ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-04-17-48-43
Недавно Анастасия Волочкова рассказала о конфликте с дочерью из-за квартирного вопроса. Как известно, у Волочковой есть особняк в Подмосковье и большая квартира в столице, которую ей подарил бывший жених Сулейман...
2024-04-10-03-40-20
Немало бед свалилось на жительницу Миасса Ирину Мухаммед Мангунгу. Сначала ее бросил муж-танзанец, затем у женщины в 2021 году сгорел деревенский дом. Далее сын и дочка были отправлены в детский дом. И еще не было возможности пользоваться выплатами по потере отца. Как столько всего можно...
2024-04-09-02-58-05
Нередко бабушкам и дедушкам доверяют присматривать за внуками. Но мужи науки предостерегают, что это может быть для пожилых опасным занятием. У последних при общении с малышами возрастает риск развития пневмококка. Ученые призвали прививать пожилых от...
2024-04-04-17-10-29
По словам критика Сергея Соседова, Алла Пугачёва в советское время совершенно правильно себя «дозировала», не надоедая лишний раз публике. Поэтому её выступлений очень...
2024-04-02-17-49-01
Не так давно известный актёр Роман Мадянов обратился к врачу с жалобами на плохое самочувствие и слабость. После осмотра врачи решили оставить артиста на сутки в стационаре, чтобы провести дополнительные...

Не стало режиссера и актера Владимира Меньшова

Изменить размер шрифта

Ушел из жизни известный советский и российский кинорежиссер, продюсер, актер Владимир Меньшов. Ему был 81 год. У него осталась супруга Вера Алентова и дочь Юлия Меньшова, а также  - множество прекрасных фильмов.

Не стало режиссера и актера Владимира Меньшова

Ковид продолжает наносить удары по нашей культуре, по тому, что дорого миллионам людей. От его последствий на 82-м году жизни умер Владимир Меньшов, один из самобытнейших наших мастеров - актер, режиссер, сценарист.

Эта рана надолго. Потому что ушел не просто талантливый исполнитель и высокий профессионал - ушел Автор, а с ним целый мир - только его мир. Только ему свойственный способ художественного мышления. Его грубоватый, но точный юмор. Его резкость суждений о событиях и человеке. Все, что составляло его многогранную личность, и что мы по-настоящему еще не оценили.

Он впервые стал знаменит, сыграв героя фильма "Человек на своем месте" - молодого сельского механизатора, наглеца в кожанке, который выдвинул сам себя в руководители колхоза и делом доказал, что приходит время новых, самостоятельно мыслящих людей. Это была одна из тех картин, которые исподволь готовили перестройку всего образа жизни в стране - а главное, образа мысли. С той поры мужской решительный нрав Владимира Меньшова определил весь его актерский путь: невозможно представить его в роли хлюпика, слабака, разгильдяя. В нем всегда чувствовалась сила.

Он и в режиссуре стал человеком на своем месте. Ему было интересно экспериментировать, разведывать новое, и картин он снял немного, всего пять, но ни одна не похожа на другую. Дебютировал школьным взрывным фильмом "Розыгрыш" о ребячьей бездумной жестокости и о пробуждении совести. Продолжил мелодрамой "Москва слезам не верит", которую наши критики приняли в штыки, публика любит до сих пор, а члены Американской киноакадемии наградили "Оскаром" - молодой русский режиссер победил в состязании с такими мастодонтами мировых экранов, как Франсуа Трюффо, Иштван Сабо, Акира Куросава. Затем снял лирическую комедию "Любовь и голуби" - полную нежности, музыки и доброго юмора; искры от этого костра разлетелись по стране и до сих пор греют нас, высекая улыбки. Потом возник сатирический фарс "Ширли-мырли", абсолютно хулиганский, отвязный и невероятно смешной - редкий у нас образец площадного, народного, скоморошьего юмора.

За ним последовала "Зависть богов" - по сюжету вариант "Варшавской мелодии", история невозможной любви людей из разных миров, но какой же горечью исполненная! Этот картина полнее всех отразила переломный момент в жизни страны, когда обросший ракушками "Титаник" по имени СССР уже угрожающе кренился. Как и в "Москве…", Меньшов здесь явил фантастический талант к реставрации времени - ушедшее воссоздавалось так бережно, так точно не только в деталях и антураже, но и в характерах, и в атмосфере, что рядом в нашем кино, пожалуй, можно поставить только "Пять вечеров", лучший, эталонный фильм Никиты Михалкова. Наконец, уже в новом веке Меньшов начал снимать свой мюзикл "Большой вальс", и снял огромный развернутый эпизод так увлеченно и здорово, что было ясно: снова будет шедевр. Увы, начались бюджетные проблемы, проект не был завершен. И Владимир Меньшов так и остался режиссером всего пяти фильмов - но каких! Без них нельзя вообразить ни историю нашего кино, ни вехи нашего времени.

Он был человек поступка. Как-то в конкурсе MTV победил фильм, для него неприемлемый ни идейно, ни эстетически - и он не стал вручать ему приз. Сказал то, что думает, и ушел со сцены. Он резок в оценках и крут в решениях. Зато когда Людмила Гурченко - самая своенравная из наших актрис - стала сниматься у него в фильме "Любовь и голуби", она чувствовала себя счастливой: попала в волевые руки режиссера, знающего, чего он хочет. А это и в кино, и в жизни редкость.

Меньшов болезненно воспринимал ломки, которые мотают страну последние четверть века. Отчетливо понимал пороки, разъевшие советскую систему, - пересмотрите "Ширли-мырли" или "Зависть богов". Но точно знал, что благодаря этой системе или ей вопреки в стране состоялось многое исторически бесценное - опять же пересмотрите "Москва слезам не верит" и "Розыгрыш".

В наших беседах для газет в разные годы он неизменно выходил на темы единства нашей истории - выкидывать из нее целые эпохи он считал преступлением и всегда остро реагировал на такие попытки: "У нас сложилось представление, что СССР был сплошной ошибкой! Уже и заикнуться о том, что изначальная идея была благородна - навлечь на себя огонь. Ведь выплеснули самую суть, то здоровое, с чего все начиналось!".

  • Владимир Меньшов с семьей

Как любой большой художник, Меньшов получал от советской власти свою долю тумаков. Его и "Оскара" получить не пустили: по доносам, он слишком горячо восторгался тем, какие обильные там, за кордоном, магазины. Автор "Москвы…" остался в Москве, а его фильм триумфально шел по миру, став визитной карточной нашей страны. Дурость чиновников была, есть и будет, но зла на систему он не держал - понимал, что без этой системы вряд ли стал бы режиссером. "Каждому давался свой шанс! Все, чему меня учили в школе, было правильно: нас воспитывали гражданами, патриотами, хорошими людьми. Все было продумано: выявлялись народные таланты, а их уйма - далеко от Москвы, в глубинке, везде. Надо искать, проводить конкурсы, олимпиады, вытаскивать талантливых ребят, учить их. Это делалось с размахом - и выигрывало все общество. А теперь кличут себя аристократами, вспоминают дворянских предков - постельничих и сокольничих - и этим гордятся! Мне, интеллигенту в первом поколении, это понять невозможно. В этом смысле общество сделало фантастический шаг назад".

О будущем страны он говорил, несмотря ни на что, с надеждой. "Жизнь неожиданнее, смешнее, талантливее наших придумок. Не знаю, куда нас вывезет и когда в нашем сознании может случиться переворот. Мы рассчитываем только на ту парадигму, в которой сейчас существуем. Но жизнь уже показала, как три десятилетия назад она резко, в один день изменилась благодаря появлению лишь одного, по сути, человека. Никто не мог этого предполагать. Как никто не мог предвидеть в свое время февральскую и октябрьскую революцию".

Говорить о Владимире Меньшове нельзя, не сказав о Вере Алентовой - его супруге, его актрисе, его союзнице во всех делах. Это был поразительно гармоничный союз двух красивых людей, которые умели ценить друг друга и друг другом восхищаться - даже отчества у них одинаковые. Крепкого здоровья и выдержки талантливой Вере Валентиновне, мы вас любим!

Мировоззрение художника - в его творениях. Там он еще шире и интереснее сказанного и декларированного. Резкость там претворяется в нежность, а невольные философемы - в ощущение огромной реки времени, течения которой нельзя ни замедлить, ни прервать никакими плотинами - прорвет и хлынет дальше. То, что об этом думал, что отрицал и утверждал, что любил и ненавидел Владимир Меньшов, остается с нами - все пять его картин актуальны, как в день премьеры, и любимы, как все настоящее и талантливое в искусства. Не архив - арсенал!

Прощание с Владимиром Меньшовым состоится 8 июля в Большом зале Центрального дома кинематографистов. Артиста похоронят на Новодевичьем кладбище.

***

По поводу ухода знаменитого деятеля культуры уже высказались многие, разумеется, традиционные соболезнования выразили Владимир Путин, Михаил Мишустин, Сергей Собянин.

Редакция "Моих годов" приводит слова коллег и соратников Меньшова:

Для генерального директора киноконцерна "Мосфильма" Карена Шахназарова уход Владимира Меньшова стал невосполнимой потерей.

"Владимир Меньшов был моим самым близким другом на протяжении десятилетий. Ближе у меня не было человека. Для меня это огромное личное несчастье. Я бы сказал, несчастье для всего русскоговорящего мира. Его картины пользовались невиданным успехом. Их смотрели, смотрят и будут смотреть. И то, что он снимал - "Москва слезам не верит", "Любовь и голуби", и те картины, в которых он снимался… Это действительно огромная потеря для культуры. Это такие банальные слова, которые даже не хочется говорить, поскольку их часто говоришь, но в данном случае они наполнены истинным содержанием. Это действительно огромная потеря", - приводит слова Шахназарова радио "Комсомольская правда".

По словам Шахназарова, Меньшов был не просто огромной фигурой в нашем кинематографе, он необыкновенным образом соединял в себе советское и русское: "Он был действительно до мозга костей советским режиссером, и в то же время он был, конечно, русским человеком, русским художником. В этом не было у него противоречия, это было естественное состояние его натуры, его души, его мировоззрения".

***

Валерий Гаркалин, народный артист РФ:

- Я потерял дорогого человека - и, конечно, никакие слова в голову не приходят. Владимир Валентинович был художником, замечательным мастером, ответственным, пытливым, жестким даже. В моей жизни он сыграл роль грандиозную, как никто, он - один из тех, кому я всегда буду обязан. Как теперь без него? Мне сейчас тяжело и страшно. Извините, больше нет сил говорить, дайте помолчать, хотя бы день.

Сергей Никоненко, народный артист РФ:

- "Китайский сервиз" - интересная была общая работа с Меньшовым. Сильный был человек Вовка, что и говорить. Без волосатой руки прокладывал себе дорогу, выстроил жизнь и карьеру на зависть многим, достиг вершин. Его все уважали за прямоту, нелицеприятие, за то, что не боялся говорить то, что думает, и в лицо, и на людях. Знаю, что говорю, потому что был у него на занятиях, видел его работу со студентами. Без него будет трудно.

Сергей Баталов, заслуженный артист РФ:

- Он любил артистов, сам был человек театральный, на площадке всегда давал возможность думать, не диктовал, не было такого, чтоб шаг влево - шаг вправо - расстрел, все смеялись, фантазировали… Жалко, снимал редко, но всегда метко. А какая актерская фактура! Помните "Человек на своем месте", где он с Вертинской? Натуральный же американский герой! К чему Меньшов ни прикасался - он все делал незаурядным. С отсветом "Оскара". Помню, зашел к нему в кабинет на съемках - а перед ним "Оскар" на столе. Я взял посмотреть - а Владимир Валентинович мне: "Зря взял. Теперь своего не получишь".

По инф. rosbalt.ru

  • In memoruim: еще о некоторых утратах последнего времени — по ссылке

  • Расскажите об этом своим друзьям!