НА КАЛЕНДАРЕ

Любила музей в себе

Елена ЗУБРИЙ, заслуженный работник культуры РФ   
03 Сентября 2023 г.

0109 20 1a

Перефразируя девиз одного из великих деятелей культуры Константина Станиславского «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве», Людмила Николаевна Снытко, заслуженный работник культуры РФ, ведущий специалист Иркутского художественного музея имени В. П. Сукачева, часто повторяла молодым музейным работникам: «Любите музей в себе, а не себя в музее». Музею она была предана бесконечно, посвятив ему свой талант исследователя, искусствоведа и педагога.

Людмила Николаевна Снытко

На рубеже 80-х годов мне довелось работать с документами уникального архива Художественного музея, испросив разрешения его директора. Обязанности директора музея на тот момент исполняла Людмила Николаевна. Так состоялась наша первая встреча – в залах русского искусства.

Навстречу мне неторопливо шла молодая, стройная, красивая женщина. Останавливаясь у некоторых полотен, она улыбалась им как старым знакомым, иногда поправляя раму картин и, как мне тогда показалось, что-то тихо говорила. Словно вела диалог с художником или с героями его творения. Пройдут годы. Вместе нам придется проработать четыре десятка лет, наполненных событиями и коренными изменениями в музейном мире, но нам всегда будет сопутствовать верность и любовь к музею, общее стремление к его процветанию и пополнению его уникальных коллекций, глубокое почтение к его созидателям и к тем, для кого он существует – нашим посетителям.

Людмила Снытко родилась в самом начале Великой Отечественной войны в августе 1941 года в городе Слюдянке у озера Байкал. Слюдянка – известный в далеком прошлом пункт добычи ценного сырья – слюды флогопит, позднее мрамора и лазурита, в конце XIX столетия превращается в крупнейший железнодорожный узел, став началом знаменитой «золотой пряжки России» – Кругобайкальской железной дороги Транссибирской магистрали.

Живописные горные массивы, покрытые густым лесом, близость Байкала, почитаемая древность края с героическим эпосом о некогда населявших эти края народах – гуннах, тюрках, монголах, бурятах, эвенках создавали богатую почву для развития романтического воображения незаурядной и творческой натуры, какой была Людмила Николаевна.

В Слюдянке она окончила школу, а в 1964 году – историко-филологический факультет Иркутского государственного университета, одного из лучших в России. Позднее, по велению времени, окончила философский факультет при Иркутском университете марксизма-ленинизма.

Работала книгоношей, преподавала литературу в иркутских школах и в 1968 году пришла работать в музей научным сотрудником, затем ученым секретарем, заведующей отделом советского искусства, русского искусства, а в связи с реорганизацией – ведущим научным сотрудником.

На протяжении более полувека (54 года) работы в музее она занималась изучением коллекции русского искусства и пропагандой изобразительного искусства в Иркутске и регионе.

Будучи увлеченным и вдумчивым исследователем, она провела многочисленные атрибуции (установление авторства, места или времени) произведений, определила ряд личностей, изображенных на портретах, среди них – государственные деятели: М. Сперанский, Н. Синельников… И, что особенно важно, дала объективную оценку иркутской русской коллекции – самой значительной в собрании музея.

Яркий пропагандист искусства, она не прерывала своего разговора со зрителем даже в периоды углубленной научной работы. Языком стационарных экспозиций и выставок продолжала рассказывать об искусстве, о своих открытиях, иногда о разработке целых тем. Отдавая дань всем формам проявления музея, она понимала экспозицию как основную, высшую форму существования музея и отдавала много времени и труда ее строительству, ее наполнению, будучи глубоко уверенной, что без экспозиции музей мертв. Она «писала» ее, как писала свои книги, доступно и понятно, используя язык изобразительного искусства. Она не признавала небрежные, скорые выставки, наносящие только вред делу просветительства и зачастую не востребованные посетителями. Все отрабатывалось заранее – концепция, экспозиционное планирование, оборудование, отбор экспонатов, реставрация, каталог, сопроводительные тексты, афиша и т. д. Работая в составе творческих групп, она щепетильно относилась к труду своих коллег – хранителей, реставраторов, научных сотрудников, экспертов, дизайнеров… Их имена вводились в издания и аннотации к выставкам, как и слова благодарности.

0109 20 2

Представляя русскую коллекцию живописи в Польше и Японии, Снытко говорила о значении и ценностях великого русского искусства, встречая живой интерес к отечественной истории и культуре. Ее выступления, наполненные знанием, умением общения и доброжелательностью, в любой аудитории приносили успех.

Бывали ли перерывы на отдых в ее творческой деятельности?

Работа в библиотеке и архиве, переписка со специалистами художественных центров страны, выступления на научных конференциях, подготовка к изданию книг и серий буклетов о художниках (И. Репин, К. Маковский, Б. Кустодиев…), статьи в газетах и журналах «Художник», «Сибирь» и «Земля Иркутская». В течение десятилетий ее голос звучал на телевидении и по радио с передачами о русском искусстве и музее. Как консультант и непосредственный участник она выступала в создании фильмов «Щедрый рыцарь» (об основателе музея В. П. Сукачеве), «Дары любви и надежды» (о коллекционерах – дарителях музея В. Вишневском, Н. Величко, Ю. Невзорове и др.) и о замечательном собирателе музейных ценностей А. Д. Фатьянове. Она жила искусством, и смена направлений деятельности, вероятно, и была своеобразной формой ее отдыха…

Вспоминается большой интерес российских специалистов к ее статье «Портрет Н. К. фон Мекка», опубликованная в центральном журнале «Художник» и получившая много откликов, даже от потомков фон Мекков. Оказалось, что Н. К. фон Мекк был женат на племяннице композитора П. И. Чайковского! Автор получила подарок от Татьяны Алексеевны – внучки Николая Карловича. Это книга о трагической судьбе фон Мекков, написанная членом этой семьи и опубликованная в Англии.

В конце 90-х годов в журнале «Земля Иркутская» было издано ее исследование о картине А. Боголюбова «Бой корабля «Флора» (ночное нападение на 44-пушечный парусный фрегат «Флора» с 5 на 6 ноября 1853 года трех турецких пароходов у берегов Пицунды в период Крымской войны) из собрания В. П. Сукачева. Значительный интерес к публикации вызвал необходимость в организации выставки большемерного полотна. Посетителей было немало, особенно детской и юношеской аудитории. Рассказы Людмилы Николаевны о мужестве, товариществе и знании дела русских моряков и молодого капитана «Флоры» Скоробогатова воспринимались эмоционально. Шумно обсуждая событие, слушатели задавали вопросы, спорили, восторженно говорили о победе русских моряков. Еще бы! Ведь это был первый в истории бой между парусным и паровыми кораблями! В итоге – блестящий пример воспитания патриотизма.

Снытко становится самым результативным автором принципиально новой издательской программы музея, которая начала реализовываться с 1990 года. В научный оборот вводился копившийся годами большой исследовательский материал различных коллекций музея: древнерусского и русского искусства XVIII–XX вв., искусства стран Востока и Западной Европы, сибирского искусства, сведения о памятниках духовной и материальной культуры, хранящихся в храмах Иркутской области, музеях Сибири и частных архивах. Это были принципиально новые издания, «выполненные на высоком художественном и полиграфическом уровне с богатым иллюстративным материалом».

Важнейшие результаты исследовательской работы Снытко – это участие в авторском коллективе альбомов-каталогов «Иркутский художественный музей имени В. П. Сукачева» (1993 и 2005 гг.) c наиболее крупными разделами по русской живописи и графики и «Русское искусство XV–XX вв.». А в 1994 году она становится автором первого и до сих пор непревзойденного альбома-каталога «Сибирский портрет XVIII – начала XX века», посвященного памяти Владимира Платоновича Сукачева, видного общественного деятеля Сибири, мецената, создателя картинной галереи в Иркутске и активно поддержанного иркутской городской администрацией.

Речь идет об интересном и крупном явлении национальной культуры – русском провинциальном искусстве, без которого общая картина развития отечественного искусства была бы далеко не полной. В альбом вошли портреты самой большой иркутской коллекции, а также из собраний музеев Красноярска, Кяхты, Новосибирска, Томска, Тюмени и Читы. Изданный в Санкт-Петербурге в издательстве «АРС» в серии «Художественные сокровища России», альбом-каталог получил высокую оценку искусствоведов и ученых как научный труд и как акт патриотизма. Результатом значительной научной работы Снытко стала одноименная выставка сибирского портрета в памятнике архитектуры XVIII столетия – Соборе Богоявления. Позднее – создание в структуре музея отдела Сибирского искусства. Успех был значителен настолько, что музею был преподнесен щедрый дар Иркутской епархии – портреты иркутских епископов и архиепископов XX столетия: епископов Вениамина Багрянского и Михаила (Миткевича), архиепископов Тихона, Иннокентия II, Михаила II и Парфения.

Людмила Николаевна выступила блестящим автором и составителем историко-художественного издания «Дом Романовых в Иркутске», посвященного 400-летнему юбилею воцарения династии Романовых, их правлению, оставившему яркие страницы в истории Иркутска. Альбом-каталог создан в соавторстве с заслуженным работником культуры РФ С. Е. Шемякиной и содержит результаты исследовательской и выставочной работы, которая проходила в период подготовки к юбилейной выставке 2013 года. В альбом вошла лучшая часть ценного и богатейшего собрания «Иркутского художественного»: около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, памятники архива и библиотеки, связанных с домом Романовых. На выставке и в издании впервые были представлены многие портреты членов семьи Романовых, портреты духовных лиц и государственных деятелей разных лет, служивших в «Сибирском Петербурге» – Иркутске, портреты иркутян, проявивших себя в романовское время, а также скульптура и архитектура Иркутска тех времен. В статье к каталогу она напишет:

«Одним из действенных средств патриотического воспитания всегда остается русское искусство, которое более чем в какой-либо другой стране обращалось к национальной тематике, прошлому великой и малой Родины, отображая исторический процесс в памятниках культуры, в том числе в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, в архитектуре. Оно помогает нашим соотечественникам ощутить себя гражданами великой страны с богатой историей и культурой».

Своими учителями Людмила Николаевна Снытко считала Алексея Дементьевича Фатьянова и Лидию Григорьевну Пуховскую – «ярких представителей российской культуры, талантливых искусствоведов, патриотов-интеллигентов, несших искусство в народ с глубокой верой в его «выпрямляющую» силу». В своей научной и пропагандистской деятельности она осталась верна тем ценностям, которым служили они – культурному наследию России, традициям русского искусства. Благодаря подвижнической деятельности Фатьянова в музее была сформирована одна из лучших в стране коллекций русского и советского искусства, а Пуховская сумела достойно ее исследовать и пропагандировать.

Одна из учениц Людмилы Николаевны, талантливый искусствовед, ныне директор Осинской детской школы искусств Юлия Николаевна Башинова, относя ее к золотой плеяде «музейщиков-фатьяновцев», пишет о ней как о знатоке русского искусства и одного из лучших экспертов сибирского портрета XVIII – начала XX века: «В ее каталогах и монографиях ощущается великолепное чувство стиля, времени и изобразительного языка произведений».

Снытко была не только талантливым исследователем и пропагандистом, но и педагогом, человеком большой эрудиции и широкого кругозора. Педагогической деятельности она отдала многие годы своей трудовой биографии, из них 15 лет – успешного сотрудничества с железнодорожным лицеем № 4. Проведение в музее научных конференций со школьниками по вопросам краеведения и изобразительного искусства, сдачу экзаменов по мировой художественной культуре школьников выпускных классов, она аргументировала необходимостью подготовки всесторонне образованных людей, призванных защищать культурные ценности, созданные человечеством.

В 2002–2003 годах совместно с народными художниками, академиками А. И. Алексеевым и Б. Т. Бычковым Людмила Николаевна инициировала идею создания к 245-летию Петербургской академии художеств выставки «Российские академики XVIII–XX вв. в собрании Иркутского художественного музея имени В. П. Сукачева» и одноименного альбома-каталога, автором которых она и выступила. Получилась крупнейшая в истории музея, замечательная и необыкновенно содержательная экспозиция, занявшая 12 залов. Многие работы после реставрации их в мастерской музея были показаны впервые.

Благодаря литературному дарованию и таланту исследователя, при поддержке министерства культуры Иркутской области, каталог данной выставки представлял собою великолепное художественно-историческое издание, объединившее 267 академиков-живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства и интересный материал о Российской академии художеств как лучшей профессиональной школы и центра изобразительного искусства России на протяжении почти двух с половиной веков. Академию, прошедшую сложный путь развития и к концу XVIII столетия завоевавшую высокий авторитет в своем отечестве и в зарубежье. Посвященный автором «неутомимому собирателю, исследователю и популяризатору иркутской коллекции, заслуженному работнику культуры России, почетному гражданину Иркутска» Алексею Дементьевичу Фатьянову, труд Людмилы Николаевны был высоко оценен Российской академией художеств, и она была награждена медалью академии (редчайший случай награждения не художника, а искусствоведа!), а также премией губернатора Иркутской области. Позднее дипломом и кубком «Лучший музейщик 2002 года».

Для Снытко любой успех был стимулом к дальнейшей творческой работе. Остановки, даже временные, не являлись образом ее жизни. Накопленный исследовательский материал и приближающийся 160-летний юбилей В. П. Сукачева, желание представить полный каталог собрания создателя первой художественной галереи за Уралом вызвали к жизни научно-популярное издание «Завещано потомкам». Проект был осуществлен при поддержке Благотворительного фонда «Иркутский меценат», организованного при музее в 2007 году в целях содействия развитию музея и поддержке его культурных, научных и просветительских инициатив. Статьи Снытко и профессора Иркутского университета Б. С. Шостаковича, обширный иллюстративный материал произведений коллекции галереи делают издание доступным всем любителям истории и искусства. Созвучны целям книги слова председателя попечительского совета фонда: «Добрые дела мецената и просветителя воспринимаются как завещание потомкам беречь нравственную связь поколений, поддерживать искусство и культуру. Наш долг – следовать этому завету».

Основным трудом, итогом, творческой биографии Снытко стал коллективный фундаментальный научный альбом-каталог «Русское искусство XVIII – начала XX века. Живопись, скульптура, графика. Декоративно-прикладное искусство из собрания Иркутского художественного музея имени В. П. Сукачева». Причем первая его часть (живопись, скульптура, графика), наиболее обширная, принадлежит авторству и составительству Снытко. К работе с ним она возвращалась до последних дней своей жизни и успела переслать уже готовый альбом к печати в музей.

Каталог самой многочисленной и лучшей русской коллекции музея является настоящей энциклопедией, уникальным сводом знаний о ней. Уже сегодня он представляет собою мощную источниковедческую базу, необходимую для работы музея и широкого круга специалистов-исследователей. Издание каталога имеет огромное значение и как одна из форм сохранения культурного достояния. Собственно, сам научный каталог есть проявление уровня культурной политики, патриотических чувств в отношении русского культурного наследия, в целом отечественной истории. Особую ценность ему придает ввод исчерпывающего материала о каждом произведении и значительный репродукционный материал – более 1300 фотографий. На протяжении многих лет исследований он был апробирован практикой музея в форме выставок, частичных публикаций и многочисленных консультаций со специалистами художественных центров страны.

Подготовленный к печати за счет гранта президента Российской Федерации каталог на сегодняшний день, к сожалению, еще не напечатан, хотя необходимость в нем растет, как и желание сохранить имена его создателей.

В прошлом году Людмила Николаевна ушла из жизни. Ушел интересный и благородный человек, яркий представитель российской интеллигенции, талантливый исследователь, искусствовед и педагог. Остались ее книги, сохраненный опыт в ее учениках и память о бескорыстной преданности русскому искусству, которое стало ее выбором, ее историей протяженностью в жизнь.

  • Расскажите об этом своим друзьям!