Моя любимая «молодёжка». От стенной газеты... |
Владимир ХОДИЙ |
25 Мая 2024 г. |
Наряду с Вампиловым литературное объединение в университете посещал и его однокурсник, также будущий журналист, писатель, редактор «Советской молодёжи» в 1964–1966 годах Леонид Ханбеков. Еще девятиклассником средней школы поселка Листвянка на Байкале он увлекся написанием текстов для стенной газеты, о чем свидетельствует заметка за его подписью, опубликованная в «СМ» 28 декабря 1952 года. Она короткая и почти совсем незаметная под рубрикой «Вести из школ»: «Регулярно у нас выпускается юмористическая стенная газета «Крокодил». В ней мы критикуем лентяев, нарушителей дисциплины, нерях, трусов. Стенгазета играет большую роль в улучшении успеваемости ребят». Вторую заметку для «Молодёжки» Леонид подготовил по поручению группы учеников школы. Это обращение, ни много ни мало, – к писателям Иркутска: «Мы живем в замечательное время, когда советский народ, наши отцы и матери строят коммунизм. Мы также готовимся быть участниками его строительства. Нам хотелось бы увидеть и читать книги сибирских писателей, в которых бы интересно и ярко показывался образ наших молодых современников, героев, с которых мы могли бы брать пример. Но пока напрасно ищем такие книги на полках библиотек и в книжных магазинах». Следующая публикация – сетование на то, что в их школе мало внимания уделяется практическим занятиям и опытам по физике, химии, астрономии, не работают предметные кружки. Посылал в Иркутск и стихи, но они, на взгляд литературного консультанта редакции поэтессы Елены Жилкиной, были слабыми и пока газетных страниц не увидели. Продолжал печататься и когда поступил учиться на филологическое отделение университета. Причем не только в молодежной газете, но и в «Восточно-Сибирской правде». Например, вышел на киноэкраны страны культовый фильм 1950-х годов «Разные судьбы», и он тут же поделился впечатлениями о нем. Писал о читательских конференциях в научной библиотеке вуза. Темой одной стали художественные произведения, правда, не о современности, а о революционном прошлом Сибири – романы Георгия Маркова «Строговы» и Сергея Сартакова «Хребты Саянские». На другой конференции обсуждались первые номера только что начавшего издаваться в СССР журнала «Иностранная литература». И он даже сам на ней выступил, положительно отозвавшись о романе американского писателя Митчела Уинсона «Брат мой, враг мой» и очерках, в которых рассказывалось о таких деятелях зарубежного искусства, как Ив Монтан и Чарли Чаплин. Не бросал Леонид и сочинять стихи. А как только на историко-филологическом факультете возникло литературное объединение, он представил их на обсуждение, и в итоге два напечатала «Советская молодежь». ДорожноеНочью поезд как будто быстрей Мчится вдоль и считает шпалы, Сколько станций, столбов, фонарей, Сколько верст позади осталось?.. Вьюга поезду лижет бока, То обгонит его, то отстанет, лишь луна не отстала пока, Нет да нет – разорвет облака И в окошко вагонное глянет... РасставаниеТы мне улыбнулась: «До субботы...» И тихонько притворила дверь. Но стоял я, ждал еще чего-то, Может, час, а может, два, поверь. Мне казалось: ты, как прежде, рядом, Стоит только руку протянуть, И своим немножко грустным взглядом Говоришь: «Смотри, не позабудь...» ...до «запевалы сибирской страды»Вместе с тем его лирический настрой сочетался с вполне практичными размышлениями: а что дальше – после учебы в вузе? Преподавать в школе язык и литературу душа не лежала, поэтому он перед последним курсом, как Вампилов и ранее Распутин, решил вплотную заняться журналистикой с расчетом на то, что потом, «разогнав перо», погрузиться в художественное сочинительство. А поскольку в «Молодёжке» вакансии отсутствовали, положил глаз на ее «старшую сестру», и вскоре фамилия студента университета замелькала на страницах главной областной газеты. Писал на разные темы, в том числе охотно откликался на приглашение редакции вместе со старшими коллегами освещать сезонные кампании на селе: весной – сев зерновых и кормовых культур, осенью – их уборку. Леонид так увлекся этими, хотя и хлопотными, но результативными командировками в деревенскую глубинку, что действительно его активность и старания были по достоинству оценены, и сразу после окончания университета осенью 1960 года он был принят на должность литературного сотрудника самого, пожалуй, беспокойного и «трудоемкого» отдела «Восточки» – сельскохозяйственного. А в полной мере весь «круговорот» не только сезонных, но и межсезонных забот аграриев он освещал уже в первый год полноценной работы как профессионального журналиста. Январь – командировка в Боханский район и публикация критической статьи о причинах низких надоев молока. Февраль – подробный рассказ о «секретах» трудовых достижений животноводов совхоза «Железнодорожник» Усольского района. Март – опять критическая статья, но на этот раз о ремонте сельхозтехники в Усть-Ордынском автономном округе. Май – выезд в составе бригад областных газет и радио на сев пшеницы и других культур последовательно в Аларский, Нукутский и другие районы. «Август наливает золотом тугие колосья хлебов, – так начинался его репортаж из совхоза «Заларинский». – Август – запевала сибирской страды. Задорная песня моторов с раннего утра во весь голос звучит над полями». «Как к лучшей музыке прислушиваюсь к ней», – вторил ему директор хозяйства Валерий Петрович Закорюкин. В таком же стиле он и дальше рассказывал читателям газеты, как идет уборочная страда. Более того, еще ухитрялся обращать внимание на культурную жизнь деревни. Так, во время поездки в Нижнеудинский район познакомился с библиотекарем села Солонцы Павлом Михалевым и написал очерк под названием «Щедрые на добро люди». Благодаря стараниям бывшего городского жителя здесь появился свой радиоузел с регулярными «Колхозными новостями», лекторием передового опыта, в клубе стали проводиться другие мероприятия, направленные на духовное развитие селян. «Страсть к жизни творческой, пламенной»Интерес молодого журналиста к освещению культурной жизни, личную тягу к литературному творчеству заметили в редакции и предложили перейти работать на освободившуюся должность литсотрудника в отдел, который тогда так и назывался – отдел культуры. И потекли опять навстречу читателям его статьи и репортажи то о 25-летии Иркутского музыкального училища, то о большом празднике, состоявшемся на центральном стадионе города и посвященном первому областному съезду работников и общественников культуры, то о фестивале кинофильмов Московской студии имени Горького с участием режиссеров Сергея Герасимова и Сергея Ростоцкого, популярных артистов Людмилы Хитяевой, Ларисы Лужиной и других. Леонида приглашают и даже дают слово на пленуме обкома профсоюза работников культуры. Он готовит к публикации свои и авторские рецензии и отзывы на книги местных писателей и поэтов. В частности, на роман прозаика Алексея Зверева «Далеко в стране Иркутской», сборники молодых стихотворцев Анатолия Преловского, Валерия Алексеева, Леонида Хрилева. При этом не только молодых. «В творчестве каждого художника, – писал он, – наступает однажды такой момент, когда его поиск, его свежесть, его внутренняя вселенная становятся явными, видимыми и понятными всем читателям. Эта мысль – первое, что возникает, когда закроешь страницу новой книги стихов старейшей поэтессы Иркутска Елены Жилкиной. В ее «Парусе» отчетливо, как хороший, здоровый пульс, бьется тема беспокойства. Беспокойство за чистоту человека перед людьми, за светлость чувств и поисков, за страсть к жизни творческой, пламенной...» Продолжал слагать и собственные стихи. Вот его лироэпический отклик на полет в космос первой женщины планеты Валентины Терешковой: Небесных братьев первая сестра, Твой подвиг дерзок и велик, и славен. В нем сила, воля, мужество и страсть, Решимость жизнь отдать родной державе. Сегодня мир, глядя в твои черты, Находит в них и доброту и нежность. Сегодня символ нашей славы ты, И мира в мире лучшая надежда. Но тут оказалось, что он увлечен не только поэзией, но и прозой – в 1963 году в литературно-художественном альманахе «Ангара» выходит в свет его повесть «Никогда не поздно». От иркутской «Молодёжки»до «Московского Парнаса»Причем это приятное для него событие совпало с другим – назначением редактором областной молодежной газеты. Скажу сразу: при Ханбекове она становится одной из лучших в стране по постановке и обсуждению острых проблем комсомольской жизни и жизни вообще молодежи. Неслучайно уже через год с небольшим ей по примеру «Московского комсомольца» и ленинградской «Смены» дали право выходить во «взрослом» формате. На ее страницах продолжают печататься Александр Вампилов и Валентин Распутин. Именно при нем в газете появился литературно-художественный раздел «Привал», впервые отмечался ее юбилей – 40 лет выхода первого номера. Три года возглавлял Леонид иркутскую «Молодёжку». Затем его ждала журналистская и литературная работа в столице: ЦК ВЛКСМ, издательстве «Молодая гвардия», Государственном комитете по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Наряду с выполнением непростых служебных обязанностей он находил время и силы заниматься личным творчеством. Причем сосредоточился в основном на литературной критике, литературоведении и переводах. Под его пером увидели свет книги «Судьба – это мы» (очерк поэтического наследия Людмилы Татьяничевой), «Веленьем совести и долга» (о прозаическом наследии Федора Абрамова), литературоведческие заметки о творчестве Николая Доризо, Анатолия Преловского, Георгия Ладонщикова, Алексея Маркова и других писателей. Переводил поэтические и прозаические произведения с татарского, мордовского, уйгурского, карачаевского, якутского, удмуртского, болгарского, хорватского языков. Большое внимание он уделял составлению сборников. Так, в серии «Библиотека отечественной и зарубежной классики» им были подготовлены, а иногда и переведены для детей дошкольного и младшего школьного возраста сказки народов мира и отдельно народов Азии, Африки, Европы, СССР общим тиражом около миллиона экземпляров. Как член Союза писателей России Ханбеков на рубеже 1990–2000-х годов основал в столице литературный альманах «Московский Парнас», а затем учредил и возглавил Академию российской литературы. Совместными усилиями его и актива на сегодняшний день пришли к читателям уже около 140 номеров этого издания. Причем в нем печатаются не только столичные прозаики, поэты, критики, публицисты, но и те, кто живет в российской глубинке. «Надо, – считал он, – оглядеть просторы страны и увидеть талантливых авторов, которых московские журналы порой не замечают. Вот такую задачу мы себе поставили и стараемся выполнять».
Тэги: |
|
|