НА КАЛЕНДАРЕ

Оркестра трепетные звуки

Виталий ЧЕРОШНИКОВ, руководитель студии «Репортер»   
19 Октября 2022 г.

03 3a 

С Володей Кудрявцевым дружим со школьной скамьи – учились вместе в элитной средней школе № 15 имени Горького, что на улице Ленина. Наш класс был музыкальным. В пятидесятые годы инструментальное трио 9 «А» класса знала вся школа.

Владимир Кудрявцев

Удобно расположившись в радиорубке на четвертом этаже, наша троица – Володя Кудрявцев (мандолина), Коля Ковалев (гармонь) и я (гитара), играла «Бесаме мучо», «Два сольди» и другие. А в спортивном зале школяры с удовольствием танцевали под популярные в то время танцевальные мелодии. Счастливое было время!

Вспоминаю сентябрь 1956 года. Ко мне зашел Володя Кудрявцев и говорит: «Пошли во Дворец пионеров, я там играю на домре в оркестре русских народных инструментов». Решил посмотреть, что за оркестр, да и остался. Руководитель Константин Александрович Заболоцкий строго и внимательно посмотрел на меня, изрек: «Ты уже девятиклассник, за приму браться поздно, но контрабасиста из тебя сделаю».

Впоследствии играл и в городском оркестре русских народных инструментов у Михаила Семеновича Гезунгейта, и в эстрадно-народном при Доме культуры завода имени Куйбышева, и в эстрадных ансамблях. А Володя Кудрявцев стал музыкальным педагогом.

И вот сидим с ним на берегу быстрой речушки Олха, беседуем. Беседу-то веду я. В журналистике этот газетный жанр именуется интервью.

– Володя, мы с тобой давно знакомы. Как давно началось увлечение народными музыкальными инструментами?

– Глубокую привязанность к ним унаследовал от дяди – Виктора Пятина, жившего в Тулуне. Он был неплохим живописцем, окончил художественное училище, но часто вместо кисти брал в руки балалайку и мандолину, так как одинаково хорошо играл на них. И в один прекрасный момент организовал маленький детский ансамбль народных инструментов, пригласив в него и меня, поскольку я к тому времени успел обзавестись и мандолиной, и самоучителем.

– Но после окончания школы ты не стал поступать в музыкальное училище и выбрал абсолютно не музыкальную профессию. Почему?

– К сожалению, тогда в музыкальном училище не было отделения народных инструментов. И пометавшись туда-сюда, решил пойти по стопам матери – в медицину. Окончил медицинское училище и два года работал в стоматологической поликлинике.

– И все-таки вернулся к любимому делу.

– В 1962 году, к моей неописуемой радости, в музыкальном училище наконец-то открылось отделение народных инструментов, и я сразу отправился туда.

– В музыкальном училище тебе повезло с педагогами, или я ошибаюсь?

– Мне повезло. Попал в класс к изумительным педагогам: сначала к Юрию Малышкину, затем к Игорю Булахову, у которых освоил новый для себя инструмент – домру. Первый помог овладеть теоретической стороной дела, второй – поднять мастерство, углубить репертуар, с которым бы не стыдно было появиться теперь уже перед своими воспитанниками в качестве преподавателя.

– Как сложилась дальнейшая педагогическая судьба?

– Преподавал в музыкальной школе № 3 города Ангарска, затем в областной школе искусств и музыкально-педагогическом училище.

– Насколько мне известно, ты обучался в высшем учебном заведении?

– Да. Учился заочно в Восточно-Сибирском институте культуры по специальности «Оркестровое дирижирование». Учеба помогла отшлифовать навыки и умения дирижера оркестра русских народных инструментов в иркутском культурно-просветительном училище.

– Насколько мне известно, оркестры русских народных инструментов в советское время были и в вузах, и в техникумах, и в школах.

– Совершенно верно. По Иркутской области насчитывалось сто таких оркестров, в том числе и иркутский оркестр русских народных инструментов под управлением Михаила Семеновича Гезунгейта. К сожалению, теперь русская культура на задворках. Раболепие перед западной культурой налицо. Где эти сто оркестров русских?! А их нет, увы. Невольно вспоминаешь слова бывшего шефа ЦРУ Аллена Даллеса: «Мы обязаны морально задушить своего самого страшного врага – Россию. Для этого важно вытравить из сознания русских их национальную гордость и достоинство», сказанные им в 1947 году. Дополню, что во времена Советского Союза в Америке 101 научный институт занимался изучением психологии и характера русского человека.

– Володя, последние 33 года музыкально-педагогической деятельности связаны с Дворцом детского и юношеского творчества. Ты руководил оркестром русских народных инструментов. Что скажешь о воспитанниках?

– Талантами, слава богу, Иркутск никогда не был обделен, немало их было в оркестре: Татьяна и Наталья Кудрявцевы, Дмитрий Домрачев, Настасья Нуждина, Валентина Киргизова, Олег Подососный, Даниил Степанов и другие.

– Ты сейчас пенсионер. Не думаешь организовать хотя бы ансамбль русских народных инструментов?

– Задумка есть, музыканты есть. Места для репетиции нет. Надеюсь на положительный исход.

– Желаю удачи.

  • Расскажите об этом своим друзьям!