«Мне не стыдно перед иркутянами» |
Беседу записывала Алена ШИПИЦЫНА |
17 Октября 2021 г. |
Беседа главного редактора газеты «Мои года» Анатолия Выборова c мэром-старожилом Иркутска Владимиром Якубовским. В. В. Якубовский из всех мэров Иркутска – самый долгожитель: три срока, 12 лет подряд руководил таким сложным образованием – главным городом огромного региона. И именно при нем Иркутск вступил в новое тысячелетие. С него и спрос особый, больший: насколько за такое немалое время и уже в новом веке наш город изменился к лучшему? Вырос ли, похорошел, окреп ли материально? Стали ли горожане в нем чувствовать себя спокойнее, увереннее, обеспеченнее? Но успех любого общего дела – это, как правило, успех всей команды, где значимость ее «капитана» в том, насколько грамотно он ею руководит – управляет, направляет, распределяет. Короче, думает. Со всеми, а не за всех. Ведь недаром же раньше градоначальника называли городским головой, а теперь вот сити-менеджером – то есть управляющим городом. Вот обо всем этом мы и решили с ним поговорить: о команде мэрии и роли в ней ее главы, о городской казне, о развитии Иркутска и комфортности проживания в нем его жителей. Наша справка:Владимир Викторович Якубовский родился 4 марта 1952 года в Иркутске. Окончил Иркутский институт народного хозяйства по специальности «Экономика и организация строительства». В 1974 году начал трудиться в СМУ «Академстрой» треста «Иркутскпромстрой», прошел путь от мастера до начальника СМУ треста. В 1985 году окончил Московский институт управления имени Серго Орджоникидзе, в том же году был избран депутатом Иркутского горсовета, позже работал зампредом председателя горисполкома по вопросам строительства, первым заместителем главы администрации Иркутска. Стоял у истоков создания, а в 1994 году возглавил городское отделение Управления федерального казначейства Минфина России. В начале 1997 года был назначен вице-мэром Иркутска, а в ноябре этого же года избран мэром Иркутска и депутатом ЗС Иркутской области. Мэром Иркутска избирался еще дважды – в 2001 и в 2005 годах. 9 октября 2009 года указом губернатора Иркутской области был назначен членом Совета Федерации от Иркутской области, в связи с чем ушел в отставку с поста мэра Иркутска. Полномочия члена Совета Федерации сложил в октябре 2012. Являлся секретарем Иркутского отделения партии «Единая Россия», президентом Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, вице-президентом Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, членом правления Союза российских городов, академиком Российской муниципальной академии, членом Всемирного совета от Евроазиатского регионального отделения «Объединенные города и местные власти». За годы работы был награжден орденами Дружбы, «Русской православной церкви святого благоверного князя Даниила Московского» III степени, «За вклад в наследие народов России», Полярной звезды (Монголия), золотым знаком «Лучший менеджер России» и рядом медалей. Имеет звания заслуженного строителя Российской Федерации и почётного гражданина Иркутской области и городов Иркутска, Шэньян (КНР), Канадзава (Япония). С женой Ларисой Ароновной воспитали двух дочерей и сына, сейчас воспитывают пятерых внуков. *** Казна– Владимир Викторович, первый вопрос будет таким: стабильность и успешность любого муниципального образования во многом определяется его бюджетом, а эффективность команды управления – наполнением этого бюджета и ростом его в течение всего периода. Каков был бюджет Иркутска, когда вы пришли, и каким, когда ушли? – Бюджет Иркутска на время моего прихода составлял лишь около полутора миллиарда рублей. Причем, замечу, это с заложенным в него дефицитом, который еще надо было покрыть. Ну, а когда уходил в 2009 году, бюджет города насчитывал уже более 9 миллиардов рублей… – Ого, более чем в шесть раз! Солидный прирост! Даже с учетом инфляции. Во время вашего прихода ситуация с бюджетом и так была тяжелой, а тут еще дефолт 98-го года, который отбросил и страну, и любой ее город на несколько лет назад. Как тогда со всем этим справлялись? – Ситуация была непростая. Вы помните тот период, когда предприятия остались без госзаказов, многие люди не работали и выживали как могли? И наполнение городской казны было тогда самой приоритетной задачей, чтобы выплачивать зарплату бюджетникам, покрывать жилищные дотации, текущие расходы. При этом надо было думать еще и о развитии. И первое, что мы сделали, – стали устанавливать жесткий контроль за расходованием бюджета и искать способы его эффективного пополнения. В этом большую помощь оказала опытнейший финансистГалина Дмитриевна Зюбр, которую с командой профессионалов я сразу же пригласил на работу из городского казначейства Минфина РФ. Её усилиями была в корне изменена система исполнения бюджета. Плюс к этому мы перешли на казначейское исполнение бюджета. Первыми в стране! Закона об этом в России тогда еще не было. Стали проводить конкурсные торги, где главным критерием для поставщиков товаров и услуг было соотношение между ценой и качеством. На этом бюджет города тоже сэкономил… – Какие еще пути сокращения затрат вы нашли? – Помните такое предприятие «Иркутсктеплоэнерго»? На нем «висели» десятки километров теплосетей, к ним было подключено большое количество потребителей. Они не платили за тепло, от «Иркутскэнерго» к этому предприятию постоянно шли взыскания, и город вынужден был эти долги от населения покрывать. К тому же к 1997 году многие предприятия прекратили обслуживать свое жилье и сети – сбросили все это на муниципалитет. И город в один момент получил в собственность сотни мелких котельных, многие десятки километров водопровода, жилой фонд в более чем 5 млн кв. метров. Со всем этим нужно было что-то делать. В конечном итоге мы погасили все старые долги, ликвидировали «Иркутсктеплоэнерго», отладили жесткий контроль за платежами от населения и предприятий, которые стали поступать напрямую поставщику тепла. Кроме этого мы попутно ликвидировали большое количество котельных в каждом районе города, сняв с города колоссальную экологическую нагрузку… – То есть вы в своей начальной деятельности первым делом минимизировали расходы. Нужно было переходить ко второму – наращивать доходы… – До этого надо было решить еще одну задачу – максимально взыскать кредиторскую задолженность перед городским бюджетом ряда предприятий города, которые задолжали ему значительные суммы. Мы создали при мэре специальную комиссию по взысканию долгов. В нее, помимо работников мэрии, вошли представители налоговой инспекции, прокуратуры. И такое взаимодействие оказалось весьма эффективным – мы сдвинули ситуацию с долгами предприятий в пользу города. Причем мы учитывали, что не у всех эта ситуация была однозначной: одни предприятия могли выплачивать, но не хотели, поддавшись общему настроению круговых неплатежей, другие действительно не могли, но хотели работать. Таким мы шли навстречу: выдавали подряды от города в счет долга или получали от них в виде бартера различные стройматериалы для строительства и ремонта городских объектов. Кроме этого, в Иркутске было достаточно много предприятий, которые существовали на госзаказах. И как только государство перестало делать заказы, эти предприятия были обречены на вымирание. На таких заводах мы стали размещать свои заказы. Например, на радиозаводе организовали ремонт кузовов городских автобусов, где в течение четырех-пяти лет отремонтировали около ста автобусов и вернули их на городские маршруты. На 403-м заводе таким же образом ремонтировали троллейбусы. Подобные отношения наладили с Улан-Удэнским вагоно-ремонтным заводом по ремонту наших трамваев. С таким подходом и предприятия хоть как-то работали, и город не был обделен: какая-то часть заработанных средств от таких заказов шла на погашение задолженности перед городом, на налоги в его бюджет, а на остальные средства они выплачивали своим рабочим зарплату, сохраняя рабочие места. – То есть получается, что город, помогая таким образом госпредприятиям, выполнял функции государства? – Город в первую очередь помогал своим жителям, которые остро нуждались в работе и в средствах для проживания. Для городских предприятий у нас тоже существовал ряд программ поддержки. На конкур-сной основе предприятия стали получать кредиты, ставка по которым была в два раза ниже банковской. Экономя на процентах, они получали возможность развивать свой бизнес, создавать рабочие места, выпускать востребованную продукцию. Что касается предприятий малого бизнеса, то и они нуждались в поддержке. То, что они имели работу, получали прибыль, да еще и создавали рабочие места – для города было очень важно. Для таких людей была принята специальная программа поддержки малого бизнеса. Это были небольшие, но очень важные для развития суммы, которые выдавались на возвратной основе. И надо сказать, что все, кто работал с бюджетом города, достаточно прочно закрепились в бизнесе на долгие годы… Команда– Владимир Викторович, любой руководитель, приходя на новое место, первым делом формирует свою команду. Кто вошел в вашу? – Любой руководитель сам по себе ничего не сделает. У него должна быть команда, состоящая из людей, которые его понимают, говорят с ним на одном языке, готовы делать общее дело. Учитывая опыт прежней моей работы в администрации города, я хорошо знал людей, которые были и при Борисе Александровиче Говорине – кто и как работает, у кого какие способности. Исходя из этого, и формировалась команда. Первый и главный принцип был – не навреди. Поэтому я постарался максимально сохранить людей, работающих до меня, и ввел дополнительные силы лишь в те направления, что требовали изменений или стали вакантными. В частности, это коснулось сферы экономики и финансов. Здесь помог тот факт, что прежде я два года отработал в казначействе и на многие финансовые вопросы стал смотреть по-другому. Кроме того, там действительно собрались сильные специалисты. Я уже говорил, что очень благодарен Галине Дмитриевне Зюбр за то, что она пришла в мэрию и привела за собой толковых людей. Еще нужен был человек, который бы хорошо разбирался в строительной сфере. Поскольку я и сам строитель, к тому же ранее курировал в мэрии жилищно-коммунальное направление, то понимал, насколько это должен быть профессиональный и ответственный руководитель. Таким образом, в команде появился Юрий Вениаминович Волков. Правда, уговаривать его пришлось долго – на тот момент у него был частный бизнес, который не так-то просто оставить. К счастью, он меня услышал и понял, и взял на себя это важнейшее в работе администрации направление. Еще на место Людмилы Михайловны Берлиной, которая вместе с Говориным перешла в областную администрацию, руководителем аппарата пришла работать Елена Егоровна Войцехович – прекрасный юрист, ответственный и порядочный человек. Вопросами потребительского рынка и торговли занимался Александр Анатольевич Третьяков, а управление муниципальным имуществом было поручено Леониду Афанасьевичу Ощерину. Что касается глав округов, там я ничего менять не стал, предоставив людям полную свободу: те, кто готовы были со мной работать, – остались, некоторые ушли… – Говорят, что служебные отношения – это одно. А когда подчиненность уходит, тогда-то и проверяется команда по-настоящему – «на дружбу». Знаю, что вы с некоторыми своими замами до сих пор общаетесь… – Не с некоторыми, а со многими, да со всеми, кто еще здравствует. У нас заведен такой ритуал, что раз в году мы собираемся, общаемся. Да и так постоянно друг с другом на связи. Так что можно сказать, что команда сохранилась. Кто-то и сейчас еще работает, многие на пенсии. Все эти люди состоялись в свое время, были востребованы, нужны и сейчас… Но все это касается своей, как говорят, личной команды мэра – из администрации города. Но была еще одна команда, более многочисленная и не менее значимая, с которой и бюджет верстали, и город обустраивали, и интересы жителей отстаивали – команда депутатов городской думы. И всем им, без исключения, работающим с нами бок о бок на протяжении всего этого времени, хочу сказать огромное спасибо! И раз уж вы завели речь о команде как о содружестве единомышленников, без которого ни один руководитель не сможет результативно работать, то к ней можно отнести и ваших братьев журналистов, что объективно доносили до населения все изменения и в нашей работе, и в преображении города. Ну, и чтобы уж совсем быть точным и объективным, то к этой моей команде единомышленников нужно отнести и иркутян – всех неравнодушных жителей нашего города, что постоянно помогали нам в работе, не давали успокоиться на достигнутом. Без них ничего бы и не было, да и ради кого тогда было работать? Так что я благодарен всем жителям нашего Иркутска, с которыми прошел этот долгий и, надеюсь, результативный отрезок истории. И мне не стыдно перед иркутянами за эту нашу общую работу… Авиакатастрофы и аэропорт– Помню, в самом начале вашего мэрства случилась страшная трагедия с «Русланом». Кто и как помог тогда городу справиться и воспрянуть? – Я был тогда в Ново-Ленино, с объездом. Сразу прибыл на место… И теперь все перед глазами… Это ужасно, просто ужасно… Наверное, это самые тяжелые мои воспоминания в жизни… А помогали все, кто только мог. И реагировали все оперативно – военные, железная дорога, сам авиазавод, городские службы. Прилетел Шойгу, потом Черномырдин, создали оперативный штаб. Неделями устраняли последствия. Тогда, как в старые добрые времена, проявился наш русский, советский характер, когда против общей беды поднимается весь народ. Теперь на этом месте храм, который построила фирма наших же иркутян, братьев Голышевых… Но на этом авиакатастрофы в Иркутске не закончились. Помните, как самолетS7 въехал в гаражи в аэропорту? Новые жертвы, опять людское горе. Это побудило меня обратиться за помощью к нашему епископу, владыке Вадиму. Я никогда об этом публично не говорил, но тогда вокруг Иркутска был организован облет с иконой, совершена служба. И территория была освящена. Больше таких происшествий в Иркутске не было… Дай бог, и не будет… – Но опасность осталась – аэропорт-то все так же на старом месте, в черте города. Поднимался ли вопрос о его переносе в вашу бытность мэром? – Вопрос о его переносе поднимался, по-моему, при всех мэрах. Еще в 1995–1996 годах были получены отрицательные заключения по выносу аэропорта. Рассматривали две площадки – в районе д. Позднякова и Ключевой, перед Ангарском. Обе по разным причинам отвергли. Последнее отрицательное заключение датировано 2010 годом, и дальше этой темой никто не занимался. Сейчас, насколько я знаю, губернатор Игорь Иванович Кобзев, вновь взялся за нее. Возможно, будут возвращаться к площадке в Поздняковой. Но надо понимать, что это очень сложная задача, и она не в компетенции города. Даже в начале нулевых годов стоимость аэропорта (без учета переноса имеющихся сооружений и организаций) составляла порядка 50 миллиардов рублей. Можно только представить, сколько это будет сейчас! Ни город, ни область без федеральных средств это не потянет… 130-й квартал и голубая мечта мэра Якубовского– При разговоре с вашим предшественником, Борисом Александровичем Говориным, мы выяснили, что помимо всего прочего его самым, скажем так, душевным объектом, долгом перед ветеранами Иркутска стала вторая очередь строительства у Вечного огня. Знаю, что вашей «голубой мечтой» было возведение новой, по сути, набережной Ангары. Почему это не состоялось? – В 2006–2007 годах мы уже начали собирать деньги на этот проект, но отпущенного мне срока на осуществление задуманного не хватило. Мы планировали к юбилею города перестроить набережную Ангары вдоль бульвара Гагарина в двух уровнях. Между ними хотели расположить все торговые точки, что сейчас хаотично размещаются в зоне прогулок. Проектные проработки, на мой взгляд, был великолепны! Но в 2009 году, как вы знаете, в руководстве и области, и города, да и в моей судьбе, произошли изменения. С новым руководством появились и другие проекты. – Из других проектов нового руководства вы имеете в виду 130-й квартал? – Не только. Небольшой участок набережной из того проекта удалось, благодаря Дмитрию Федоровичу Мезенцеву, все же реализовать к 350-летнему юбилею города. Это там, где Нижняя набережная. Вообще, нужно сказать, что Мезенцев много сделал для нашего Иркутска. Помню, мы искали с ним участок для такого грандиозного проекта, как 130-й квартал, – у него была задумка собрать в одном месте архитектурные памятники. А на этом месте, в самом центре города, – сплошная разруха. Впоследствии вся эта территория была очищена, произведено отселение людей. И все делалось без участия городского бюджета – на средства дольщиков строительства. И когда я был уже в Совете Федерации, Дмитрий Федорович попросил меня принять участие в проекте 130-го квартала. – В качестве сенатора? – В качестве прораба! С апреля по октябрь 2011 года я более полугода безвылазно, без выходных, провел на этом объекте. Зато к своему 350-летнему юбилею Иркутск получил такое прекрасное и популярное у горожан место… – Зачем вы тогда согласились уйти в Совет Федерации? Свою голубую мечту с новой набережной не осуществили, вам так или иначе все же пришлось работать над юбилейными проектами Иркутска… – Было принято такое решение. – Принято на самом верху? Понятно! Значит, член уже большой команды – он подневольный человек? – Скажу одно: в этих условиях ты не всегда можешь самостоятельно принимать такие решения. Они принимаются уже совсем на других уровнях. Но были от этого и плюсы: появлялась возможность привлечь федеральные деньги для всей области, для того же Иркутска к его юбилею… Больницы, школы, дворцы, мосты и фонтаны...– Что еще в вашу бытность мэром удалось построить в Иркутске? – Да много чего! Построили поликлиники № 8 и № 6, реконструировали больницу № 10, перестроили больницу № 1 – только оборудования для нее приобрели на100 млн рублей, продолжили реконструкцию Ивано-Матрёнинской больницы – ввели там хирургический блок, реконструировали челюстно-лицевую хирургию. В каждом округе построили подстанции скорой помощи и закупили для них скорые машины, сократив тем самым время подъезда к больным вдвое. Значительно обновили городской транспорт… В системе образования провели реконструкцию школы № 17 и № 15, отремонтировали школу № 11, построили школу № 3 и № 80, открыли гимназию во Втором Иркутске, начали реконструкцию школы № 72 и проектирование школы № 23… Строили и расширяли детские сады, перенесли музей города, построили новый ЗАГС. И это далеко не все… – Впечатляет! Вызывает уважение и то, что вы со своей командой даже в трудные годы шли на риск: в 1998 году в стране дефолт, а вы взялись за постройку Дворца бракосочетания, планируете начать Академический мост, чуть позже практически перестраиваете заново две главные автомагистрали города – улицы Байкальскую и Лермонтова, активно ведете жилищное строительство, цветомузыкальные фонтаны запускаете, фонари и разную подсветку повсюду развешиваете… За счет чего? Для чего? – За счет всего возможного. О путях пополнения бюджета города мы уже говорили ранее. Заказчиком Академического моста была областная администрация. Жилье строили в основном за счет дольщиков и средств компаний. Финансирование строительства дорог шло за счет бюджета города и частично по федеральным программам… Город просто обязан развиваться. Развиваться в любое, даже самое сложное время. Если нет развития, то любая система обречена на гибель. Люди должны жить, учиться, лечиться, получать определенный перечень услуг. А власть обязана создавать все эти условия для нормальной жизни. Вы вспомните, что творилось на рубеже веков в городе?! Идешь по нему, а на окнах сплошные решетки, все двери в металле и на замках, кругом бандитские разборки, шприцы наркоманов везде. Люди же вечером боялись выходить на улицы – темно, страшно, никаких опознавательных знаков улиц и домов. Детям было нечем заняться, особенно в предместьях. Необходимо было помочь людям перебороть этот страх, ощутить себя жителем, хозяином этого города, внушить им, что другая, лучшая жизнь возможна. Вот почему мы совместно с депутатами думы запустили в Иркутске целый ряд программ: по освещению и благоустройству улиц, ремонту и строительству школ и спортзалов, по оснащению их спортинвентарем. Создавали скверы, фонтаны, проводили озеленение города, цветы высаживали, дворы обустраивали, подземные переходы строили, запускали фонтаны, освещение и подсветку, как вы говорите, развешивали. Да много еще каких программ, которые работали, меняли обстановку в городе. И ситуация была переломлена… – Это, действительно, так. Соглашусь, что к концу первого десятилетия нового века в Иркутске «жить стало лучше, жить стало веселее». Но вернемся к проблемам, в частности, к дорогам. Они и тогда были не очень? – Дороги у нас в Сибири всегда были ужасными. Не особо они отличались от нынешних и в 90-е, и в нулевые годы. Но на тот период, считаю, мы привели их в более-менее сносное состояние. Особенно улицу Лермонтова, что отстроило ОАО «Труд» Сергея Тена, и Байкальскую – фирма «Регион спецстрой» Евгения Сичкарука. Эти же магистрали до сих пор в порядке! Как строил Евгений Александрович, так пока еще никто не строит – ответственно, дотошно проверяя каждый этап. Он даже за незначительный брак выгонял нерадивых безвозвратно. А при работе с другими подрядчиками у мэрии должен быть один подход – жесточайший контроль со стороны заказчика. И штрафы, и переделка за свой счет – иначе ситуацию не исправить… Агломерация, крутой нрав иркутян и дела семейные– Город растет, расширяется и… задыхается в пробках, в нехватке территории под то же строительство. Его нужно облекать в какую-то иную форму, в новое образование. Более десяти лет назад возникла идея агломерации. И хотя все ее три предполагаемых субъекта – Иркутск, Ангарск, Шелехов – были тогда вроде «за», эта идея не реализовалась. Почему? – Идея была в том, чтобы, объединив три города в одну систему, набрать общее количество ее жителей в один миллион – создать, пусть и условно, город-миллионник. Тогда бы появилась возможность получить от центра очень серьезные преференции, на что и рассчитывало руководство области. Но даже объединив три эти территории, мы все равно не набрали бы мил-лиона жителей. А без этого был бы холостой выстрел. И ни к чему хорошему, кроме новой головной боли уже трех городов, это бы не привело. – Хм, если бы это объединение состоялось, то как бы мы все тогда назывались – иркуто-шелехо-ангарцами?! Забавно! А у нас, иркутян, своя стать. На ваш взгляд, в чем она? – Иркутяне – люди с открытым сердцем, гостеприимные, любящие свой город. И терпеливые – могут долго терпеть. Но если что-то выходит за грани разумного, ничего хорошего не жди – наш народ умеет объединяться и отстаивать свои права. Это было и с ситуацией по трубе от БЦБК в Иркут, и с защитой Байкала. Да и на выборах могли показать свой крутой нрав… – Кстати, в вопросе трубы вы были на чьей стороне? – На стороне горожан, естественно! Я избран иркутянами и просто был обязан стать на их сторону. Тем более что это совпадало и с моим внутренним убеждением. – А в вопросе выборов мэра в 2009 году? – Хм, тут ситуация не так однозначна. Задумав рокировку с переходом меня в Совет Федерации и избранием на пост Иркутска мэра Братска, Мезенцев преследовал, думаю, благие цели – и для Иркутска, и для жителей всей области. Но расчет не оправдался – наткнулся на тот самый крутой нрав иркутян. А объяснить людям, что будет хорошо, а что плохо – власти посчитали ниже своего достоинства. Вот и получили то, что получили. Это если не отбросило, то остановило развитие Иркутска на годы. Это мое личное мнение. А голосовал я уже как простой житель Иркутска, за Серебренникова, который мог бы тогда обеспечить преемственность власти и работу в единой команде на благо и области, и нашего города. – Иркутяне, получается, тогда ошиблись? – Не все, часть. В жизни так случается, что иногда и большинство, правда, из активных, бывает неправым. И время это доказало… – Ну, и напоследок наш традиционный блиц-опрос. Каким должен быть мэр? – Во-первых, избранным населением города. Это мое твердое убеждение. Во-вторых, профессиональным. Если на это место приходит неподготовленный человек, то это будет в ущерб городу, его жителям. В-третьих, доступным и открытым для горожан. Он должен встречаться с ними вживую, выслушивать, вникать в их проблемы и помогать им. Общение через сети и эфиры, конечно, тоже нужно, но это никогда не сможет заменить живого общения руководителя с людьми, которые его выбрали. – Был ли у вас пример хорошего руководителя, на чей опыт вы опирались? – Да, у меня был и есть хороший учитель – это Юрий Александрович Шкуропат, рядом с которым я шел по жизни с 1974 года, когда после института был распределён к нему в трест «Иркутскпромстрой». И так сложилось, что практически все эти годы мы работали вместе. – Семья с такой должностью мужа-отца многое недополучала? – Конечно, многое. Работа по 14-16 часов в сутки, без выходных – это, знаете ли, серьезное испытание для семьи. Но, с другой стороны, есть такое понятие, как воспитание отсутствием. Целое поколение детей войны выросли нормальными людьми в отсутствии отцов, которые защищали Родину, защищали их. И дети это знали и ценили. У меня трое детей – две дочери и сын. Все выросли хорошими, самодостаточными людьми. Еще у меня пять внучек – от 23 до двух лет. Вот такой я счастливый дедушка! – Рады за сына Александра, что он пошел по стопам отца? – Если бы по стопам отца, то пошел бы в мэры (смеется). Но он пошел в политику. Конечно, я за него рад: он нашел себя, и это главное. И я ценю его выбор. Мне нравится, что он делает, нравится, что его уважают. Он сам определяет свою жизнь. Конечно, я могу дать отцовский совет, но ни в коем случае не влияю на его решения. – Жители Иркутска трижды избирали вас мэром. Это высокое доверие. Насколько сложно и должно было оставаться у власти столько лет и отвечать ожиданиям горожан? – Это надо спросить у иркутян. Люди, очевидно, видели какие-то изменения в городе, эти изменения были им понятны и востребованы, они хотели, чтобы эти изменения продолжались. А я знал, как и за счет чего это делать. И я это делал. И, повторюсь, мне не стыдно за эти дела перед иркутянами… Фото из открытых источников и личного архива В. В. Якубовского.
|
|
|