НА КАЛЕНДАРЕ

«Мне не стыдно перед иркутянами»

Беседу записывала Алена ШИПИЦЫНА   
17 Октября 2021 г.

1a 

Беседа главного редактора газеты «Мои года» Анатолия Выборова c мэром-старожилом Иркутска Владимиром Якубовским.

«Мне не стыдно перед иркутянами»

В. В. Якубовский из всех мэров Иркутска – самый долгожитель: три срока, 12 лет подряд руководил таким сложным образованием – главным городом огромного региона. И именно при нем Иркутск вступил в новое тысячелетие. С него и спрос особый, больший: насколько за такое немалое время и уже в новом веке наш город изменился к лучшему? Вырос ли, похорошел, окреп ли материально? Стали ли горожане в нем чувствовать себя спокойнее, увереннее, обеспеченнее? Но успех любого общего дела – это, как правило, успех всей команды, где значимость ее «капитана» в том, насколько грамотно он ею руководит – управляет, направляет, распределяет. Короче, думает. Со всеми, а не за всех. Ведь недаром же раньше градоначальника называли городским головой, а теперь вот сити-менеджером – то есть управляющим городом. Вот обо всем этом мы и решили с ним поговорить: о команде мэрии и роли в ней ее главы, о городской казне, о развитии Иркутска и комфортности проживания в нем его жителей.

Наша справка:

Владимир Викторович Якубовский родился 4 марта 1952 года в Иркутске. Окончил Иркутский институт народного хозяйства по специальности «Экономика и организация строительства».

В 1974 году начал трудиться в СМУ «Академстрой» треста «Иркутскпромстрой», прошел путь от мастера до начальника СМУ треста.

В 1985 году окончил Московский институт управления имени Серго Орджоникидзе, в том же году был избран депутатом Иркутского горсовета, позже работал зампредом председателя горисполкома по вопросам строительства, первым заместителем главы администрации Иркутска.

Стоял у истоков создания, а в 1994 году возглавил городское отделение Управления федерального казначейства Минфина России.

В начале 1997 года был назначен вице-мэром Иркутска, а в ноябре этого же года избран мэром Иркутска и депутатом ЗС Иркутской области.

Мэром Иркутска избирался еще дважды – в 2001 и в 2005 годах.

9 октября 2009 года указом губернатора Иркутской области был назначен членом Совета Федерации от Иркутской области, в связи с чем ушел в отставку с поста мэра Иркутска. Полномочия члена Совета Федерации сложил в октябре 2012.

Являлся секретарем Иркутского отделения партии «Единая Россия», президентом Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, вице-президентом Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, членом правления Союза российских городов, академиком Российской муниципальной академии, членом Всемирного совета от Евроазиатского регионального отделения «Объединенные города и местные власти».

За годы работы был награжден орденами Дружбы, «Русской православной церкви святого благоверного князя Даниила Московского» III степени, «За вклад в наследие народов России», Полярной звезды (Монголия), золотым знаком «Лучший менеджер России» и рядом медалей.

Имеет звания заслуженного строителя Российской Федерации и почётного гражданина Иркутской области и городов Иркутска, Шэньян (КНР), Канадзава (Япония).

С женой Ларисой Ароновной воспитали двух дочерей и сына, сейчас воспитывают пятерых внуков.

***

Казна

– Владимир Викторович, первый вопрос будет таким: стабильность и успешность любого муниципального образования во многом определяется его бюджетом, а эффективность команды управления – наполнением этого бюджета и ростом его в течение всего периода. Каков был бюджет Иркутска, когда вы пришли, и каким, когда ушли?

– Бюджет Иркутска на время моего прихода составлял лишь около полутора миллиарда рублей. Причем, замечу, это с заложенным в него дефицитом, который еще надо было покрыть. Ну, а когда уходил в 2009 году, бюджет города насчитывал уже более 9 миллиардов рублей…

– Ого, более чем в шесть раз! Солидный прирост! Даже с учетом инфляции. Во время вашего прихода ситуация с бюджетом и так была тяжелой, а тут еще дефолт 98-го года, который отбросил и страну, и любой ее город на несколько лет назад. Как тогда со всем этим справлялись?

– Ситуация была непростая. Вы помните тот период, когда предприятия остались без госзаказов, многие люди не работали и выживали как могли? И наполнение городской казны было тогда самой приоритетной задачей, чтобы выплачивать зарплату бюджетникам, покрывать жилищные дотации, текущие расходы. При этом надо было думать еще и о развитии. И первое, что мы сделали, – стали устанавливать жесткий контроль за расходованием бюджета и искать способы его эффективного пополнения. В этом большую помощь оказала опытнейший финансистГалина Дмитриевна Зюбр, которую с командой профессионалов я сразу же пригласил на работу из городского казначейства Минфина РФ. Её усилиями была в корне изменена система исполнения бюджета. Плюс к этому мы перешли на казначейское исполнение бюджета. Первыми в стране! Закона об этом в России тогда еще не было. Стали проводить конкурсные торги, где главным критерием для поставщиков товаров и услуг было соотношение между ценой и качеством. На этом бюджет города тоже сэкономил…

С юными иркутянами

– Какие еще пути сокращения затрат вы нашли?

– Помните такое предприятие «Иркутсктеплоэнерго»? На нем «висели» десятки километров теплосетей, к ним было подключено большое количество потребителей. Они не платили за тепло, от «Иркутскэнерго» к этому предприятию постоянно шли взыскания, и город вынужден был эти долги от населения покрывать. К тому же к 1997 году многие предприятия прекратили обслуживать свое жилье и сети – сбросили все это на муниципалитет. И город в один момент получил в собственность сотни мелких котельных, многие десятки километров водопровода, жилой фонд в более чем 5 млн кв. метров. Со всем этим нужно было что-то делать.

В конечном итоге мы погасили все старые долги, ликвидировали «Иркутсктеплоэнерго», отладили жесткий контроль за платежами от населения и предприятий, которые стали поступать напрямую поставщику тепла. Кроме этого мы попутно ликвидировали большое количество котельных в каждом районе города, сняв с города колоссальную экологическую нагрузку…

– То есть вы в своей начальной деятельности первым делом минимизировали расходы. Нужно было переходить ко второму – наращивать доходы…

– До этого надо было решить еще одну задачу – максимально взыскать кредиторскую задолженность перед городским бюджетом ряда предприятий города, которые задолжали ему значительные суммы. Мы создали при мэре специальную комиссию по взысканию долгов. В нее, помимо работников мэрии, вошли представители налоговой инспекции, прокуратуры. И такое взаимодействие оказалось весьма эффективным – мы сдвинули ситуацию с долгами предприятий в пользу города. Причем мы учитывали, что не у всех эта ситуация была однозначной: одни предприятия могли выплачивать, но не хотели, поддавшись общему настроению круговых неплатежей, другие действительно не могли, но хотели работать. Таким мы шли навстречу: выдавали подряды от города в счет долга или получали от них в виде бартера различные стройматериалы для строительства и ремонта городских объектов. Кроме этого, в Иркутске было достаточно много предприятий, которые существовали на госзаказах. И как только государство перестало делать заказы, эти предприятия были обречены на вымирание. На таких заводах мы стали размещать свои заказы. Например, на радиозаводе организовали ремонт кузовов городских автобусов, где в течение четырех-пяти лет отремонтировали около ста автобусов и вернули их на городские маршруты. На 403-м заводе таким же образом ремонтировали троллейбусы. Подобные отношения наладили с Улан-Удэнским вагоно-ремонтным заводом по ремонту наших трамваев. С таким подходом и предприятия хоть как-то работали, и город не был обделен: какая-то часть заработанных средств от таких заказов шла на погашение задолженности перед городом, на налоги в его бюджет, а на остальные средства они выплачивали своим рабочим зарплату, сохраняя рабочие места.

С прессой на объезде города

– То есть получается, что город, помогая таким образом госпредприятиям, выполнял функции государства?

– Город в первую очередь помогал своим жителям, которые остро нуждались в работе и в средствах для проживания. Для городских предприятий у нас тоже существовал ряд программ поддержки. На конкур-сной основе предприятия стали получать кредиты, ставка по которым была в два раза ниже банковской. Экономя на процентах, они получали возможность развивать свой бизнес, создавать рабочие места, выпускать востребованную продукцию.

Что касается предприятий малого бизнеса, то и они нуждались в поддержке. То, что они имели работу, получали прибыль, да еще и создавали рабочие места – для города было очень важно. Для таких людей была принята специальная программа поддержки малого бизнеса. Это были небольшие, но очень важные для развития суммы, которые выдавались на возвратной основе. И надо сказать, что все, кто работал с бюджетом города, достаточно прочно закрепились в бизнесе на долгие годы…

Команда

– Владимир Викторович, любой руководитель, приходя на новое место, первым делом формирует свою команду. Кто вошел в вашу?

– Любой руководитель сам по себе ничего не сделает. У него должна быть команда, состоящая из людей, которые его понимают, говорят с ним на одном языке, готовы делать общее дело. Учитывая опыт прежней моей работы в администрации города, я хорошо знал людей, которые были и при Борисе Александровиче Говорине – кто и как работает, у кого какие способности. Исходя из этого, и формировалась команда. Первый и главный принцип был – не навреди. Поэтому я постарался максимально сохранить людей, работающих до меня, и ввел дополнительные силы лишь в те направления, что требовали изменений или стали вакантными. В частности, это коснулось сферы экономики и финансов. Здесь помог тот факт, что прежде я два года отработал в казначействе и на многие финансовые вопросы стал смотреть по-другому. Кроме того, там действительно собрались сильные специалисты. Я уже говорил, что очень благодарен Галине Дмитриевне Зюбр за то, что она пришла в мэрию и привела за собой толковых людей.

Еще нужен был человек, который бы хорошо разбирался в строительной сфере. Поскольку я и сам строитель, к тому же ранее курировал в мэрии жилищно-коммунальное направление, то понимал, насколько это должен быть профессиональный и ответственный руководитель. Таким образом, в команде появился Юрий Вениаминович Волков. Правда, уговаривать его пришлось долго – на тот момент у него был частный бизнес, который не так-то просто оставить. К счастью, он меня услышал и понял, и взял на себя это важнейшее в работе администрации направление.

Заместители В. В. Якубовского (слева направо): С. И. Дубровин, Н. С. Хиценко, Ю. В. Волков. Сидят: Е. Е. Войцехович (слева) и Г. Д. Зюбр

Еще на место Людмилы Михайловны Берлиной, которая вместе с Говориным перешла в областную администрацию, руководителем аппарата пришла работать Елена Егоровна Войцехович – прекрасный юрист, ответственный и порядочный человек. Вопросами потребительского рынка и торговли занимался Александр Анатольевич Третьяков, а управление муниципальным имуществом было поручено Леониду Афанасьевичу Ощерину.

Что касается глав округов, там я ничего менять не стал, предоставив людям полную свободу: те, кто готовы были со мной работать, – остались, некоторые ушли…

– Говорят, что служебные отношения – это одно. А когда подчиненность уходит, тогда-то и проверяется команда по-настоящему – «на дружбу». Знаю, что вы с некоторыми своими замами до сих пор общаетесь…

– Не с некоторыми, а со многими, да со всеми, кто еще здравствует. У нас заведен такой ритуал, что раз в году мы собираемся, общаемся. Да и так постоянно друг с другом на связи. Так что можно сказать, что команда сохранилась. Кто-то и сейчас еще работает, многие на пенсии. Все эти люди состоялись в свое время, были востребованы, нужны и сейчас…

Но все это касается своей, как говорят, личной команды мэра – из администрации города. Но была еще одна команда, более многочисленная и не менее значимая, с которой и бюджет верстали, и город обустраивали, и интересы жителей отстаивали – команда депутатов городской думы. И всем им, без исключения, работающим с нами бок о бок на протяжении всего этого времени, хочу сказать огромное спасибо!

Депутаты думы Иркутска 3-го созыва (2000–2004 гг. )

И раз уж вы завели речь о команде как о содружестве единомышленников, без которого ни один руководитель не сможет результативно работать, то к ней можно отнести и ваших братьев журналистов, что объективно доносили до населения все изменения и в нашей работе, и в преображении города.

Ну, и чтобы уж совсем быть точным и объективным, то к этой моей команде единомышленников нужно отнести и иркутян – всех неравнодушных жителей нашего города, что постоянно помогали нам в работе, не давали успокоиться на достигнутом. Без них ничего бы и не было, да и ради кого тогда было работать? Так что я благодарен всем жителям нашего Иркутска, с которыми прошел этот долгий и, надеюсь, результативный отрезок истории. И мне не стыдно перед иркутянами за эту нашу общую работу…

Авиакатастрофы и аэропорт

– Помню, в самом начале вашего мэрства случилась страшная трагедия с «Русланом». Кто и как помог тогда городу справиться и воспрянуть?

– Я был тогда в Ново-Ленино, с объездом. Сразу прибыл на место… И теперь все перед глазами… Это ужасно, просто ужасно… Наверное, это самые тяжелые мои воспоминания в жизни…

А помогали все, кто только мог. И реагировали все оперативно – военные, железная дорога, сам авиазавод, городские службы. Прилетел Шойгу, потом Черномырдин, создали оперативный штаб. Неделями устраняли последствия. Тогда, как в старые добрые времена, проявился наш русский, советский характер, когда против общей беды поднимается весь народ.

С епископом, владыкой Вадимом

Теперь на этом месте храм, который построила фирма наших же иркутян, братьев Голышевых…

Но на этом авиакатастрофы в Иркутске не закончились. Помните, как самолетS7 въехал в гаражи в аэропорту? Новые жертвы, опять людское горе. Это побудило меня обратиться за помощью к нашему епископу, владыке Вадиму. Я никогда об этом публично не говорил, но тогда вокруг Иркутска был организован облет с иконой, совершена служба. И территория была освящена. Больше таких происшествий в Иркутске не было… Дай бог, и не будет…

– Но опасность осталась – аэропорт-то все так же на старом месте, в черте города. Поднимался ли вопрос о его переносе в вашу бытность мэром?

– Вопрос о его переносе поднимался, по-моему, при всех мэрах. Еще в 1995–1996 годах были получены отрицательные заключения по выносу аэропорта. Рассматривали две площадки – в районе д. Позднякова и Ключевой, перед Ангарском. Обе по разным причинам отвергли. Последнее отрицательное заключение датировано 2010 годом, и дальше этой темой никто не занимался.

Сейчас, насколько я знаю, губернатор Игорь Иванович Кобзев, вновь взялся за нее. Возможно, будут возвращаться к площадке в Поздняковой. Но надо понимать, что это очень сложная задача, и она не в компетенции города. Даже в начале нулевых годов стоимость аэропорта (без учета переноса имеющихся сооружений и организаций) составляла порядка 50 миллиардов рублей. Можно только представить, сколько это будет сейчас! Ни город, ни область без федеральных средств это не потянет…

130-й квартал и голубая мечта мэра Якубовского

– При разговоре с вашим предшественником, Борисом Александровичем Говориным, мы выяснили, что помимо всего прочего его самым, скажем так, душевным объектом, долгом перед ветеранами Иркутска стала вторая очередь строительства у Вечного огня. Знаю, что вашей «голубой мечтой» было возведение новой, по сути, набережной Ангары. Почему это не состоялось?

– В 2006–2007 годах мы уже начали собирать деньги на этот проект, но отпущенного мне срока на осуществление задуманного не хватило. Мы планировали к юбилею города перестроить набережную Ангары вдоль бульвара Гагарина в двух уровнях. Между ними хотели расположить все торговые точки, что сейчас хаотично размещаются в зоне прогулок. Проектные проработки, на мой взгляд, был великолепны! Но в 2009 году, как вы знаете, в руководстве и области, и города, да и в моей судьбе, произошли изменения. С новым руководством появились и другие проекты.

– Из других проектов нового руководства вы имеете в виду 130-й квартал?

– Не только. Небольшой участок набережной из того проекта удалось, благодаря Дмитрию Федоровичу Мезенцеву, все же реализовать к 350-летнему юбилею города. Это там, где Нижняя набережная. Вообще, нужно сказать, что Мезенцев много сделал для нашего Иркутска. Помню, мы искали с ним участок для такого грандиозного проекта, как 130-й квартал, – у него была задумка собрать в одном месте архитектурные памятники. А на этом месте, в самом центре города, – сплошная разруха.

С Д. Ф. Мезенцевымв 130-мквартале

Впоследствии вся эта территория была очищена, произведено отселение людей. И все делалось без участия городского бюджета – на средства дольщиков строительства. И когда я был уже в Совете Федерации, Дмитрий Федорович попросил меня принять участие в проекте 130-го квартала.

– В качестве сенатора?

– В качестве прораба! С апреля по октябрь 2011 года я более полугода безвылазно, без выходных, провел на этом объекте. Зато к своему 350-летнему юбилею Иркутск получил такое прекрасное и популярное у горожан место…

– Зачем вы тогда согласились уйти в Совет Федерации? Свою голубую мечту с новой набережной не осуществили, вам так или иначе все же пришлось работать над юбилейными проектами Иркутска…

– Было принято такое решение.

– Принято на самом верху? Понятно! Значит, член уже большой команды – он подневольный человек?

– Скажу одно: в этих условиях ты не всегда можешь самостоятельно принимать такие решения. Они принимаются уже совсем на других уровнях. Но были от этого и плюсы: появлялась возможность привлечь федеральные деньги для всей области, для того же Иркутска к его юбилею…

Больницы, школы, дворцы, мосты и фонтаны...

– Что еще в вашу бытность мэром удалось построить в Иркутске?

– Да много чего! Построили поликлиники № 8 и № 6, реконструировали больницу № 10, перестроили больницу № 1 – только оборудования для нее приобрели на100 млн рублей, продолжили реконструкцию Ивано-Матрёнинской больницы – ввели там хирургический блок, реконструировали челюстно-лицевую хирургию. В каждом округе построили подстанции скорой помощи и закупили для них скорые машины, сократив тем самым время подъезда к больным вдвое. Значительно обновили городской транспорт… В системе образования провели реконструкцию школы № 17 и № 15, отремонтировали школу № 11, построили школу № 3 и № 80, открыли гимназию во Втором Иркутске, начали реконструкцию школы № 72 и проектирование школы № 23… Строили и расширяли детские сады, перенесли музей города, построили новый ЗАГС. И это далеко не все…

С Е. А. Сичкаруком на строительстве улицы Байкальской

– Впечатляет! Вызывает уважение и то, что вы со своей командой даже в трудные годы шли на риск: в 1998 году в стране дефолт, а вы взялись за постройку Дворца бракосочетания, планируете начать Академический мост, чуть позже практически перестраиваете заново две главные автомагистрали города – улицы Байкальскую и Лермонтова, активно ведете жилищное строительство, цветомузыкальные фонтаны запускаете, фонари и разную подсветку повсюду развешиваете… За счет чего? Для чего?

– За счет всего возможного. О путях пополнения бюджета города мы уже говорили ранее. Заказчиком Академического моста была областная администрация. Жилье строили в основном за счет дольщиков и средств компаний. Финансирование строительства дорог шло за счет бюджета города и частично по федеральным программам…

Город просто обязан развиваться. Развиваться в любое, даже самое сложное время. Если нет развития, то любая система обречена на гибель. Люди должны жить, учиться, лечиться, получать определенный перечень услуг. А власть обязана создавать все эти условия для нормальной жизни.

Вы вспомните, что творилось на рубеже веков в городе?! Идешь по нему, а на окнах сплошные решетки, все двери в металле и на замках, кругом бандитские разборки, шприцы наркоманов везде. Люди же вечером боялись выходить на улицы – темно, страшно, никаких опознавательных знаков улиц и домов. Детям было нечем заняться, особенно в предместьях. Необходимо было помочь людям перебороть этот страх, ощутить себя жителем, хозяином этого города, внушить им, что другая, лучшая жизнь возможна. Вот почему мы совместно с депутатами думы запустили в Иркутске целый ряд программ: по освещению и благоустройству улиц, ремонту и строительству школ и спортзалов, по оснащению их спортинвентарем. Создавали скверы, фонтаны, проводили озеленение города, цветы высаживали, дворы обустраивали, подземные переходы строили, запускали фонтаны, освещение и подсветку, как вы говорите, развешивали. Да много еще каких программ, которые работали, меняли обстановку в городе. И ситуация была переломлена…

– Это, действительно, так. Соглашусь, что к концу первого десятилетия нового века в Иркутске «жить стало лучше, жить стало веселее». Но вернемся к проблемам, в частности, к дорогам. Они и тогда были не очень?

– Дороги у нас в Сибири всегда были ужасными. Не особо они отличались от нынешних и в 90-е, и в нулевые годы. Но на тот период, считаю, мы привели их в более-менее сносное состояние. Особенно улицу Лермонтова, что отстроило ОАО «Труд» Сергея Тена, и Байкальскую – фирма «Регион спецстрой» Евгения Сичкарука. Эти же магистрали до сих пор в порядке! Как строил Евгений Александрович, так пока еще никто не строит – ответственно, дотошно проверяя каждый этап. Он даже за незначительный брак выгонял нерадивых безвозвратно. А при работе с другими подрядчиками у мэрии должен быть один подход – жесточайший контроль со стороны заказчика. И штрафы, и переделка за свой счет – иначе ситуацию не исправить…

Агломерация, крутой нрав иркутян и дела семейные

– Город растет, расширяется и… задыхается в пробках, в нехватке территории под то же строительство. Его нужно облекать в какую-то иную форму, в новое образование. Более десяти лет назад возникла идея агломерации. И хотя все ее три предполагаемых субъекта – Иркутск, Ангарск, Шелехов – были тогда вроде «за», эта идея не реализовалась. Почему?

– Идея была в том, чтобы, объединив три города в одну систему, набрать общее количество ее жителей в один миллион – создать, пусть и условно, город-миллионник. Тогда бы появилась возможность получить от центра очень серьезные преференции, на что и рассчитывало руководство области. Но даже объединив три эти территории, мы все равно не набрали бы мил-лиона жителей. А без этого был бы холостой выстрел. И ни к чему хорошему, кроме новой головной боли уже трех городов, это бы не привело.

7

8

– Хм, если бы это объединение состоялось, то как бы мы все тогда назывались – иркуто-шелехо-ангарцами?! Забавно! А у нас, иркутян, своя стать. На ваш взгляд, в чем она?

– Иркутяне – люди с открытым сердцем, гостеприимные, любящие свой город. И терпеливые – могут долго терпеть. Но если что-то выходит за грани разумного, ничего хорошего не жди – наш народ умеет объединяться и отстаивать свои права. Это было и с ситуацией по трубе от БЦБК в Иркут, и с защитой Байкала. Да и на выборах могли показать свой крутой нрав…

– Кстати, в вопросе трубы вы были на чьей стороне?

– На стороне горожан, естественно! Я избран иркутянами и просто был обязан стать на их сторону. Тем более что это совпадало и с моим внутренним убеждением.

– А в вопросе выборов мэра в 2009 году?

– Хм, тут ситуация не так однозначна. Задумав рокировку с переходом меня в Совет Федерации и избранием на пост Иркутска мэра Братска, Мезенцев преследовал, думаю, благие цели – и для Иркутска, и для жителей всей области. Но расчет не оправдался – наткнулся на тот самый крутой нрав иркутян. А объяснить людям, что будет хорошо, а что плохо – власти посчитали ниже своего достоинства. Вот и получили то, что получили. Это если не отбросило, то остановило развитие Иркутска на годы. Это мое личное мнение. А голосовал я уже как простой житель Иркутска, за Серебренникова, который мог бы тогда обеспечить преемственность власти и работу в единой команде на благо и области, и нашего города.

– Иркутяне, получается, тогда ошиблись?

– Не все, часть. В жизни так случается, что иногда и большинство, правда, из активных, бывает неправым. И время это доказало…

– Ну, и напоследок наш традиционный блиц-опрос. Каким должен быть мэр?

– Во-первых, избранным населением города. Это мое твердое убеждение. Во-вторых, профессиональным. Если на это место приходит неподготовленный человек, то это будет в ущерб городу, его жителям. В-третьих, доступным и открытым для горожан. Он должен встречаться с ними вживую, выслушивать, вникать в их проблемы и помогать им. Общение через сети и эфиры, конечно, тоже нужно, но это никогда не сможет заменить живого общения руководителя с людьми, которые его выбрали.

– Был ли у вас пример хорошего руководителя, на чей опыт вы опирались?

– Да, у меня был и есть хороший учитель – это Юрий Александрович Шкуропат, рядом с которым я шел по жизни с 1974 года, когда после института был распределён к нему в трест «Иркутскпромстрой». И так сложилось, что практически все эти годы мы работали вместе.

С Ю .А. Шкуропатом

– Семья с такой должностью мужа-отца многое недополучала?

– Конечно, многое. Работа по 14-16 часов в сутки, без выходных – это, знаете ли, серьезное испытание для семьи. Но, с другой стороны, есть такое понятие, как воспитание отсутствием. Целое поколение детей войны выросли нормальными людьми в отсутствии отцов, которые защищали Родину, защищали их. И дети это знали и ценили. У меня трое детей – две дочери и сын. Все выросли хорошими, самодостаточными людьми. Еще у меня пять внучек – от 23 до двух лет. Вот такой я счастливый дедушка!

– Рады за сына Александра, что он пошел по стопам отца?

– Если бы по стопам отца, то пошел бы в мэры (смеется). Но он пошел в политику. Конечно, я за него рад: он нашел себя, и это главное. И я ценю его выбор. Мне нравится, что он делает, нравится, что его уважают. Он сам определяет свою жизнь. Конечно, я могу дать отцовский совет, но ни в коем случае не влияю на его решения.

– Жители Иркутска трижды избирали вас мэром. Это высокое доверие. Насколько сложно и должно было оставаться у власти столько лет и отвечать ожиданиям горожан?

– Это надо спросить у иркутян. Люди, очевидно, видели какие-то изменения в городе, эти изменения были им понятны и востребованы, они хотели, чтобы эти изменения продолжались. А я знал, как и за счет чего это делать. И я это делал. И, повторюсь, мне не стыдно за эти дела перед иркутянами…

Фото из открытых источников и личного архива В. В. Якубовского.

  • Расскажите об этом своим друзьям!