэтром и учителем с большой буквы. На маленькой сцене в тогдашнем Дворце профсоюзов мы делали интересные постановки. Сами ставили сцены, сами приглашали зрителей на наши кино- и театральные программы. Эх, какое это было интересное время нашей молодости! Потом был не менее длительный и тоже удивительный период другого творчества – создание семьи, обустройства быта, рождения и воспитания детей. И это тоже было счастливое время моей жизни. Правда, личное творчество в то время было ограничено семьей, школой и воспитанием детей, но оно все же было и всегда радовало. Тем более что оно было во многом совместным с женой и детьми, которые росли и развивались прямо у нас на глазах. И вот спустя двадцать лет счастливой семейной жизни наступил новый жизненный период. В результате внутреннего конфликта, неудовлетворенности собой и потери ориентиров (это называют еще кризисом среднего возраста) произошел развод с женой, уход из семьи и, как следствие, нахлынувшее лавиной одиночество. Надо было что-то менять в жизни, чтобы не сойти с ума, не спиться, не упасть ниже плинтуса, надо было находить новые источники жизненной энергии. Потому что это потрясение, которое я сам же себе и устроил, было очень сильным и эмоционально сложным. И таким новым источником жизненных сил для меня вновь стал театр. И произошло это, как всегда бывает, «случайно». Одна знакомая прислала мне сообщение, в котором говорилось о новом театральном проекте в Иркутске, в который набирались актеры даже без профессионального опыта. Я и позвонил туда. Меня пригласили на встречу-знакомство. Состоялся кастинг, который прошли все, кто этого хотел, и я в том числе. И мы начали работу над новой постановкой в необычном формате по мотивам повести А. Пушкина «Капитанская дочка». Это был Иркутский иммерсивный театр, первый и единственный в своем роде коммерческий театральный проект в Иркутске, который организовала предприниматель Екатерина Янковская. Постановка была успешной, но в существующих условиях не настолько, чтобы театр окупал себя и жил долго. Проект просуществовал лишь год и без внешней финансовой поддержки прекратил свое существование. Но этот год не прошел для меня бесследно. Было много творческих знакомств и мероприятий. И вот снова звонок знакомого, из которого я узнаю, что в любительском театре «Диалог» ищут мужчину на роль в спектакле. Я пришел. И попал на репетицию к Валентине Семеновне Просекиной. Она ставила «Историю с метранпажем» по пьесе А. Вампилова и сразу сказала мне: «Иди на сцену». Я не знал пьесу, не знал никого из присутствующих. Было даже секундное замешательство – подумал тогда: либо я выхожу, либо ухожу. Все же вышел на сцену и участвовал в репетиции. И вот уже четыре года я с театром «Диалог», а он со мной… – Знаком тебе «страх публичности»? Есть он в тебе? – Сейчас его как такового нет. А вот в школе был, и очень сильным. Помню, к доске даже боялся выходить и отвечать урок перед классом, хотя знал ответ или решение. А потом каким-то образом этот страх во мне растворился. Думаю, здесь как раз сильно помог театр, публичные выступления. Мне потом даже нравилось выступать на публике, и уже в старших классах я часто и с удовольствием принимал участие в различных мероприятиях и постановках. Позже, уже во взрослом состоянии, «страх публичности» снова оказался для меня сложным внутренним барьером. Хорошей школой по его преодолению стал сетевой маркетинг, в который я пришел в середине 90-х – естественно, с целью заработать много денег и разбогатеть, чтобы обеспечивать семью всем необходимым и сверх того. Разбогатеть не получилось, а вот школа общения, публичных выступлений, организации мероприятий была хорошая. За что очень ей благодарен. Эта школа до сих пор помогает мне, теперь уже в театре, да и просто в жизни. Хотя внутреннее волнение перед каждым выступлением или выходом на сцену присутствует. Иногда оно мешает настолько, что я забываю слова во время выступления и буквально вхожу в ступор. Пару раз это было со мной публично – я испытал этот позор на сцене. Но и это все преодолимо, если сильно захотеть, если понимаешь, для чего ты выходишь на эту сцену. А иногда такое волнение перед выступлением вводит в какое-то измененное состояние сознания, когда начинаешь не играть, а как бы жить на сцене. Вот тогда у человека включаются какие-то глубинные внутренние резервы и механизмы, и они позволяют тебе одновременно и быть самим собой, и максимально выразить характер и состояние твоего персонажа. И происходит это будто помимо твоей воли. Даже тело начинает вибрировать и работать совсем иначе. Я в такие моменты чувствую мурашки по всему телу и особенно покалывание в кончиках пальцев рук. Для себя я называю это состояние как «энергия прет». – А «прет» ли из тебя энергия, так сказать, в поэтическом направлении? И когда ты ее впервые испытал? – Тут коротко не ответишь. Началось это еще со школьных лет. Конечно же, на почве эмоционально-чувственной. Первая влюбленность, первые переживания, первая разлука и разочарование. И поскольку не было рядом никого, с кем я мог бы поговорить об этом – а это всегда требует какого-то выхода, – то единственным собеседником, беспристрастным и верным, стала бумага и мой личный дневник. С родителями я как-то стеснялся говорить о том, что чувствую. И вот в какой-то момент обнаружил, что мне легче, ярче и выразительнее выражать все, что я переживаю, в стихах, рифмуя собственные чувства и переживания. Тут, конечно, еще и папа внес свой вклад. На праздники и на день рождения мамы мы с ним сочиняли какие-нибудь поздравления в стихах. Они были наивными и не очень в рифму, но начало этому процессу было тогда заложено. И вот с тех пор эта тяга к поэтическому слову так до сих пор и живет во мне. И это для меня основной творческий канал, он соединяет меня с жизнью или позволяет заглядывать иногда в иные миры и пространства. А самое главное – это то, что рифма и поэтическое слово позволяет глубже заглянуть в себя, в свой внутренний мир. Это как будто ключ к тайной дверке моего внутреннего мира. У меня нет кумиров и любимых авторов. Есть те, которые «приходят» в том или ином состоянии, я их читаю, слушаю. Это могут быть и классики, и современные авторы. И это позволяет мне обрести внутренний баланс и гармонию. А иногда, если не хватает внутреннего ресурса, начинаю писать самому себе. Это подобно тому, как костер разгорается от спички. Но все-таки основным источником вдохновения является мир вокруг тебя, отношения с людьми и то, как я все это воспринимаю, чувствую, ощущаю… – Но все-таки далеко не каждый поэт выходит в итоге на сцену… – Долгое время писал для себя или, как говорят, в стол. И пока это было немного, то просто записывал в дневнике. Только когда это стало регулярной потребностью и практикой, завел отдельную тетрадь для стихов и отдельную папку в компьютере. И все же очень долго не решался читать это другим или публиковать. Думал: ну кому это нужно? Это же мое, личное. И только когда диапазон тем в стихах стал более широким и не столь лично-интимным, я ощутил потребность прочитать это вслух кому-то еще. И однажды моя потребность поделиться нашла отклик в одном сообществе, которое я посещал некоторое время. Просто совпали темы, освещенные в моих стихах и обсуждаемые там. И когда я прочел стихи, то, как сейчас говорят, «они зашли», и я получил горячий отклик и ответную потребность слушать. С тех пор стал читать чаще, а со временем вышел за рамки этого сообщества и вышел на сцену со своими стихами. Большая благодарность за это Земфире Петровне Ковтун. Именно с ней мы организовали и провели первый в моей жизни музыкально-поэтический концерт на сцене Областной детской школы искусств. К этому событию я впервые издал небольшой сборник стихов под названием «И дух твой воспарит». У Земфиры Петровны были свои стихи и большая прекрасная поэма «Лебединая песня». Тот наш концерт был весьма успешным. Правда, тираж нашей книжки был небольшой, все-то 100 экземпляров, но его раскупили прямо там, на концерте. Мне очень помогли с организацией и проведением моего первого творческого вечера моя бывшая жена и дочь. Сердечная им благодарность за эту помощь и поддержку! С тех пор я периодически организую либо авторские творческие встречи, либо совместные музыкально-поэтические вечера, на которые приглашаю своих друзей-поэтов и музыкантов. А самые яркие встречи и события проходят у нас на сцене иркутского Дома литераторов, где ныне и базируется наш театр «Диалог». В организации этих вечеров мне помогают и Валентина Семеновна, и ребята из нашего театрального содружества, за что я им премного благодарен!
|
|
|