НА КАЛЕНДАРЕ

«Его творчество будет жить!»

Подготовила Оксана ЗАПОЛЬСКАЯ, журналист   
18 Марта 2022 г.

batalin 

Недавно в Гуманитарном центре – библиотеке имении семьи Полевых прошел вечер памяти иркутского журналиста, представителя легендарной иркутской «центропрессы» эпохи перестройки, драматурга Александра Баталина. В эти дни ему исполнилось бы 75 лет. Два года назад журналиста не стало.

Всегда вместе – супруги Баталины в 80-е годы. Сын Александра и Ольги Баталиных – Антон

Немногословный, сдержанный, молчаливый… Он много успел сделать. Друзья, коллеги, близкие вспоминали, насколько разносторонним был Александр Григорьевич. Для меня, например, он в первую очередь был известным киноведом. В середине 80-х и в иркутском инязе на факультете общественных профессий журналистику у нас преподавала Ольга Баталина, тогда заведующая отделом учащейся молодежи газеты «Советская молодежь». И с ней рядом всегда был интеллигентный мужчина с «чеховской» бородкой – Александр Баталин – наши «закованные фильмой» однокурсники изучали киноведение под его руководством, тогда он вел популярную программу «Киногоризонт» на областном телевидении. Баталины и здесь были рядом, и, если у Александра Григорьевича занятия заканчивались раньше, он приходил к нам. А Ольга Леонидовна студентов не поучала, она просто рассказывала о своей работе, давала нам задания, забирала листки с нашими опусами. Она же стала «крестной» и моей дебютной публикации, за которой последовали и другие материалы. Однажды, где-то в 1982 году, она нас вдохновила: принесла как секретарь «первички» пачку новеньких красных удостоверений – членских билетов Союза журналистов СССР. Запомнилось фото улыбающегося симпатичного молодого человека – «Анатолий Выборов», прочли мы и запомнили. Потом из «Молодежки» Ольга Леонидовна ушла в «Восточно-Сибирскую правду». Уже позже были в ее творческих исканиях и работа собкором «Учительской газеты», «Российской газеты», создание собственного информационного агентства «Сибтранспресс», газета «Честное слово» и даже работа завлитом Иркутского областного театра юного зрителя. Последнее удивило многих, но только не тех, кто был хорошо знаком с Баталиными. «Да, это я устроил Ольгу Леонидовну в ТЮЗ, ведь театр был в моей жизни всегда, еще со студенчества. И моя работа ни в Агентстве печати «Новости» (потом переименованное в РИА «Новости», он и там трудился), ни в «Сибтранспрессе» этому не мешали», – подтвердит спустя десятилетия накануне премьеры своей пьесы «В квадрате чувств» Александр Баталин.

«Когда я работал в отделе науки, школы и искусства «Восточно-Сибирской правды», заведующая Идея Алексеевна Дубовцева однажды сказала: «Вот к нам просится на работу студент Александр Баталин, он увлекается театром». Тогда я это имя и запомнил, – вспоминает Владимир Ходий. – А познакомились мы с ним и с его женой Ольгой в 1971 году, когда отмечалось десятилетие отделения журналистики ИГУ. Саша публиковал в основном интервью и рецензии на театральные темы. Потом стали появляться его рецензии и на кинофильмы для «Восточно-Сибирской правды» и «Советской молодежи». Саша рос мощно и примерно к середине 70-х годов возглавил редакцию иркутского телевидения. Он шел ровным, себе преданным путем. Но вскоре тематику своих публикаций сменил, став собственным корреспондентом газеты «Наука в Сибири». Мы с ним профессионально контактировали, я работал уже в ТАСС, мне нужна была информация о работе Иркутского научного центра СО РАН, и Александр со мной ими делился. А потом и сам стал работать в крупном информационном агентстве – АПН, Агентстве печати «Новости». Уйдя на пенсию, он стал писать пьесы, и это замечательно, это продлило его жизнь!»

«Название сегодняшнего вечера мы выбрали не случайно – «Работать и любить, сквозь годы мчась». С этим связана одна история, рассказал на вечере памяти отца сын Баталиных Антон. – У Маяковского есть строки: «жить и жить, сквозь годы мчась». Отец работал большую часть своей карьеры собкором РИА «Новости». Работал дома, как многие сейчас – это называется «удаленка». Так как офис агентства был в столице, он жил по «московскому» времени. И мог в любое время поспать, чтобы восстановить силы. Тогда он и переиначил Маяковского: «спать и спать, сквозь годы мчась». Такая вот была семейная шутка! На самом деле он очень много работал, как много времени посвящал и семье. И оставил достойное наследство, что-то людям рассказал, что-то открывал как информационщик. Отец для меня был другом, примером для подражания, наставником, вместе с мамой, конечно, – подытожил Антон Александрович. – Невозможно было не стать журналистом в такой семье, хотя я потом немножко трансформировался, пошел в сторону пиара, маркетинга, политтехнологий. Спустя два года после ухода мамы отец написал пьесу, ее не получилось поставить, затем из-под пера вышла еще одна, «В квадрате чувств», и спектакль был тепло встречен. И это было важно, этим отец жил. Наверное, его пьесы нужно издать, а может быть, поставить. Он оставил после себя хорошее наследство».

«Мы познакомились еще в 80-х, Александр Баталин часто приходил ко мне в театр, мы разговаривали, спорили, обменивались мнениями, – вспоминал на вечере режиссер Владимир Дрожжин. – Он интересовался сценой, идеями театра. С годами связи не теряли. В 2017 году он мне сказал, что написал пьесу и предложил прочесть. «Если тебе она понравится, я хотел бы, чтобы ты ее поставил», – сказал он. Я как пришел домой, прочитал, ему позвонил и сказал, что тема мне интересна, как и идеи, отраженные в пьесе. Вскоре мы встретились в кабинете директора Иркутского академического драматического театра имени Н. Охлопкова, оформили договор, набрали группу, и буквально через неделю началась работа. Тогда и у Александра Григорьевича, и у меня был творческий подъем. Работали интересно, он был на каждой репетиции. И артисты говорили, что лучше работается, когда автор присутствует и ему интересно. Можно было уточнять у драматурга по действию, по тексту. Он тоже смог сразу включиться и делать какие-то поправки и откликался на весь живой процесс. Работали мы, как-то так получилось, интенсивно и за три месяца подготовили премьеру. Она состоялась 28 ноября 2017 года. Ну, а на предпремьерном показе смотрели нас и общественность, и коллектив театра. И все говорили, что пьеса интересная, и постановка интересная. И потом спектакли шли при полных залах, при аншлаге. Он написал продолжение пьесы «В квадрате чувств» и хотел, чтобы мы с ним продолжили сотрудничество. Но видимо, было не суждено. Мне его творчество было близко и нравилось, я видел ее сценическое воплощение и хотел бы дальше работать. Мы созванивались, обговаривали, делились мнениями. Так получилось, что Александр Григорьевич ушел из нашего мира. Творчески у него был большой потенциал. Для города, для его культуры города та, первая постановка была событием. Благодарю судьбу, что меня с таким одаренным человеком свела жизнь, позволила с ним общаться и, самое главное, творчески сотрудничать. Мы вспоминаем его с теплотой и уважением, благодарны за то, что он был, есть. А его творчество будет жить и влиять на наши чувства».

  • Расскажите об этом своим друзьям!