НА КАЛЕНДАРЕ

О Герое – помним

С. Н. АКСЕНОВ, ветеран завода и цеха летных испытаний   
18 Сентября 2020 г.

 1809 8 1a

За многие годы впервые участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, заводчане, участники Бессмертного полка Иркутского авиазавода нынче не встретились у мемориального комплекса, на гранитных плитах которого увековечены 365 имен заводчан, погибших на полях сражений, защищавших свободу и независимость Родины от фашистских захватчиков. Но память возвращает нас к событиям тех лет, и мы вспомним участников ВОВ, с кем приходилось работать в цехе летных испытаний в шестидесятые годы.

Летчики 30-го ГИАП с командиром полка И. М. Хлусевичем. Второй справа – И. В. Кузнецов

Летчики 30-го ГИАП с командиром полка И. М. Хлусевичем. Второй справа – И. В. Кузнецов

Все послевоенные годы комсомольцы и молодежь цеха встречались и с интересом слушали рассказы о боевых действиях танкиста Михаила Трофимовича Клюева, летчиков-истребителей: Даниила Прокофьевича Древятникова, Сергея Ивановича Масальского, Василия Поликарповича Наурова, Александра Михайловича Ярошевича, Семена Степановича Ячменева и других участников ВОВ.

Особый интерес у молодежи вызывал летчик-испытатель, участник ВОВ – Иннокентий Васильевич Кузнецов. Немногословный, он в составе экипажа подъезжал на автобусе к самолету Ан-12, подготовленному в полет, за руку здоровался с начальником участка Алексеем Дмитриевичем Лебедевым, кивал головой специалистам, провожающим машину в испытательный полет. При разборе полета, четко формулировал выявленные при испытании вопросы.

Мы уже знали, что Иннокентий Васильевич родился в 1914 году в с. Нукуты Аларского района в большой крестьянской семье. Окончив 3 класса и курсы трактористов, стал разъездным механиком МТС. В 1934 году семья Кузнецовых переехала в Иркутск, и Иннокентий пошел работать на строящийся завод № 125. Работал землекопом. На стройке работала большая комсомольская организация. Новые друзья помогли Иннокентию закончить семилетку, освоить рабочую профессию клепальщика. В свободное от работы время он занимался в заводском аэроклубе и совершил свой первый парашютный прыжок с 42 метровой парашютной вышки, построенной молодежью по чертежам инженера Н. А. Четверикова в 1933 году, учился летать на планере. В 1938 году без отрыва от производства Иннокентий закончил Иркутский аэроклуб, получив свидетельство пилота, и в этом же году был призван в Рабоче-крестьянскую красную армию (РККА) и зачислен курсантом в Батайскую Военную школу пилотов.

1809 8 2

Но молодежь цеха мало знала о событиях военных лет, участником которых был И. В. Кузнецов. В 1960 г., в канун юбилея Победы, я, как секретарь комсомольской организации цеха, убедил Иннокентия Васильевича прийти на встречу с молодежью с боевыми наградами. В назначенное время Иннокентий Васильевич пришел в красный уголок и впервые поделился воспоминаниями о событиях военных лет. После окончания Батайской школы пилотов в 1940 г., он в звании младшего лейтенанта был направлен в 129-й истребительный авиаполк (ИАП). Полк располагался в с. Тарново в Белоруссии.

Летали на истребителях-бипланах И-153 «Чайка», осваивали новый истребитель МиГ-3. Война для Иннокентия Васильевича началась 22 июня 1941 года, когда три эскадрильи на самолетах МиГ-3 в 4 часа 30 минут были подняты по тревоге и вступили в воздушный бой. В этом бою он сбил первый вражеский самолет «Хейнкель-111».

Уже к вечеру аэродром был захвачен противником, и Иннокентию Васильевичу с другими летчиками и техниками через немецкое окружение удалось выйти к своим.

В первые дни войны советская авиация в воздушных боях и на земле понесла большие потери, но приобрела боевой опыт.

1809 8 3

В августе 1941 г., уже в составе сформированного 180-го авиаполка, лейтенант Кузнецов принял участие в воздушных боях под Ржевом. Но обстановка была тяжелой, и в октябре 1941 года 180-й ИАП разместился на аэродроме Борки на северной окраине Московского канала. Истребители МиГ-3 и ЛАГГ-3 полка летали на штурмовку наземных целей, на перехват бомбардировщиков, рвавшихся к Москве, участвовали в воздушных боях с истребителями противника и успешно отражали налеты фашистской авиации, сбив 17 бомбардировщиков и 10 истребителей. Два сбитых самолета записал на свой счет И. В. Кузнецов.

За успешные боевые действия в воздушных боях с начала войны и обучение молодых летчиков командир звена лейтенант И. В. Кузнецов награждается орденами: Красной Звезды и Красного Знамени.

В марте 1942 года бои под Москвой для 180-го ИАП закончились – полк был выведен на формирование в г. Кинешму, где летный и технический состав знакомились с английскими истребителями «Харрикейн», поступившими в СССР по ленд-лизу.

Получив 22 «Харрикейна», в июне 1942 года полк принял участие в боях под Белгородом. Бои были тяжелые. Иннокентий Васильевич за два месяца воздушных боев на «Харрикейне» сбил 5 немецких самолетов.

В августе 1942 года в 1-ю Гвардейскую авиадивизию, куда входил 30-й ГИАП и нес службу И. В. Кузнецов, поступила новая техника – истребители Як-1 и американские «Аэрокобры», которую летный состав освоил быстро и успешно применял в боевых вылетах.

В марте 1943 года звено И. В. Кузнецова, летая на «Аэрокобрах», в районе Курска встретило шестерку немецких истребителей «Фоккс-Вульф-190» и атаковало их. С первого захода Кузнецов сбил один самолет, но и его машину подожгли, и в безвыходной ситуации он таранит фашистский самолет, а сам на парашюте приземляется на нейтральной полосе. Пехотинцы, открыв заградительный огонь, на плащ-палатке вытащили раненого летчика в свои окопы и передали в медсамбат.

После этого боя командир 30-го ГИАП, майор И. М. Хлусевич, в первый раз ходатайствует о предоставлении гвардии старшего лейтенанта И. В. Кузнецова к званию Героя Советского Союза. В сопроводительных документах подчеркивается, что командир эскадрильи Кузнецов в 32-х воздушных боях сбил лично 7 самолетов и в группе – 10 самолетов. В проведенных 178 воздушных боях его эскадрильей сбито 78 самолетов противника.

1809 8 4

Ходатайство поддержал командующий 16-й Воздушной армией С. И. Руденко, но летчик получил тогда орден Красного Знамени и звание капитана.

Эскадрилья И. В. Кузнецова продолжает выполнять боевые вылеты, защищая небо Юго-Западного фронта. В конце 1943 года на аэродром, где базировался 30-й Гвардейский авиаполк, прибыл посол Америки в СССР А. Гаррим и от имени английского короля передал Наградной лист к ордену Британской Империи, который гласил:

Георг Шестой, милостью Божьей Король Великобритании, Ирландии и Британских Доминионов, Защитник Веры, Император Индии и Основатель Самого Высшего Ордена Британской Империи

ПРИВЕТСТВУЕТ

Гвардии старшего лейтенанта Иннокентия Васильевича Кузнецова.

Поскольку Мы сочли целесообразным назначить и утвердить вас Почетным Членом военного отдела указанного выше Самого Высшего Ордена Британской Империи, вручая эти награды вам, Мы жалуем вам титул почетного Члена указанного выше Ордена и настоящим разрешаем вам носить знаки отличия и титул Почетного Члена данного ордена, равно как и пользоваться всеми привилегиями, приличествующими ему.

Вручено в Нашем дворце Сейнт-Джемсе за Нашей личной подписью и печатью

По повелению Основателя (подпись) Великий Герцог.

Награду И. В. Кузнецову вручили на аэродроме под Клинковичами, где в это время базировался авиаполк.

Высшей наградой Британской империи – Рыцарским крестом награждались летчики, воевавшие на английских самолетах и сбившие не менее 5 самолетов противника.

В весенние дни 1945 года немецкие войска отчаянно сопротивлялись. Ожесточенные бои разгорелись за контроль над переправами через р. Одер. В апреле 1945 года четверка истребителей, ведомая И. В. Кузнецовым, встретилась с двенадцатью «Фоккс-Вульф-190» и завязала с ними воздушный бой. Иннокентию Васильевичу удалось сбить ведущего, и, в безвыходной ситуации, спасая товарища, он вновь таранит самолет врага. Свой поврежденный самолет ему удалось дотянуть до линии фронта и посадить на нейтральной полосе.

За этот бой заместитель командира 30-го ГИАП, майор И. В. Кузнецов в очередной раз был представлен к званию Героя Советского Союза, но ему вручили орден Александра Невского.

На счету Иннокентия Васильевича было 356 боевых вылетов и 67 официальных воздушных боев – 15 самолетов, сбитых лично и 12 в групповом бою. Такой боевой счет давно тянул на звание Героя Советского Союза.

1809 8 5

Причина «зажима» рапортов была вполне ясна – не нравилось политотдельцам то, что офицер, у которого образование 7 классов и Батайская школа военных летчиков, командует слишком самостоятельно и успешно, по характеру вспыльчив, отстаивая свое мнение по принципиальным вопросам.

Закончилась война. За участие в боевых действиях И. В. Кузнецов награжден орденом Александра Невского, тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды; медалями: «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией»; орденом Британской Империи.

Таким орденом были награждены еще шесть высших военных начальников СССР.

Как кавалер самого высшего ордена Британской Империи, И. В. Кузнецов имел право получения персонального особняка в любом месте Англии, но Иннокентий Васильевич остался верен Родине.

Демобилизовавшись в апреле 1946 года, И. В. Кузнецов вернулся в Иркутск, где когда-то начинал свой путь в небо в аэроклубе. В отделе кадров летных вакансий не оказалось, и Иннокентий Васильевич был оформлен в агрегатный цех авиазавода начальником отделения.

В сентябре 1946 года при выполнении служебного задания потерпел катастрофу транспортный самолет завода Б-25. Погибли летчики-испытатели П. И. Тихонов и А. А. Холодов. Это печальное событие дало возможность Кузнецову стать транспортным летчиком – приказом министра Авиапрома № 381 от 21.04.1947 г. он назначается вторым пилотом самолета Ли-2 летно-транспортного отряда завода, а затем командиром экипажа. Самолетами ЛТО на завод доставляются дефицитные материалы и комплектующие изделия для производства.

В 1951 году, по просьбе руководства ЛТО, директор завода М. П. Семенов обращается к начальнику управления летной службы МАП М. М. Громову с ходатайствам о направлении И. В. Кузнецова в школу летчиков-испытателей. Но 31 июля 1951 года пришел ответ за подписью заместителя начальника управления летной службы МАП А. Качанова: «При проверке техники пилотирования летчика тов. Кузнецова, показал отрицательные качества. Для работы летчиком-испытателем на современной технике назначен быть не может».

И вновь срабатывает фронтовая политделовая характеристика.

Но Иннокентий Васильевич проявляет сибирский характер и при поддержке фронтовых друзей в 1953 году зачисляется слушателем ШЛИ, и после ее окончания в 1954 году назначается летчиком-испытателем авиазавода и принимает активное участие в испытаниях фронтового бомбардировщика НЛ-28.

В 1957 году в соответствии приказу МАП за № 182сс, завод отправляет в Египет 30 самолетов ИЛ-28. Иркутские специалисты собрали, подготовили в полет машины, а экипаж И. В. Кузнецова облетал эти самолеты и обучил египетских летчиков искусству пилотирования ИЛ-28.

С запуском на заводе транспортного самолета Ан-12, Иннокентий Васильевич участвует в их серийных испытаниях. В период работы И. В. Кузнецова на заводе, областной военкомат и совет ветеранов завода неоднократно обращались в центральный архив Министерства обороны с просьбой найти документы, представляющие И. В. Кузнецова к высшей награде Родины, но положительного ответа не добились.

В 1963 году Иннокентий Васильевич ушел на заслуженный отдых, так как врачи по состоянию здоровья (сказывались ранения, полученные во время войны) не разрешали летать на запускаемом на заводе сверхзвуковом бомбардировщике Як-28.

Затем он уехал из Иркутска и жил сначала в г. Ейске, а потом в Геленджике.

Геленджикские ветераны в 1989 году организовали инициативную группу, которая вновь обратилась в Министерство обороны с просьбой найти в архивах документы на И. В. Кузнецова. Ветераны войны дошли до министра обороны Д. Язова, и, наконец, 22 марта 1991 года указом Президента СССР Иннокентию Васильевичу Кузнецову присваивается звание Героя Советского Союза.

Из жизни Иннокентий Васильевич ушёл в 1996 году. Отдавая дань уважения герою, 18 августа 2000 года была открыта мемориальная доска на здании ЛИП, где он работал, а 20 августа 2000 года – на доме № 13 по ул. Украинской, где с 1958 по 1963 год жил Иннокентий Васильевич Кузнецов.

Статья подготовлена по воспоминаниям И. В. Кузнецова, его личного дела, материалов архива завода и музея.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

У нас есть похожие статьи и новости: