Человек, поднявший «Ангару» |
Рассказ В. Н. ВОЛОКИТИНА подготовила к печати Елена НУЙКИНА |
16 Ноября 2024 г. |
Владимир Волокитин, водолаз первого класса, профессионал экстра-класса, наставник молодежи, легенда водолазного дела. География его деятельности весьма обширна – от Камчатки и до Балтийского моря. Приходилось работать и за границей. В 80-х годах его пригласили на службу в Порт Байкал. С тех пор Владимир Николаевич живет в Иркутске и считает наш город своей второй родиной. Сегодня – его рассказ о себе и о наиболее сложных водолазных работах на Ангаре. «Помню себя лет с пяти, когда очнулся после ранения и контузии в госпитале в Архангельской области. Фамилию свою, родителей и откуда родом, не помню. Я находился в этом госпитале до окончания войны, был сыном полка, помогал ухаживать за ранеными. В 1943 году меня усыновил один из раненых, Волокитин Петр, который после выписки и возвращения в часть погиб в первом же бою. После войны меня определили в детский дом в Архангельской области, где я жил до 1951 года. Потом направили в ремесленное училище, по окончании его оказался в Мурманске, в рыболовном флоте, где плавал до 1957 года. Затем призвали в армию, где попал в военный водолазный отряд в Севастополе и получил специальность водолаза. После демобилизации поехал на целину в Оренбургскую область, там работал шофером. После перебрался на строительство трассы Братск – Усть-Илимск, где также работал водителем на больших самосвалах до 1967 года. Потом вернулся к водолазной работе в Волгоградском СУ гидромеханизации. Командировки были по всей стране. Работа сложная, но интересная. Работал так до 1975 года, потом перебрался в Иркутскую область, где и живу. Хочется рассказать о наиболее сложных водолазных работах на Ангаре. Начну со строительства Иннокентьевского моста. Когда сделали кессон, откачали из него воду и завели технику, чтобы выбрать грунт и забетонировать одно из оснований для моста, там образовалась пробоина, и в кессон хлынула вода. Людей и технику эвакуировали и вызвали водолазов для заделки пробоины. Работы велись на глубине 12-15 метров. Я приваривал опалубку, и работы по заливке бетона внутри кессона продолжились. Еще одна сложная работа была связана с аварией на Шелеховском водоводе в Ершовском заливе Иркутского водохранилища. Одна из трех труб, находящихся на глубине 27 метров, при обвале грунта получила пробоину большим камнем. Нужно было обследовать место аварии и определить, возможна ли реставрация. Пришлось забираться внутрь трубы диаметром 1,3 метра на расстояние 30 метров от ее начала. Определили объем работы для заделки пробоины и начали ремонт. Он продлился почти полмесяца, но с заданием мы справились. Особо памятны работы, связанные с подъемом ледокола «Ангара». В 1977 году в нашу организацию обратилось тогда руководство «Горзеленхоза», на балансе которого и находился ледокол. Они с подачи горисполкома попросили поднять «Ангару» со дна Иркутского водохранилища в 20 километрах от Иркутска с тем, чтобы переместить его к плотине ГЭС. Мне предстояло проникнуть внутрь ледокола, перекрыть вентили, кингстоны и заделать все отверстия снаружи. Потом откачали воду, ледокол приподнялся, и его отбуксировали к плотине. Но так как «Ангара» оставалась тогда бесхозной, то она через какое-то время снова затонула. И только в 1984 году была предпринята еще одна попытка по ее подъему. Работы производил Хабаровский водолазный отряд. Подвели баржи к месту подъема, закрепили тросы и приподняли ледокол. В этот раз моей задачей было лишь руководить подъемом – все работы производили хабаровчане. Ледокол подняли и отбуксировали в залив Мельничная Падь, где он вскоре вновь затонул. Лишь в 1988 году по инициативе главного механика Иркутского пароходства Брянцева Виталия Николаевича было принято решение еще раз поднять ледокол и организовать в нем музей. Ко мне вновь обратились с просьбой организовать работы по его подъему, так как я имел подобный опыт на Байкале, хотя в то время уже был на пенсии. Из порта Байкал к месту затопления провели плавучий док, его проводкой руководил бывший капитан ледокола Георгий Васильевич Лазо. Работа была сложной – узкий фарватер, малые глубины в некоторых местах, так что эмоциональное напряжение у всех зашкаливало. И когда док пришвартовали к ледоколу, началась не менее сложная и опасная работа водолаза. В этот раз я работал один, без помощи и без страховок. Так что каждый спуск на глубину 19 метров был сродни подвигу. Обследовал дно под доком, чтобы осадить его на нужную глубину, спускался в машинное отделение и в кочегарку, освещая себе путь в переходах фонариком. Рассчитывать тогда я мог только на себя; так, пришлось по необходимости нарушать все водолазные правила. Снова перекрывал все внутренние и наружные отверстия, заводил тросы с болванками для их стопорения через иллюминаторы. А иллюминаторов там, ни много ни мало, 27 штук, и добраться до каждого было проблемой. Первый подъем стал неудачным – оборвались тросы, не выдержавшие колоссальной нагрузки, и ледокол снова ушел под воду. Пришлось все начинать сначала – убирать болванки и обрывки тросов, да еще чинить гидрокостюм, который порвал о них. На это ушел месяц. Во второй попытке крепили уже двойные тросы. И вот начался очередной подъем: показалась нижняя палуба, насосами откачали оставшуюся воду – и «Ангара» всплыла! Я еще раз обошел по периметру подводную часть судна, проверяя и заделывая все отверстия, чтобы в корпус при транспортировке не попадала вода, и на этом моя миссия по спасению «Ангары» закончилась. Ледокол отцепили от дока и отбуксировали в залив микрорайона Солнечный для восстановительных работ», где он находится и поныне».
Тэги: |
|
|