Оркестра трепетные звуки |
Виталий ЧЕРОШНИКОВ, руководитель студии «Репортер» |
19 Октября 2022 г. |
С Володей Кудрявцевым дружим со школьной скамьи – учились вместе в элитной средней школе № 15 имени Горького, что на улице Ленина. Наш класс был музыкальным. В пятидесятые годы инструментальное трио 9 «А» класса знала вся школа. Удобно расположившись в радиорубке на четвертом этаже, наша троица – Володя Кудрявцев (мандолина), Коля Ковалев (гармонь) и я (гитара), играла «Бесаме мучо», «Два сольди» и другие. А в спортивном зале школяры с удовольствием танцевали под популярные в то время танцевальные мелодии. Счастливое было время! Вспоминаю сентябрь 1956 года. Ко мне зашел Володя Кудрявцев и говорит: «Пошли во Дворец пионеров, я там играю на домре в оркестре русских народных инструментов». Решил посмотреть, что за оркестр, да и остался. Руководитель Константин Александрович Заболоцкий строго и внимательно посмотрел на меня, изрек: «Ты уже девятиклассник, за приму браться поздно, но контрабасиста из тебя сделаю». Впоследствии играл и в городском оркестре русских народных инструментов у Михаила Семеновича Гезунгейта, и в эстрадно-народном при Доме культуры завода имени Куйбышева, и в эстрадных ансамблях. А Володя Кудрявцев стал музыкальным педагогом. И вот сидим с ним на берегу быстрой речушки Олха, беседуем. Беседу-то веду я. В журналистике этот газетный жанр именуется интервью. – Володя, мы с тобой давно знакомы. Как давно началось увлечение народными музыкальными инструментами? – Глубокую привязанность к ним унаследовал от дяди – Виктора Пятина, жившего в Тулуне. Он был неплохим живописцем, окончил художественное училище, но часто вместо кисти брал в руки балалайку и мандолину, так как одинаково хорошо играл на них. И в один прекрасный момент организовал маленький детский ансамбль народных инструментов, пригласив в него и меня, поскольку я к тому времени успел обзавестись и мандолиной, и самоучителем. – Но после окончания школы ты не стал поступать в музыкальное училище и выбрал абсолютно не музыкальную профессию. Почему? – К сожалению, тогда в музыкальном училище не было отделения народных инструментов. И пометавшись туда-сюда, решил пойти по стопам матери – в медицину. Окончил медицинское училище и два года работал в стоматологической поликлинике. – И все-таки вернулся к любимому делу. – В 1962 году, к моей неописуемой радости, в музыкальном училище наконец-то открылось отделение народных инструментов, и я сразу отправился туда. – В музыкальном училище тебе повезло с педагогами, или я ошибаюсь? – Мне повезло. Попал в класс к изумительным педагогам: сначала к Юрию Малышкину, затем к Игорю Булахову, у которых освоил новый для себя инструмент – домру. Первый помог овладеть теоретической стороной дела, второй – поднять мастерство, углубить репертуар, с которым бы не стыдно было появиться теперь уже перед своими воспитанниками в качестве преподавателя. – Как сложилась дальнейшая педагогическая судьба? – Преподавал в музыкальной школе № 3 города Ангарска, затем в областной школе искусств и музыкально-педагогическом училище. – Насколько мне известно, ты обучался в высшем учебном заведении? – Да. Учился заочно в Восточно-Сибирском институте культуры по специальности «Оркестровое дирижирование». Учеба помогла отшлифовать навыки и умения дирижера оркестра русских народных инструментов в иркутском культурно-просветительном училище. – Насколько мне известно, оркестры русских народных инструментов в советское время были и в вузах, и в техникумах, и в школах. – Совершенно верно. По Иркутской области насчитывалось сто таких оркестров, в том числе и иркутский оркестр русских народных инструментов под управлением Михаила Семеновича Гезунгейта. К сожалению, теперь русская культура на задворках. Раболепие перед западной культурой налицо. Где эти сто оркестров русских?! А их нет, увы. Невольно вспоминаешь слова бывшего шефа ЦРУ Аллена Даллеса: «Мы обязаны морально задушить своего самого страшного врага – Россию. Для этого важно вытравить из сознания русских их национальную гордость и достоинство», сказанные им в 1947 году. Дополню, что во времена Советского Союза в Америке 101 научный институт занимался изучением психологии и характера русского человека. – Володя, последние 33 года музыкально-педагогической деятельности связаны с Дворцом детского и юношеского творчества. Ты руководил оркестром русских народных инструментов. Что скажешь о воспитанниках? – Талантами, слава богу, Иркутск никогда не был обделен, немало их было в оркестре: Татьяна и Наталья Кудрявцевы, Дмитрий Домрачев, Настасья Нуждина, Валентина Киргизова, Олег Подососный, Даниил Степанов и другие. – Ты сейчас пенсионер. Не думаешь организовать хотя бы ансамбль русских народных инструментов? – Задумка есть, музыканты есть. Места для репетиции нет. Надеюсь на положительный исход. – Желаю удачи.
|
|
|