Лев исторической науки |
Татьяна ЯСНИКОВА |
18 Сентября 2024 г. |
История и предание: в чем единство и в чем различие? Историей может называться сам процесс движения человеческого общества во времени и пространстве, а также наука. Предание отражает процессы и сходится с наукой. Отдаленные события – это всегда область предания, которому ту или иную окраску придает наука, встраивая их в господствующие исторические схемы. В таком случае отцом науки истории верней будет назвать не Геродота, а Платона, который безоговорочно верил в существование и гибель Атлантиды, опираясь на записи своего прадеда. Атлантиду ищут энтузиасты из многих стран, написано более сотни книг. Рядом с этим покажется: а насколько проще изучать сегодняшний день! Ан нет. Современность – это такой многоцветный феникс, что попробуй ухвати! Историческое время выложено на схематической шкале, но чем оно является доподлинно? Не эфирный вихрь ли это, который движется, ежесекундно изменяя нас? Тогда его путь – это круг, и ежедневно вихрь времени возвращается, воздействуя снова и снова. И только памятники стоят неизменно. И есть у нас в Иркутске историограф Александр Маджаров, доктор исторических наук и университетский профессор. На жизненном и научном пути ему повстречался собственный немалый юбилей, время подведения итогов, из которых проглядывает неизменность пути и зов прекрасного. Александр Станиславович – «философствующий историк». В истории России, религии, культуры, предметов которые он преподает, его всегда интересовал человек и смысл его жизни. Александр Маджаров – личность многограннейшая, поскольку сумел развить в себе не только рациональные качества ученого-теоретика и преподавателя, но и иррациональные творческой личности. Стоит при этом взглянуть на фотографии его родителей, как очень многое становится понятным. В облике отца Станислава Михайловича, уроженца города на Южном Буге, читается уверенность и твердость организованной личности. Мама Маргарита Николаевна, коренная иркутянка, – сама романтика и высокая взволнованность лучшим, что есть среди людей. Александр Станиславович Маджаров родился 9 августа (Лев) 1949 года в Целинограде, теперь это столица Казахстана Астана. Отец – военный летчик, фронтовик, часто менял места службы, как это и полагается военным. Сын сменил пять школ в разных регионах страны и школьный аттестат зрелости получил в 1966 году. – После школы я поступал в Иркутский политехнический институт на технологию нефти и газа, но не поступил, и, вспомнив слова учителей о моей склонности к гуманитарным наукам, отправился на исторический факультет ИГУ. Поначалу особенно не напрягался, но после того, как на втором курсе моя работа неожиданно победила во всероссийском конкурсе студенческих научных работ, взялся за дело, и пошло-поехало. Выпускной диплом А. С. Маджарова касался истории Нерчинской каторги, после чего местные историки попадают в разряд краеведов. Однако высокий полет отца передался сыну: выпускник был рекомендован для прохождения стажировки и обучения в аспирантуре Ленинградского госуниверситета, защитил кандидатскую диссертацию «Мемуары большевиков как исторический источник». Его бывший студент, впоследствии декан истфака ИГУ Юрий Зуляр вспоминает: «А. С. Маджаров был внутренне строг и целеустремлен. Он жил в науке, в великих историках, а главное старался преподавать нам не историю как процесс или набор зарисовок, а историю как сферу исследования, точного знания и фундаментальных оснований. Он старался привнести в наши познания инструментарий исследовательского процесса, его методологию и понятие парадигмы. Это было не сложно, но ново и непривычно, порой казалось избыточным для приверженцев иркутской описательной исторической школы». На рубеже 1990-х перед историками России появились новые задачи переосмысления ее пути и тенденций человеческой деятельности. А. С. Маджарова заинтересовало развитие историко-социальной мысли и в частности, взгляды выдающегося историка России, выходца из села Анга Иркутской области Афанасия Прокопьевича Щапова. Это имя было известно Максиму Горькому, и он советовал одному начинающему историку: «Будете учиться – не занимайтесь только теорией, но старайтесь вооружить себя и фактами, то есть знакомьтесь с сырым материалом. Имею в виду главным образом «Историю России» – и не Ключевского, не Покровского, а чисто фактическую Соловьева... А рядом с Соловьевым хорошо прочитать Щапова – интересно и полезно. Он вам и соловьевский патриотизм ограничит, и введет вас в недра духовного обихода нашей «массы», покажет вам, почему мы так пассивны и судорожны, неустойчивы и пессимистичны». В 1989 году Александр Маджаров стал докторантом кафедры историографии и источниковедения Московского госуниверситета. А его научным консультантом – заведующий кафедрой, крупный ученый-методолог и источниковед академик Иван Дмитриевич Ковальченко. Ученицей, а затем коллегой и соавтором академика была (а ныне является профессором МГУ) Наталья Борисовна Селунская. Читатели газеты знают, насколько популярным в наше время является жанр мемуарной литературы, многие пишут или написали воспоминания сами. Кто-то для своих потомков, кто-то в более широком контексте. Вот что говорит Н. Б. Селунская о направлении поисков коллеги: «Устойчивый интерес А. С. Маджарова к истории исторической науки в жанре биографического историографического исследования сделали его творчество весьма актуальным и в контексте современных тенденций развития исторической науки. Я имею в виду тот факт, что историческим сообществом сегодня признается биография одним из самых популярных жанров исторических сочинений на протяжении многих столетий, который продолжает удерживать лидирующие позиции в современной историографии под разными именами: «новой биографической истории», «истории через личность», «персональной истории». Личный опыт, переживания, самооценка, осознание места личности в обществе и историческом процессе, отраженные в дневниках, письмах, мемуарах, свидетельства очевидцев становятся интересны исторической науке. А сам ученый становится субъектом, он не может не откликаться своим сочувствием, переживанием, пониманием, включаясь в мысленный диалог с предметом исследования. В 1992 году в Иркутске А. С. Маджаров выпускает первую книгу о великом земляке – «Афанасий Щапов». Докторскую диссертацию защищает в году следующем, становясь звездой иркутского научного сообщества, восходящей над зыбучим океаном истории. Первые Щаповские чтения, поддержанные Комитетом по культуре администрации Иркутской области, состоялись в марте 1996 года в дни 120-летия со дня смерти ученого и общественного деятеля, прошли в областном государственном архиве. В них, в частности, принял участие поэт Марк Сергеев. Ранее иркутяне назвали улицу в честь историка-сибиряка, установили памятник на его могиле. В 2001 году на здании профессионального лицея № 46, где прежде находилась Иркутская духовная семинария, в которой учился А. П. Щапов, усилиями, направляемыми А. С. Маджаровым, при поддержке мэрии города была открыта мемориальная доска в его честь. Щаповские чтения приобретают всероссийский масштаб, становятся толчком для развития сибирской историко-философской мысли. В 2002 году вторые Щаповские чтения «Человек и природа в истории России XVII–XXI вв.» прозвучали достаточно громко. Ученые обсудили проблему, в свое время подмеченную А. П. Щаповым: сравнительно малое количество населения не соответствует огромной территории государства. Названная «физико-антропологической концепцией А. П. Щапова» постановка проблемы способствовала тому, что в дальнейшем многие исторические труды стали начинаться с анализа географического фактора в истории России. В приложении к сборнику вторых чтений было издано исследование А. П. Щапова «Историко-географическое распределение русского народонаселения…». С расширением исследовательского круга проблема получила развитие в теме крайне актуальной для России в связи с ее масштабами, этнической и климатической неоднородностью: «Сословное (народное) представительство и самоуправление в России XVI – начала XXI века». «Христианское начало в культуре России XIX–XXI вв.» (2008), «Женщина в истории России XVIII–XXI вв.» (2010), «История исторической науки в России XVIII–XXI вв.» (2018) и другие созвучные времени проблемы истории России обсуждались на этих действительно всероссийских конференциях. Чтений (пока) состоялось одиннадцать: на фоне 100-летнего юбилея исторического факультета ИГУ ученые обсудили текущие проблемы науки. Параллельно со многими начинаниями А. С. Маджарова им создается и выходит в свет книга «История России в теории цивилизаций». В ней речь идет о судьбоносных вопросах существования нашей цивилизации. По мнению доктора исторических наук А. Е. Смирнова, издание «являет собой счастливый пример корректной методологической работы, заключающейся в органичном взаимном восполнении истории, философии истории и теории цивилизаций. Монография состоит из четырех глав, каждая из которых раскрывает особый духовный срез русской истории. Книга служит важным напоминанием о то, что подлинная история всегда жива, что история должна рассказываться, что история в ее духовном измерении есть предание». И далее: «Понятие «предания», играющее важную роль в концепции Н. А. Бердяева, является крайне важным и для А. С. Маджарова: «В предании историк имеет дело не только с внешним фактом, который преимущественно интересует традиционную критику, объективную науку, а с внутренним импульсом, с внутренней ценностью, с намеком, символикой внутренней жизни». За годы работы Александр Станиславович подготовил как профессор и научный руководитель сотни специалистов, в том числе хорошо известных в Иркутске. Его преподавательский стиль находит признание у студентов, которые откровенно признавались, что его пары они «никогда не просыпают». «Этот человек всей душой предан своему делу, – говорят они. – Он искренне любит историю нашей страны, что очень важно. Стараясь вложить в наши головы знания и помочь разобраться в прошлом, он не забывал объяснить, что историю нельзя рассматривать строго формально. Ведь наши предки жили, чувствовали и мечтали, как и мы. Он профессор, в котором мудрость сочетается с юмором, глубокие познания – с искренностью и открытостью, опыт прожитых лет – с неиссякаемой энергией». Александр Станиславович – член Союза журналистов России, член Союза писателей России, пишет стихи и рассказы. Большим успехом пользовались его передачи на Иркутском городском радио «Мелодии моей души» о певцах и композиторах, о музыкальной культуре страны и мира и два тиража книги «Мелодии моей души» (2012, 2019). Запомнились и выставки его инсталляций: «Былинка на скале» (1999), «Серебряные дребезги души» (2009) и «Автографы Байкала» (2007). Быть лириком и художником ему помогает общение с Байкалом, возможность созерцания великой сибирской природы. Личность Александр Станиславович – ренессансная. Ученый, поэт, музыкант и художник. Времени не хватит, чтобы во всем проявиться последовательно и одинаково, но, безусловно, одно качество подпитывает другое и так, в восходящей последовательности. Он немало написал песен как авторских, так и на стихи иркутских поэтов и исполняет их под гитару. Еще одно его ренессансно-природное качество – тембр голоса. Остальные качества тоже природные, неслучайно профессор возглавляет такое движение, как «Байкализм», занимаясь сбором артефактов, что выносит байкальская волна, и оформляя находки в загадочные инсталляции. И – какой поэт без любви? В тиши рассветной прозвучали Твои негромкие шаги, Среди тревоги и печали Передо мной явилась ты… Это и Пушкин, но как уместно, легко и воздушно, в согласии с классикой, вторит ему профессор! К нынешнему юбилею у него выходит альбом инсталляций – образец первозданно-сибирской эстетики. Сегодня Александр Станиславович профессор Байкальского государственного университета и, как всегда, встречает новый учебный год за кафедрой в студенческой аудитории.
Тэги: |
|
|