НА КАЛЕНДАРЕ

«ДА НЕТ» и правильный свет

Алена ШИПИЦЫНА   
13 Августа 2021 г.

 

В Арт-галерее «Диас» 6 августа состоялось открытие выставки Евгении Шадриной-Шестаковой – художницы из Новосибирска. На выставке, которая продлится до 30 августа, представлены работы, выполненные маслом, пастелью и акварелью.

В Арт-галерее «Диас» 6 августа состоялось открытие выставки Евгении Шадриной-Шестаковой

Евгения Александровна родилась в Новосибирске, где и окончила театрально-декорационное отделение художественного училища, а после – отделение монументально-декоративной живописи Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии. Её работы представлены в музеях Омска, Томска, Кемерово и Новосибирска.

Хозяйка галереи – Диана Салацкая открыла мероприятие:

– Хочу познакомить вас с художником, известным далеко за пределами Новосибирска, участником многочисленных международных выставок. Это человек с невероятно богатым внутренним миром. Я очень люблю её как человека и как художника. Ей есть что рассказать вам, поэтому с удовольствием передаю слово.

– Я очень рада тому, как меня здесь встретили, и что эта выставка состоялась. А состоялась она во многом благодаря настойчивости и труду Дианы, – отметила Евгения. – Выставка называется «ДА НЕТ» – это базовые вещи для любого художника, либо «да», либо «нет». По сути, это система кодовых единиц, которая даёт весь тот богатый мир, что нас с вами окружает.

Часть экспозиции, показанной в цокольном этаже, она назвала «телом», а то, что можно увидеть этажом выше, «головой». Внизу преимущественно работы 2020–2021 годов, многие из них ранее не выставлялись, но некоторые уже проданы.

Из серии «Стаканы

Из серии «Стаканы

Из триптиха «Мужчина и вино»

Из триптиха «Мужчина и вино»

Картина, открывающая выставку

Картина, открывающая выставку

Портрет девочки

Портрет девочки

Зрители просят рассказать, кто изображён на портретах, почему они часто повторяются, и где мастер находит натуры.

– В основном это люди близкие мне – члены семьи, друзья. Кроме того, есть целый блок портретов незнакомых людей, которых я увидела где-то случайно. Например, в метро.

– А есть ли на ваших работах вы сами? – раздаётся вопрос из зала.

– Да, есть. Меня легко узнать.

И правда, яркую, стильную девушку несложно разглядеть в череде мастерски написанных лиц.

Прежде всего я останавливаюсь не у жизнеутверждающей купальщицы и даже не у портрета под названием «Большая Монетная», на котором мы с подругой увидели «нашу общую знакомую». Меня неожиданно притягивают люди, в образе которых читается тоска, отчаяние и отчуждение. Вот худенькая полуобнаженная девушка, свернувшаяся калачиком на кресле – в её руках большая кружка чая «Яблочный чай». У меня возникло ощущение, что в данный момент её не согревает ничего, кроме этой кружки. Или картина «Голова в городе» – не сразу понимаешь, что это изображение живого человека. Первое впечатление – ужас и одиночество.

Порттрет знакомой из серии «Большая монетная»

Порттрет знакомой из серии «Большая монетная»

Серия «Мотив купания»

Серия «Мотив купания»

Но вот появился мужчина, бурно проживающий момент, – триптих «Мужчина и вино». Данному персонажу явно есть о чём нам поведать. Миг – и мы становимся собеседниками и даже, не побоюсь этого слова, собутыльниками, вовлечёнными в игру то ли автором, то ли самим персонажем. У каждого портрета свой характер, своя история и своя роль в большой игре жизни от и до – от «Да» до «Нет».

В первую минуту просмотра я обозначила для себя три ключевых точки. И все они оставляли послевкусие безнадёги. Но вдруг поймала себя на мысли, что принятие депрессивного образа постепенно рассеивается. Что-то светлое возвращает к обычному течению жизни. Как случилось, что в считанные минуты одно состояние сменяется другим? А это та сама купальщица – серия «Мотив купания», представленная в четырёх работах (пентаптих). Ты словно идёшь вслед за нею и погружаешься в воду, смывая всё увиденное ранее – стоишь нагой, беззащитный в ожидании того, что наполнит тебя смыслом.

И смысл этот не заставляет долго ждать – мы видим портреты чудесных розовощёких девочек – жизнь продолжается. Прежде чем подняться на следующий этаж, пытаюсь осторожно выйти из эстетического транса, чтобы не растерять приобретённые впечатления, но при этом быть готовой к новому уровню восприятия.

Переходя из одного пространства в другое, делимся мыслями с коллегами-журналистами:

– Что вы чувствуете?

– Мне кажется, что почти все эти люди на портретах мне знакомы. Очень странное состояние, будто не картины смотрю, а пришла пообщаться с каждым из них, и каждый открыл какую-то тайну.

– А я хочу просто помолчать, переварить, осмыслить.

На открытие пришли многие известные люди Иркутска – поэт Артём Морс; историк, известный блогер Алексей Петров; журналист, пресс-секретарь Иркутского планетария и музея «Ноосфера» Евгения Скареднева и другие.

– Меня очень впечатлила цветовая гамма, – поделилась своим восприятием педагог Елена Ширинова, – портреты кисти Евгении такие живые, динамичные! На многих полотнах остатки эскизов так и не проработаны основательно, это даёт такой простор фантазии. Очень трогательно выглядят дети, подростки. После выставки осталось светлое чувство. А как приятно было общаться с автором – Женя такая открытая, позитивная! Даже на картине с изображением сумерек замечаешь луч света на воде – будто отражение самого автора.

На втором этаже галереи внимание привлекает серия работ «Стаканы».

– Очень мрачно, – сказала я подруге.

Но через пару минут изменила своё мнение:

– Гляди, под другим углом стаканы заиграли всеми гранями, вода заискрилась, а цветы потянулись к свету. Это же надо: обычные гранёные стаканы – и вдруг такие перемены, словно по волшебству.

– По-моему, все художники немного волшебники, – ответила подруга, – или даже много…

Ещё долго я наслаждалась искусством, затем наблюдала за посетителями. Видела, как меняются их лица, как вдумчиво они постигают скрытые и явные смыслы и замыслы, воплощённые мастером.

Уходя, вдруг почувствовала, что не хочу покидать это место. Не хочу закрывать только что прочитанную книгу. Это было моё первое знакомство с художником, и пока идёт выставка, есть возможность повторить, заодно проверить, можно ли дважды войти в одну реку эмоций, то есть испытать уже пережитую гамму чувств.

У меня нет однозначного определения увиденному. Могу сказать, что это ярко, это много, сильно, даже мощно. Однозначно, незабываемо. В чём-то категорично, как «ДА» и «НЕТ». Каждый пришедший получит здесь что-то своё. Потому что творчество Евгении Шадриной-Шестаковой заставляет работать воображение, открывает для нас не только мир искусства, но и наш собственный внутренний мир и оставляет право на «МОЖЕТЬ БЫТЬ» и «НАВЕРНОЕ».

  • Расскажите об этом своим друзьям!