Музыка души. История хоровой студии, где сбываются мечты |
Беседовала Евгения ЖАЛЦАНОВА |
16 Августа 2024 г. |
Один из старейших творческих коллективов иркутского Дворца детского и юношеского творчества – образцовая хоровая студия «Ангара». Уже больше половины века «Ангара» воспитывает будущих музыкантов, с огромным терпением и любовью развивая творческие и музыкальные способности детей. Настоящее сердце студии, ее душа – это руководитель Валентина Петровна Шульга, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества. Уже больше 45 лет она является художественным руководителем и идейным вдохновителем студии. За полвека в репертуаре хора прозвучало более 500 песен, коллектив побывал в 50-ти городах зарубежных стран и 25 городах России, за это время в хоровой студии пели и участвовали более 550 человек. Выпускники студии стали педагогами, врачами, журналистами, инженерами, мастерами в разных областях, а некоторые детское увлечение избрали своей профессией. Среди выпускниц студии – настоящие артистки театров, преподаватели музыки и вокала. В преддверии концерта одной из выдающихся звезд «Ангары» Жаргал Цырендагбаевой, Валентина Петровна Шульга рассказала нашему корреспонденту о своем пути, студии, воспитании детей. – Валентина Петровна, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как начался ваш путь в музыке? – Во втором классе я пришла во Дворец пионеров в хоровой кружок. Руководила хором тогда Наина Кирилловна Козлова, она была очень красивая, мне до сих пор помнятся ее красные сережки. Позже ее сменила Екатерина Романовна Карпова. Они вместе с руководителем театрального коллектива «Юность» Светланой Александровной Ямцун решили поставить детскую оперу «Доктор Айболит» на музыку П. П. Гоголева. Поскольку я всегда была высокой, мне дали роль жирафа. Мы много пели классическую музыку, и когда я училась в девятом классе, наш хор занял призовое место на городском конкурсе, что позволило нам поехать на международный фестиваль в Киев. Эта поездка стала самым ярким моментом моего детства. В 1968 году я поступила в КПУ (ныне Училище культуры). Моим педагогом по дирижированию был Гиссар Карлович Чич, заведующий кафедрой дирижерского факультета пединститута. После окончания КПУ работала художественным руководителем в ДК поселка Усть-Орда. В 1975 году я поступила в Улан-Удэнский институт культуры. Учеба была сложной, но я постоянно стремилась к развитию, два раза в год посещала хормейстерские лаборатории и семинары в Москве. Одним из ярких учителей, который повлиял на мое становление, был Владислав Геннадьевич Соколов, профессор Московской консерватории, и Георгий Струвэ, первый руководитель детской хоровой студии. Именно эти люди стали примером для меня на протяжении всей жизни. – Что вдохновило вас стать руководителем хора? – Толчком, наверное, стало следующее событие. Я вышла замуж за Владимира Дмитриевича Шульга. Это был потрясающий музыкант высокого уровня. И вот в 1970 году, работая со студенческим хором авиационного техникума, я испытала неожиданный момент признания. Муж был концертмейстером, а я дирижером и после одного из концертов, когда мы вышли в коридор, Владимир Дмитриевич сказал: «Ну, ты даешь!». Эти слова окрылили меня, стали для меня своеобразным толчком, придающим уверенность в себе. В 1972 году по приглашению Екатерины Романовны Карповой я вернулась в Иркутск и устроилась во Дворец пионеров руководителем младшего хора. В 1980 году, окончив институт, я приняла руководство старшим хором. – Какие моменты в работе с хором вы считаете наиболее значимыми? – Работая с хором, я поняла – участие в фестивалях и гастролях приносят для детей большую пользу и возможность общения с другими коллективами, чем в конкурсах. Наши первые большие гастроли были в Польшу, затем в Швейцарию, где мы выступали в разных городах, давая по два-три концерта в день. Были и другие поездки – Украина, Германия, Франция, Италия, Швеция, Финляндия, Корея. В Италии мы побывали трижды разным составом. Если говорить о ярких событиях, то хочется отметить творческие смены в детском оздоровительном лагере «Байкал», между Култуком и Слюдянкой. На протяжении десяти лет, в августе, мы организовывали там творческие смены, куда приезжали хоровые коллективы из Иркутской области, Москвы и Германии. – Какие сложности вы встречаете в процессе работы с детьми? И как вы их преодолеваете? – Знаете, сложности, конечно, есть. Например, наш Дворец детского и юношеского творчества – это островок чистого детства, где дети занимаются исключительно творчеством. Когда я пришла сюда работать, директором была Виктория Васильевна Москвитина. Она очень болела душой за этот «остров детства», у нее было много планов по реконструкции Дворца. Она создала Зимний сад и хотела, чтобы на месте гаражей, которые находятся за Дворцом, построили учебный корпус с отдельными кабинетами для каждого педагога. Сейчас нам, конечно, не хватает кабинетов. Мы все работаем в одном, а хотелось бы иметь отдельное помещение с фортепиано, теоретический кабинет. Нужно пространство для занятий сценическим движением, речью, хореографией. Также хотелось бы улучшить материальную базу, обновить музыкальные инструменты. – Какие музыкальные произведения вы предпочитаете исполнять с хором? И почему? – Я очень люблю классику. Есть произведения, к которым я возвращаюсь через 10 или даже 20 лет. Например, «Лунная соната» Бетховена в обработке для детского хора, которую я привезла с семинара из Киева. Это музыка, которая учит детей петь кантилену – ровным, тянущимся звуком. Мы также исполняем Перголези «Stabat MATER». Сейчас мы познакомились с творчеством петербургского композитора Сергея Плешака и на Рождество исполнили его песню, финал из мюзикла «Маленький принц». Это было очень интересно и вдохновляюще. – Какие у вас планы и цели для хора на ближайшие годы? – Конечно, как я уже упоминала, мне бы хотелось, чтобы дети во время пения были в движении. Сейчас этого не хватает. В мировом хоровом искусстве набирает популярность тенденция, когда дети не только поют, но и двигаются. Также в планах у нас различные гастроли как по России, так и за ее пределами. Нам важно расширять горизонты и открывать новые пространства для наших детей. – А есть ли у вас идеи для новых проектов или сотрудничества с другими коллективами? – Мы постоянно сотрудничаем с разными коллективами. В этом учебном году у нас прошел потрясающий, на мой взгляд, межрегиональный фестиваль «Хоровые встречи на Ангаре». К нам приезжали коллективы из Абакана, Красноярска, Междуреченска – всего пять коллективов. В программе концерта прозвучали произведения русских и зарубежных композиторов, а также произведения современных авторов. Это был замечательный опыт, который мы планируем повторять. – Расскажите о звездочках вашей хоровой студии. Продолжили ли ваши выпускники заниматься творчеством? – Да, для нас настоящим источником энергии стали те девочки, которые продолжили свое увлечение музыкой и сделали ее своей профессией. Например, Катя Мещерякова окончила Институт культуры в Санкт-Петербурге и аспирантуру по преподаванию вокала. Оля Новикова окончила Институт культуры в Москве, работает солисткой в филармонии, Жанна Максакова открыла свою музыкальную школу, Елена Акулова – солистка в Музыкальном театре, Ирина Зуева преподает музыку в Германии. Две мои собственные дочери также стали преподавателями вокала, правда, они занимаются эстрадным вокалом, хотя основа у них академическая. Но особое внимание хочу уделить, пожалуй, самой яркой нашей звездочке – Жаргал Цырендагбаевой. Она стала оперной певицей. Пользуясь случаем, хочу пригласить всех поклонников вокально-хоровой музыки на сольный концерт Жаргал, который состоится 1 сентября в 17:00 в Органном зале. – Есть ли у вас хобби, кроме музыки? – О, да, я обожаю путешествовать, ходить в походы, где обретаю силы и энергию. Я счастливый человек, мечты сбываются. У меня еще много желаний и мечт. Мечтайте! Уважаемые дедушки и бабушки, мамы и папы, которые мечтают вырастить своих детей и внуков интеллектуально и душевно наполненными, приводите своих детей в образцовую хоровую студию «Ангара» Дворца творчества по адресу: ул. Желябова, 5. Запись началась. Фото предоставлены Валентиной Петровной Шульгой
|
|
|