«Его творчество будет жить!» |
Подготовила Оксана ЗАПОЛЬСКАЯ, журналист |
18 Марта 2022 г. |
Недавно в Гуманитарном центре – библиотеке имении семьи Полевых прошел вечер памяти иркутского журналиста, представителя легендарной иркутской «центропрессы» эпохи перестройки, драматурга Александра Баталина. В эти дни ему исполнилось бы 75 лет. Два года назад журналиста не стало. Немногословный, сдержанный, молчаливый… Он много успел сделать. Друзья, коллеги, близкие вспоминали, насколько разносторонним был Александр Григорьевич. Для меня, например, он в первую очередь был известным киноведом. В середине 80-х и в иркутском инязе на факультете общественных профессий журналистику у нас преподавала Ольга Баталина, тогда заведующая отделом учащейся молодежи газеты «Советская молодежь». И с ней рядом всегда был интеллигентный мужчина с «чеховской» бородкой – Александр Баталин – наши «закованные фильмой» однокурсники изучали киноведение под его руководством, тогда он вел популярную программу «Киногоризонт» на областном телевидении. Баталины и здесь были рядом, и, если у Александра Григорьевича занятия заканчивались раньше, он приходил к нам. А Ольга Леонидовна студентов не поучала, она просто рассказывала о своей работе, давала нам задания, забирала листки с нашими опусами. Она же стала «крестной» и моей дебютной публикации, за которой последовали и другие материалы. Однажды, где-то в 1982 году, она нас вдохновила: принесла как секретарь «первички» пачку новеньких красных удостоверений – членских билетов Союза журналистов СССР. Запомнилось фото улыбающегося симпатичного молодого человека – «Анатолий Выборов», прочли мы и запомнили. Потом из «Молодежки» Ольга Леонидовна ушла в «Восточно-Сибирскую правду». Уже позже были в ее творческих исканиях и работа собкором «Учительской газеты», «Российской газеты», создание собственного информационного агентства «Сибтранспресс», газета «Честное слово» и даже работа завлитом Иркутского областного театра юного зрителя. Последнее удивило многих, но только не тех, кто был хорошо знаком с Баталиными. «Да, это я устроил Ольгу Леонидовну в ТЮЗ, ведь театр был в моей жизни всегда, еще со студенчества. И моя работа ни в Агентстве печати «Новости» (потом переименованное в РИА «Новости», он и там трудился), ни в «Сибтранспрессе» этому не мешали», – подтвердит спустя десятилетия накануне премьеры своей пьесы «В квадрате чувств» Александр Баталин. «Когда я работал в отделе науки, школы и искусства «Восточно-Сибирской правды», заведующая Идея Алексеевна Дубовцева однажды сказала: «Вот к нам просится на работу студент Александр Баталин, он увлекается театром». Тогда я это имя и запомнил, – вспоминает Владимир Ходий. – А познакомились мы с ним и с его женой Ольгой в 1971 году, когда отмечалось десятилетие отделения журналистики ИГУ. Саша публиковал в основном интервью и рецензии на театральные темы. Потом стали появляться его рецензии и на кинофильмы для «Восточно-Сибирской правды» и «Советской молодежи». Саша рос мощно и примерно к середине 70-х годов возглавил редакцию иркутского телевидения. Он шел ровным, себе преданным путем. Но вскоре тематику своих публикаций сменил, став собственным корреспондентом газеты «Наука в Сибири». Мы с ним профессионально контактировали, я работал уже в ТАСС, мне нужна была информация о работе Иркутского научного центра СО РАН, и Александр со мной ими делился. А потом и сам стал работать в крупном информационном агентстве – АПН, Агентстве печати «Новости». Уйдя на пенсию, он стал писать пьесы, и это замечательно, это продлило его жизнь!» «Название сегодняшнего вечера мы выбрали не случайно – «Работать и любить, сквозь годы мчась». С этим связана одна история, рассказал на вечере памяти отца сын Баталиных Антон. – У Маяковского есть строки: «жить и жить, сквозь годы мчась». Отец работал большую часть своей карьеры собкором РИА «Новости». Работал дома, как многие сейчас – это называется «удаленка». Так как офис агентства был в столице, он жил по «московскому» времени. И мог в любое время поспать, чтобы восстановить силы. Тогда он и переиначил Маяковского: «спать и спать, сквозь годы мчась». Такая вот была семейная шутка! На самом деле он очень много работал, как много времени посвящал и семье. И оставил достойное наследство, что-то людям рассказал, что-то открывал как информационщик. Отец для меня был другом, примером для подражания, наставником, вместе с мамой, конечно, – подытожил Антон Александрович. – Невозможно было не стать журналистом в такой семье, хотя я потом немножко трансформировался, пошел в сторону пиара, маркетинга, политтехнологий. Спустя два года после ухода мамы отец написал пьесу, ее не получилось поставить, затем из-под пера вышла еще одна, «В квадрате чувств», и спектакль был тепло встречен. И это было важно, этим отец жил. Наверное, его пьесы нужно издать, а может быть, поставить. Он оставил после себя хорошее наследство». «Мы познакомились еще в 80-х, Александр Баталин часто приходил ко мне в театр, мы разговаривали, спорили, обменивались мнениями, – вспоминал на вечере режиссер Владимир Дрожжин. – Он интересовался сценой, идеями театра. С годами связи не теряли. В 2017 году он мне сказал, что написал пьесу и предложил прочесть. «Если тебе она понравится, я хотел бы, чтобы ты ее поставил», – сказал он. Я как пришел домой, прочитал, ему позвонил и сказал, что тема мне интересна, как и идеи, отраженные в пьесе. Вскоре мы встретились в кабинете директора Иркутского академического драматического театра имени Н. Охлопкова, оформили договор, набрали группу, и буквально через неделю началась работа. Тогда и у Александра Григорьевича, и у меня был творческий подъем. Работали интересно, он был на каждой репетиции. И артисты говорили, что лучше работается, когда автор присутствует и ему интересно. Можно было уточнять у драматурга по действию, по тексту. Он тоже смог сразу включиться и делать какие-то поправки и откликался на весь живой процесс. Работали мы, как-то так получилось, интенсивно и за три месяца подготовили премьеру. Она состоялась 28 ноября 2017 года. Ну, а на предпремьерном показе смотрели нас и общественность, и коллектив театра. И все говорили, что пьеса интересная, и постановка интересная. И потом спектакли шли при полных залах, при аншлаге. Он написал продолжение пьесы «В квадрате чувств» и хотел, чтобы мы с ним продолжили сотрудничество. Но видимо, было не суждено. Мне его творчество было близко и нравилось, я видел ее сценическое воплощение и хотел бы дальше работать. Мы созванивались, обговаривали, делились мнениями. Так получилось, что Александр Григорьевич ушел из нашего мира. Творчески у него был большой потенциал. Для города, для его культуры города та, первая постановка была событием. Благодарю судьбу, что меня с таким одаренным человеком свела жизнь, позволила с ним общаться и, самое главное, творчески сотрудничать. Мы вспоминаем его с теплотой и уважением, благодарны за то, что он был, есть. А его творчество будет жить и влиять на наши чувства».
|
|
|