НА КАЛЕНДАРЕ

Память, высеченная в камне

Виталий ЧЕРОШНИКОВ, cтудия «Репортер»   
27 Сентября 2024 г.

В центральной городской библиотеке имени А. В. Потаниной состоялась выставка, посвященная творчеству советского скульптора Евгения Ивановича Скачкова.

Евгений Иванович Скачков

  • Евгений Иванович – член Союза художников Российской Федерации с 1995 года, член Союза художников-ремесленников с 2009-го. Родился в 1945 году в городе Каменск-Уральский Свердловской области. Окончил энергетический техникум в Красноярске. Работал на строительстве Красноярской ГЭС с 1967 по 1970 год. Скульптурному делу учился в творческих мастерских Виталия Левашова (Красноярск), Юрия Ишханова (Санкт-Петербург), Виталия Цигаля (Москва).

В Иркутск Евгений Иванович приехал в 1975-м. На открытии выставки посетители узнали, что его первая крупная работа в Иркутской области – это скульптура конного всадника, стоящей на въезде в Усть-Ордынский национальный округ.

На эту работу у скульптора ушло три года. Высота скульптуры восемь метров. Изначально она задумалась так, чтобы голова коня была развернута к руке всадника, то есть как символ единства человека и природы. Таким его и установили. По рассказам очевидцев, сначала конь задумывался без узды – видимо, как этот самый символ единства. На это якобы обратил внимание первый секретарь Иркутского обкома партии Николай Васильевич Банников и возмутился:

– Почему конь без узды?! Получается, что руководитель округа не способен руководить. Узда должна быть!

И, естественно, узда появилась.

Все, что ваял скульптор, было очень надежным. Например, кованые атланты. В ход пошли алюминиевые листы из тонких пластинок, которые Евгений Иванович вручную выправлял молотком до нужной формы. Фигуры атлетов можно и сейчас увидеть на фасадной части иркутского Дворца спорта.

На выставке присутствовала жена Евгения Скачкова – Чернявская Ольга Александровна, которая, сопровождая свой рассказ кинокадрами, рассказала много интересного о муже.

Друг скульптора, художник-дизайнер Сергей Михайлов отметил:

– Евгению были присущи человеческое обаяние и талант. Даже в малых работах прослеживается монументальность. Вот только в скульптурном портрете Евгения Евтушенко Женя переборщил с эмоциями. Эмоция, на мой взгляд, не должна присутствовать в скульптуре.

Напомним, что за сорокалетний период своего творчества Евгений Иванович создавал мемориальные комплексы, барельефы и рельефы на зданиях, мемориальные доски, различную лепнину, монументы, декоративные скульптуры. Например, результаты его труда – это декоративные скульптурные украшения для здания правительства Иркутской области и Хакасии, иркутского Дома актера, Научной библиотеки («Белого дома»), Иркутского железнодорожного вокзала. Немало сил и времени вложено в восстановление и изготовление лепнины и скульптур в период реконструкции и реставрации здания Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова. Евгений Скачков выполнял также заказы городов и поселков Иркутской области и Читы.

Фото Екатерины ШИРОКИНОЙ

  • Расскажите об этом своим друзьям!