НА КАЛЕНДАРЕ

Когда же эти наколымятся

И. Н. АКСЁНОВ, пенсионер, ветеран труда   
27 Августа 2021 г.

20 2a

Преуспевание бесчестных есть несчастие всех остальных.

Преуспевание бесчестных есть несчастие всех остальных.

Чуть ли не с детства слышал и знал, что подразумевает слово колымить. Так в своё время и сам, будучи уже ведущим специалистом в НИИ, использовал свой отпуск за два года, чтобы «заколымить» в колхозе «Знамя Ленина» на строительстве сельхозобъектов, за которые нам хорошо заплатили.

Много лет функционировала в Иркутске страховая компания «Колымская», занимающаяся в том числе обеспечением исполнения ритуальных услуг своим клиентам. Не задавался вопросом, где «место рождения» этой компании, но предполагал, что у человека, давшего это название компании, с чувством самоиронии и юмора всё в порядке.

По жизни большинство из моего поколения соприкоснулись с организационными мероприятиями, связанными с неожиданной смертью родных и непредвиденными в этом случае финансовыми затратами.

Так, мой двоюродный брат ещё при жизни заказал себе надгробный камень, который хранил в гараже. Другие заранее заключают страховые договоры на случай смерти, чтобы снять бремя затрат с близких.

Никакими договорами сам с этой компанией не был связан, а пришлось начать взаимодействовать, когда потребовалась помощь моей 86-летней тёте Марии Иннокентьевне Гребцовой, инвалиду 2-й группы. Познакомился со всеми её документами и узнал, что она застрахована на случай смерти в «Колымской» с 2007 года. Сумма по договору ею была полностью выплачена в 2008 году. И всё же я посетил офис компании и удостоверился в этом.

Считаю уместным дополнить сведениями из её биографии. Давно она живёт без мужа и сына, а её единственный внук живёт отдельно и сам пока ещё не может определиться в жизни, хотя ему уже за тридцать. Моя тётя последняя из девяти детей семьи Аксёновых, проживших тяжёлую, но достойную жизнь. Последний брат Василий умер в возрасте 89 лет 30 июня этого года. Дети священнослужителя – они все и в том числе их мать пострадали от тех репрессий против православной церкви. В частности, их отца Аксёнова Иннокентия Николаевича держали в заключении с 1925 по 1928 год на Соловецких островах, а в 37-м году, когда маленькой Марии было всего три года, снова арестовали в Омске и убили. Запомнила Маша последние его слова при аресте, главными из которых было «бедняжка». Люди с опытом подсказали бабушке, чтобы она с детьми срочно уезжала, так как в покое их не оставят, и это наверняка спасло их. Вернулась бабушка Валентина Павловна с тремя малыми детьми в Иркутск, где заботу о них взяли мой, тогда 27-летний, папа Николай и 19-летний его брат Иннокентий. Жили они в заводском общежитии под названием «Дом комсомола», где и смогли разместить в одной из комнат бабушку с детьми добросердечные люди.

В 1946 году бабушке вручили, а вернее всучили, медаль «Материнская слава», а ещё через десяток лет и дедушка был дважды реабилитирован. Сегодня с его фотографией и библиографическими данными можно познакомиться в одной из музейных комнат «знаменитой» тюрьмы в Рабочем.

Узнав из прессы о реорганизации компании, я записался на приём и со всеми документами пришёл в назначенное время. У входа в офис компании на Карла Либкнехта, 245 было уже более двух десятков человек различного возраста, но в основном преклонного.

Приняла меня женщина и объяснила варианты взаимодействия, из чего я понял, что при расторжении договора перечисляется на счёт в банке 40 % от договорной суммы, а при переоформлении договора необходимо начать дополнительную оплату. На мой довод, заключающийся в том, что если бы тетя в 2008 году сумму по договору положила на срочный вклад в банк, то сейчас эта сумма увеличилась бы более чем в два с половиной раза, сотрудница отпарировала своеобразно: «Если ваша тётя умрёт до 20 августа, то компания выполнит условия в соответствии с существующим договором».

Как часто мы в жизни получаем вот такие юридически бесспорные, но циничные ответы и действия со стороны тех, кому мы доверились, порой в результате ставя себя в безвыходное положение.

Согласовав с тётей вопрос о расторжении договора, я 30 июля передал её заявление этой же сотруднице, мимоходом с иронией сообщив, что тётя не готова умирать до 20 августа. 14 августа я убедился, что обозначенная сумма 40 % от договорной на счёт моей тети перечислена, но это не решило главный вопрос: «Почему из-за проблем страховой компании должны расплачиваться клиенты?». Да, мы, все близкие, искренне желаем жить тёте до ста лет, видя её жизнелюбие, но каждый из нас хочет и не может заглянуть в «завтрашний день», а к Ванге уже не обратишься. Что предложить мне своей тёте в этом случае, чтобы я был уверен в безошибочности своего совета?

Так, в лихие 90-е, став директором ООО «Эстом», по согласованию с другими учредителями, стал клиентом Русско-Азиатского банка, и в надёжности банка тогда не сомневались. На этот период меня сложились по ходу долговременного сотрудничества доверительные отношения с руководителями профильных предприятий России и были заключены договоры на поставку продукции этих заводов на реализацию. «Эстом» розничной торговлей не занимался и оптом передавал в торговую сеть Иркутска, Ангарска, Шелехова эту продукцию на реализацию. Все поступающие от реализации финансы оперативно перечислялись поставщикам, пока от них не пришло известие, что платежи им не поступают. Управляющий банком на моё заявление ответил, что платежи, как он выразился, находятся на РКЦ, а вернуть мне могут частично до 30 % и то в виде товаров: муки, батарей отопления и т. п., и в результате я остался на руках со своими платёжками. Пытался договориться с поставщиками на отсрочку платежей и продолжение новых поставок. Банк я поменял и возобновил платежи по мере реализации. Прибывшие сотрудники безопасности одного из предприятий проверили финансовую документацию и убедились в моей непричастности в задержке платежей. Всё же деятельность «Эстома» была приостановлена, счёт в банке был арестован налоговыми службами со стороны поставщиков.

В результате под угрозой стало уже отлаженное взаимодействие с предприятиями России, торговыми организациями и возможность работать сотрудникам и получать зарплату. В тот период я вышел из этой затруднительной ситуации, но почему за ошибки, а может, по существу мошенничества должны рассчитываться люди, на которых нет даже доли вины?

Сколько тогда пострадало клиентов «Русско-Азиатского банка» и сколько сейчас пострадает клиентов компании «Колымская»? Реальные и достоверные цифры количества людей и общую сумму их ущерба мы вряд ли узнаем, но уверен, что хозяева этих компаний себя не обидели и не обидят, хотя по закону справедливости всё должно быть наоборот.

  • Расскажите об этом своим друзьям!