НА КАЛЕНДАРЕ

Наш замечательный дедушка

От всей нашей семьи его внучка Ольга МОЛЧАНОВА   
27 Сентября 2024 г.

К 125-летию со дня рождения заслуженного артиста РСФСР, главного художника Иркутского театра музыкальной комедии Геннадия Будрина.

Геннадий Васильевич Будрин

  • Кто бывал на спектаклях этого театра в 1942–1970-х годах, помнит: как только открывался занавес, зал аплодировал! Кому были адресованы аплодисменты?! Конечно, художнику театра! Именно оформление спектакля вызывало всеобщее восхищение. Да, все это делал своими руками наш дедушка – Геннадий Васильевич Будрин, который проработал в театре со дня его основания до самой своей смерти.

Он родился 23 сентября 1899 года в Перми в семье священнослужителя-протоиерея и духовника Василия Алексеевича Будрина. Окончил духовную семинарию, а затем художественную школу. Его старший брат Леонид в свое время окончил академию художеств в Париже, был одним из видных театральных художников в России.

Когда Геннадию исполнилось 15 лет, он стал помогать старшему брату. Пробовал и играть на сцене. Да, в 15 лет был актером и одновременно рисовал декорации. Начиная с 1921 года, занимался только сценическим оформлением, 12 лет работал художником в драматических театрах, потом семь лет в музыкальных. И со дня основания – в Иркутском театре музыкальной комедии. В юности встретил Геннадий Васильевич и свою любовь – красавицу Татьяну Филипповну, купеческую дочь, нашу бабушку, которая прошла с ним по жизни до самого конца. Бабушка стала актрисой Театра музыкальной комедии, пела в хоре. В любви у них родились две дочери, одна из них наша мама – Мальцева Ирина Геннадьевна, посвятившая свою жизнь иркутской медицине.

Были трудные времена, началась Великая Отечественная война. Геннадий Васильевич, несмотря на бронь, записался добровольцем в ополчение и воевал в дивизии. Роль ополченцев была важной в укреплении Красной армии. Многие своим самопожертвованием смогли остановить врага. Родина по достоинству оценила подвиг ополченцев, в том числе и Геннадия Васильевича, который был награжден медалями. В одном из боев дедушка получил контузию, к тому же он заболел цингой, и его отправили в госпиталь. Хорошо, что рядом оказалась его семья – жена с маленькими дочерьми. Они и выходили его.

Выписавшись из госпиталя, Геннадий Васильевич вернулся в Горьковский театр, где и служил. В это время театр был на гастролях в Иркутске. И администрация Иркутска, по просьбам зрителей, предложила театру осесть в Сибири. Так был организован Иркутский театр музыкальной комедии, где дедушка и был все это время главным художником.

Совместно с главным дирижером, композитором А. С. Кулешовым, главным режиссером А. Орловым ими были поставлены десятки спектаклей, которые на ура принимала публика Иркутска и многих других городов, где выступал с гастролями театр. Геннадий Васильевич работал с плеядой видных артистов и руководителей театра, таких как Г. К. Гросс, Э. Г. Хинкис, народный артист РСФСР Н. Загурский, заслуженные артисты РСФСР А. Воробьева, К. Жулина, М. Снегов, Г. Муринский, В. Пясковская, И. Рогозинская, Н. Каширский, М. Кувшинова, Н. Хохолков, Е. Васильев, Е. Волошина...

2709 9 2

Сложен труд театрального художника. Нужно не только первоклассно рисовать, но и хорошо знать технику сцены и математику, геометрию. Иначе можно ошибиться в расчетах составления рабочих чертежей декорационных деталей. Геннадию Васильевичу приходилось быть и инженером-строителем, и историком, и этнографом для создания не только декораций, но и исторических костюмов. Это в наше время нет особых проблем, чтобы на сцене сделать декорации с помощью компьютерных технологий. Ну, а в то время наш дед делал чудеса и красоту на сцене своими руками.

Он был жизнелюбом, неутомимым выдумщиком и фантазером. Я помню, в детстве мне никогда не было скучно. Больше всего мне нравилось играть в театр. Мы придумывали какую-нибудь сценку и исполняли ее. А когда я подросла, больше всего любила смотреть, как дед готовил макеты к своим спектаклям. Я подсаживалась к нему и, затаив дыхание, внимательно следила за работой. Мне нравилось, как он умелыми руками делал прямо-таки чудеса: на маленькой сцене вдруг появлялась луна и озаряла зеленые ветвистые деревья, или шумело, двигалось, как живое, море, а вдалеке мерцал огонек маяка. А как это было красиво на большой сцене! Если должен был идти дождь или снег, то у дедушки он шел по-настоящему. Мне всегда казалось, что я стою под настоящим проливным дождем или что снег падает прямо на меня пушистыми хлопьями. Иркутяне почтенного возраста могут помнить такие спектакли, как «Последний чардаш», «Баядера», «Цыганский барон», «Мечтатели», «Огни сибирские», «Марица», «Корневильские колокола», «Холопка», «Сильва», «Веселая вдова». В них особенно ярко выразилось мастерство большого художника.

Когда дед заговаривал о театре, я слушала его, раскрыв рот. Он много рассказывал о своей работе, о том, какую сложную и интересную жизнь ведет его коллектив, в котором все переплетено, все взаимосвязано. Его декорации всегда помогали актерам полностью войти в роль. А это и не случайно, ведь дедушка раньше сам играл на сцене такие роли, как Иван Грозный в «Иване Грозном», Пугачев, Цыбуля в «Сорочинской ярмарке», командир отряда в «Свадьбе в Малиновке» и многие другие.

2709 9 4

Дедушка прожил очень интересную, насыщенную событиями жизнь. Это был душевный, чуткий, располагающий к себе человек. К нему всегда тянулись люди, приходили делиться и своей радостью и горем. Только одна улыбка, несколько слов, брошенных при встрече, заставляли улыбаться самого грустного человека. Он мог говорить с собеседником на любые темы, будь то врач, архитектор, рабочий или учитель. Дедушка очень любил людей.

Даже уйдя на пенсию, он почти каждый день приходил в театр, в свой родной дом, так как не мог обойтись без своеобразного запаха кулис, без огней рампы, вообще без театра. Уже на пенсии он оформил новую премьеру «Последний чардаш». И этот спектакль стал его последним в жизни спектаклем.

Вот уже 50 лет нет с нами этого замечательного человека. Но все, кто его когда-то знал, мы, его внуки, будем помнить красивого, веселого, самого лучшего и интересного из всех людей Геннадия Васильевича, Человека с большой буквы! И мы обязательно будем рассказывать о нем, о его жизни правнукам и праправнукам. Пока мы помним, мы живем.

  • Расскажите об этом своим друзьям!