Чтобы можно было брать пример |
Елена БОРИСОВА |
04 Октября 2019 г. |
Как поменять отношение к учителю в обществе? Существующий кодекс профессиональной этики педагогов и причина, по которой он требует изменений и дополнений, – эти темы стали накануне Дня учителя предметом обсуждения на круглом столе в газете «Аргументы и факты в Восточной Сибири». Участники дискуссии согласились, что современным педагогам очень сложно балансировать между «можно» и «нельзя». У общества накопилось много претензий к педагогам: к их поведению, знаниям, внешнему виду. В то время как к учащимся таких требований становится все меньше. Сегодня ученик может прийти в школу с вызывающим внешним видом и также вести себя. Ему позволено в открытую заявлять о своих правах и при этом не придерживаться обязательств. Этому во многом способствуют и родители, когда в присутствии детей обсуждают педагогов, дают субъективные оценки учителю, перечеркивая его авторитет в глазах ребёнка. В то же время педагогу не позволено многое. Он должен сдерживать себя, не опускаться до уровня ученика, жертвовать свободным временем и придерживаться целого ряда ограничений. Одним внешним видом учитель призван воспитывать и прививать нормы морали. Хотя надо признать, что все чаще возникают случаи просто вызывающего поведения педагогов: кто-то станцевал у шеста в полуобнажённом виде, кто-то сделал откровенные снимки и выложил их в интернет, кто-то не сдержался и применил против ученика силу. Всем ясно, что давно настало время менять в обществе отношение к учителю. Недавно Министерство просвещения РФ и Общероссийский профсоюз работников образования подготовили примерное положение о нормах профессиональной этики педагогов. Там предложено обратить внимание на гражданский и правовой статус учителя. Так, частью 2 статьи 45 федерального закона «Об образовании» предусмотрено, что в любой образовательной среде поведенческие нормы педагога должны регулироваться нормативными актами. – В нашей компетенции урегулировать все возникающие споры, – говорит руководитель службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Наталья Краснова. – Ребёнок сейчас изменился, поэтому надо меняться и учителю. Огорчает тот факт, что общение учителя с учеником и родителями всё больше происходит по интернету – электронные дневники, Viber, WhatsApp. Живого общения с глазу на глаз всё меньше. А ведь учитель должен нормально завершить урок, проговорить домашнее задание. Вот и сводится общение только к: принесите, достаньте, купите, приобретите. По мнению замминистра образования Иркутской области Максима Парфенова, принятие локальных нормативных актов о нормах профессиональной этики – это лишь верхушка айсберга, тема гораздо шире. Она затрагивает многие аспекты жизни учителя: его судьбу в стенах школы, взаимоотношений с директором, с родителями, учениками. Так, трудовым кодексом предусмотрено два основания для прекращения трудового договора с учителем: совершение аморального поступка (как во время работы, так и за её пределами) и в случае применения психологического или физического насилия. И принятие образовательными организациями локальных нормативных актов о нормах профессиональной этики должны предупредить учителя ещё на стадии его поступления на работу об определённых фильтрах в поведении, сориентировать на правильные поступки. – Педагогам, особенно молодым, нужно иметь четкое представление о классификации моральных проступков, – считает председатель Иркутской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Валентина Федоссева. Когда молодая девушка, воспитатель детского сада из Иркутской области станцевала у шеста в полуобнажённом виде и выложила это в интернет – это не есть хорошо. «Для общения с детьми нужен талант, в том числе и в ограничении определённого поведения», – таким было мнение большинства участников круглого стола. – Если молодые люди выбрали профессию учителя, то должны понимать, что это публичная профессия, на учителя смотрят и учатся. Девиз педагога: «Учи, развивай, воспитывай!». И этого никто не отменял, – говорит директор Иркутского регионального колледжа педагогического образования, депутат областного парламента Галина Кудрявцева, – Я всегда сама принимаю студентов и с каждым беседую лично. И в таких беседах сразу понимаешь, осознанно ли выбрал человек эту профессию. В 2019 году к нам пришла очень мотивированная, позитивная молодежь. Молодые люди сами интересуются, есть ли в нашем колледже какой-то определённый дресс-код. Председатель профсоюза работников образования города Усолье-Сибирское Надежда Кропачева убеждена, что пора менять в обществе отношение к учителю, которое стало потребительским. Педагогов прессуют со всех сторон. Родители критикуют, лезут в частную жизнь, относятся, как к продавцу услуг и не более. …Недавно в одной из школ Иркутска распрощались с учительницей, которая выложила в соцсеть комментарий с нецензурными выражениями. А в сети у неё в друзьях были и её ученики, которые это тоже прочли. Женщине сделали замечание. Она его не приняла и сообщила, что не готова жить под контролем. Да, молодые педагоги сейчас не особо хотят входить в рамки своей профессии. Да, у учителя порой не остаётся времени на личную жизнь, многие не состоялись как матери и жёны, не имеют семей. И чтобы получить квалификационную категорию, учителю надо теперь затратить огромные силы, а их загруженность школьными часами сказывается и на отношениях к детям. Всё это так. И Министерству просвещения России надо всерьёз пересматривать положение учителя в современной школе. Но и эту благородную профессию надо, видимо, выбирать лишь тем, кто к ней готов внутренне и может подрастающему поколению «нести разумное, доброе, вечное». А это могут быть лишь те люди, с которых можно бы было брать пример. И такие в этой профессии есть. Пока родители бегут к учителю за советом, профессия жива.
Тэги: |