НА КАЛЕНДАРЕ

Глазковский мост, соединявший две страны

Беседовал А. С. Выборов   
12 Ноября 2021 г.

1211 most 

Буквально на днях первый стационарный и самый старый мост в Иркутске через Ангару, называемый ныне Глазковский, отметит свой 85-летний юбилей. 15 ноября 1936 года он был торжественно сдан в эксплуатацию и с тех пор верой и правдой служит городу и горожанам, доказав в течение многих десятилетий свою надежность и прочность.

Съезд с моста (снимок начала 30-х годов)

  • От редакции: Об этом уникальном сооружении, о нелегком времени его строительства и о людях, его строивших, за эти годы было опубликовано большое количество материалов. Но вот отдельной книги, насколько нам известно, до сих пор не издано. А жаль: это могло быть совершенно уникальное издание, ведь история строительства моста зафиксирована в хрониках и фотографиях того времени едва ли не пошагово. Особенно много снимков относится к 1934–1936 годам – они вошли в специальный альбом, подготовленный к окончанию строительства.

А недавно к нам в редакцию пришла пенсионерка Галина Ивановна Бондаренко, которая в 1974–1994 гг. работала инженером-строителем в проектном институте «Иркутскжелдорпроект» и параллельно была в 80-е годы ответственным секретарем Иркутского отделения Общества советско-польской дружбы (ОСПД). И она поведала нам интересную историю о строителе и авторе фотолетописи сооружения этого грандиозного по тем временам объекта – поляке Брониславе Францевиче Шумане и о его приезде в Иркутск спустя полвека после окончания строительства моста.

***

«Работая ответственным секретарем Иркутского отделения ОСПД, я занималась формированием делегации ветеранов войны, принимавших участие в освобождении Польши. Эта поездка в 1983 году была связана с празднованием 40-летия Войска Польского. Среди участников делегации был и Леонид Дмитриевич Шибико – бывший танкист Войска Польского.

Автор фотолетописи Ангарского моста Бронислав ранцевич Шуман в молодости (1936 год). А таким Бронислав Францевич предстал перед иркутянами спустя полвека – в 1986 году

Автор фотолетописи Ангарского моста Бронислав ранцевич Шуман в молодости (1936 год). А таким Бронислав Францевич предстал перед иркутянами спустя полвека – в 1986 году

Во время этой поездки в Польшу он и встретил там поляка Бронислава Шумана, который прошел фронтовые дороги в составе 1-го Белорусского фронта и 1-й армии Войска Польского от города Ленино до Берлина. Эта встреча оказалась знаменательной, ведь судьба Б. Ф. Шумана была тесно связана с Иркутском – он был строителем моста через Ангару.

Переписка между друзьями переросла в приглашение на празднование 300-летия присвоения Иркутску статуса города. И вот в июне 1986 года Б. Ф. Шуман вместе с супругой Геновефой Юзефовной приехали к нам.

Во время первой же встречи в Доме дружбы в ОСПД мы узнали, что Бронислав Францевич привез фотопленку, на которой запечатлена фотолетопись строительства Ангарского моста. Это было поразительно! Пленка, которую он хранил 50 лет, была отдана в «Облфото» и отпечатана.

Среди снимков выделяется общая фотография инженерно-технических работников и командного состава строительства моста. На ней можно увидеть 123 портрета, и в том числе портрет молодого 24-летнего Бронислава Шумана.

Фотомонтаж этого снимка Шуман сделал по поручению начальника строительства Николая Александровича Холина. Под всеми фотографиями автором были указаны фамилии.

Копии фотомонтажа Б. Ф. Шуман подарил тогда Обществу охраны памятников истории и культуры, горсовету, областному краеведческому музею, клубу «Висла» при областной библиотеке И. И. Молчанова-Сибирского, почетным членом которого он был избран.

Вручая комплект фотографий, Б. Шуман сопроводил свой дар словами: «Пусть это служит как символ покорения полноводной, быстрой дочери старика Байкала – красавицы Ангары и одновременно как память о коллективе строителей, инженерно-технических работников и командного состава «Мостотреста» НКПС полвека тому назад первого и единственного в те времена постоянного моста на Ангаре».

Шуман потом писал: «Мои милые адресаты были мне очень благодарны за такой неожиданный сувенир, вдобавок ко всему врученный во время празднования 300-летия присвоения Иркутску статуса города».

Конечно, самым трогательным для него моментом в этой поездке была встреча с мостом через 50 лет. По приезде в Варшаву он опубликовал свои впечатления о посещении города в польском журнале «Дружба» (№ 47, 1986 г.). «Спустя 50 лет я увидел свое детище. Прошлись мы с женой вдоль всего моста – и, скажу откровенно, на глаза навернулись слезы. Было приятно, что и я способствовал в некоторой степени тому, что был наконец-то построен мост, так необходимый и играющий важную роль в хозяйственной, культурной и общественной жизни не только Иркутска, но и целой округи. Очень меня интересовало, как сохранились отдельные элементы нашего моста, имели ли место какие-либо негативные явления в прочности бетона и целой конструкции. По этому вопросу я разговаривал с Юрием Сергеевичем Знаменским. Во время строительства моста он исполнял обязанности старшего инженера технического отдела и был автором некоторых элементов, например, подмостей – кружал, под бетонирование пролетов. В настоящее время он живет в Иркутске и находится на пенсии. Выяснилось, что исследование (после 50 лет эксплуатации!) полученных проб показало рост прочности на 100 %. Мы оба горды этими результатами, свидетельствующими о качестве материалов и в первую очередь цемента и о добросовестном отношении к выполненной работе отдельных исполнителей».

Рассказывая о строительстве моста, Шуман вспоминал, что «пережил много счастливых и вместе с тем трагических моментов. Наиболее тяжелым был момент, когда в 1932 году сильным течением Ангары сорвало колоссальный ряж со строящимся на нем кессоном. Видимо, Ангаре не очень нравилось, что люди хотят ее покорить».

После возвращения в Варшаву Б. Шуман по нашей просьбе прислал в ОСПД автобиографию.

Б. Ф. Шуман родился в Польше в 1912 году. Его отец Франтишек Шуман служил в Русской армии в Красноярске и был оружейным мастером. По окончании Первой мировой войны он остался в Красноярске, и в 1921 году ему удалось оформить приезд из Польши жены и Бронислава. Потом семья переехала в Щегловск (ныне Кемерово), где Бронислав «приобрел прекрасного друга Германа Матвеевича Райхбаума». Когда семья инженера М. Я. Райхбаума переехала в Иркутск, они пригласили Бронислава приехать к ним. Кстати, инженер горсовета М. Я. Райхбаум сыграл большую роль в организации строительства моста. По воспоминаниям Ю. С. Знаменского, «его инициатива и активность ускорили заключение договоров на проектирование работ, производство специальных операций, получение оборудования и материалов».

В Иркутске Б. Ф. Шуман окончил Восточно-Сибирский политехникум (дорожно-мостостроительное отделение) и после службы в армии был принят на работу в «Мостотрест» НКПС на строительство первого моста через Ангару.

Стройка стала для него практическим институтом, так как он осваивал несколько специальностей: сначала был в техническом отделе, потом на изыскательских работах, затем в плотницком цехе (начальник – инженер Давид Исакович Френкель), а позже в железобетонном цехе (начальник – Георгий Михайлович Дигуров).

Торжественное открытие моста состоялось 15 ноября 1936 года. На нем присутствовали делегаты III Краевого съезда Советов, Шуман вспоминал это событие как самый счастливый день в жизни. Строителей поздравляли с трудовой победой и рекордом, так как таких монолитных железобетонных мостов с большими пролетами в то время в СССР не было.

После окончания строительства Б. Ф. Шуман был переброшен «Мостотрестом» в Воскресенск на строительство моста через реку Москву. Потом он работал на постройке порта в Архангельске.

25 мая 1943 года Шуман получил повестку из военкомата, который направил его как поляка в Сельцы (под Рязанью) во вновь создаваемую Польскую дивизию пехоты имени Тадеуша Костюшко.

Боевое крещение он получил 12 октября 1943 года в битве под п. Ленино в составе 1-го Белорусского фронта.

После боев под п. Ленино принимал участие во всех операциях 1-й армии Войска Польского, закончил свой боевой путь в Берлине, на берегу Эльбы. За участие в Великой Отечественной войне был награжден польскими и советскими наградами.

После войны Шуман окончил курсы штурманов при авиационной школе в Демблине, получив звание штурмана. Служил в ВВС Войска Польского. В отставку вышел в 1967 году, затем работал в системе гражданской обороны.

В последние годы Б. Ф. Шуман занимался общественной работой в клубе поляков – бывших воинов Советской армии. За активную общественную работу в послевоенное время награжден Кавалерским крестом ордена Возрождения Польши.

1211 8 m

Мое знакомство с Брониславом Францевичем в 1986 году переросло в 15-летнюю переписку. Б. Ф. Шуман писал о жизни современной Польши, о своей работе в «Союзе борцов за свободу и демократию» – организации, объединяющей воинов двух армий. Он живо интересовался работой нашего общества, делами клуба «Висла». К сожалению, последняя весточка от него пришла в 2001 году, ему было 89 лет.

Возвращаясь к воспоминаниям Б. Ф. Шумана, процитирую его: «Не нахожу слов, чтобы описать глубокое волнение и воспоминание о далеких годах, когда глядел на Ангарский мост, а потом шел по нему, казалось, что видел это во сне, что это сказка. Прежде не мог даже думать о том, что пройдусь по мосту, в строительство которого полвека тому назад были вложены и мои усилия строителя. Далекий Иркутск, где учился, работал, служил в армии, стал очень близким моему сердцу».

В Иркутске, где прошлое так сильно переплетается с настоящим, нет недостатка в польских следах. По словам Шумана, в строительстве моста принимали участие 12 поляков. Поистине мост соединил не только берега быстрой Ангары, но Иркутск и Варшаву, две наших тогдашних страны».

  • От редакции: Жаль, что к 85-летнему юбилею первого моста нашего города Музей истории Иркутска имени Сибирякова не успел подготовить экспозицию об этом историческом событии. Но будем надеяться, что иркутяне еще увидят ту знаменитую фотолетопись Б. Ф. Шумана о возведении в нашем Иркутске этого уникального сооружения, носящем ныне название Глазковский мост…

  • Расскажите об этом своим друзьям!