НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-05-06-02-10-23
В преддверии юбилей Победы россияне задумываются о том, где похоронены их деды, прошедшие войну. Знают об этом не все.
2025-04-19-12-26-12
В небольшой деревне на окраине сибирской тайги жила старая травница по имени Агафья. С раннего утра до позднего вечера она собрала травы, чая и снадобья, которые помогали её деревенским друзьям с их болезнями и недугами. Каждый, кто приходил к ней за советом, никогда не уходил с пустыми руками: она...
2025-05-05-18-31-30
Адвокат Ольга Власова заявила в беседе с Telegram-каналом «Звездач», что напавшую на народную артистку России Надежду Кадышеву девушку могут проверить на...
2025-04-23-04-52-18
Российская путешественница назвала главные места отдыха, где она чаще всего встречала пенсионеров-соотечественников. Своими наблюдениями она поделилась в личном блоге на платформе...
2025-05-05-03-54-03
Сахалин, Курилы и Камчатку свяжет новая круизная линия, которую приморские власти планируют запустить в следующем году.

Кинокритик о «Дорогих товарищах»: Кончаловский снял самый жгуче современный фильм года

22 Сентября 2020 г.

В интервью Sobesednik.ru авторитетный кинокритик Антон Долин оценил картину, получившую спецприз жюри Венецианского кинофестиваля.

Долин о "Дорогих товарищах": Кончаловский снял самый жгуче современный фильм года

Новый фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи», рассказывающий о крайне жестоком подавлении рабочих волнений на Дону в 1962 году, пока не вышел на широкий экран (увидеть его в кинотеатрах можно будет в ноябре. – Прим. Sobesednik.ru), но уже получил спецприз жюри на фестивале в Венеции, где его посмотрел кинокритик Антон Долин. И судя по всему, фильм произвёл на него сильное впечатление.

— Историческая важность картины очевидна, — сказал Sobesednik.ru Антон Долин. — Впервые большой русский художник в кинематографе обращается к одной из самых трагических страниц новейшей истории, которая до сих пор для большинства жителей страны просто неизвестна.

И мне кажутся важными параллели — ненамеренные, вряд ли закладывавшиеся самим Кончаловским — с самыми важными событиями последнего времени. С протестами в Хабаровске и в Белоруссии, с Майданом, с московскими протестами прошлого лета и с жестокими их подавлениями властью.

— Вас между тем упрекают за то, что вы хвалите фильм откровенно пропутинского художника.

— Многие, анализируя этот фильм, начинают разбираться в мировоззрении Кончаловского — любит он КГБ или ненавидит, за Путина он или как-нибудь против. Но, как писал Добролюбов, есть и миросозерцание, когда художник описывает то, что видит в этом мире, вне зависимости от того согласен ли он сам с этим.

И в качестве, если хотите, такого «божественного телескопа» Кончаловский снял для России самый жгуче своевременный фильм года.

А попытки разобраться в политических взглядах режиссера только мешают видеть то, что есть в самом фильме. И мне будет любопытно прочитать систему доказательств того, кто объяснит, что «Дорогие товарищи» – на самом деле не антисоветский, а просоветский фильм, что он прославляет работу КГБ, а не показывает ее ужас.

Образ власти в фильме — это особисты со стёртыми лицами, которые залезают на чердак, чтобы оттуда стрелять из винтовки по беззащитным людям. Я в этом фильме увидел абсолютно антигэбэшниый, антитоталитарный и антисоветский пафос, нормальный для художника-классика гуманизм и разговор о попранных правах человека.

— Тем удивительнее контраст с последними высказываниями Кончаловского – в том смысле, что развенчание культа личности Сталина было большой ошибкой слабого политика Хрущева. Что народ России инфантилен, и Сталин поэтому форева. Кончаловский, плоть от плоти советской элиты, к людям из народа, в общем-то, относится с презрением.

— Ну окей. Это на его совести. Вот когда Кончаловский попадёт к райским вратам, он там объяснится по поводу личных взглядов. Вагнер был антисемитом, но попробуйте услышать его антисемитизм в «Парсифале» или «Тристане и Изольде» или в «Кольце Нибелунга»! Там его нет. Никакой корреляции установить здесь невозможно. И точно так же, может, Кончаловский и высокомерен в общении, но попробуйте найти в «Асе Клячиной» презрение к простым людям. Этот фильм сделан во славу простых людей.

— Почему вы считаете «Дорогих товарищей» итоговым фильмом Кончаловского?

— Мне кажется, его когда-то шокировала эта история, и он всю жизнь прожил с этим знанием. И войдя в тот возраст, когда самое время подводить итоги, он в своих последних фильмах говорит о крайне важных для него вещах. В фильме «Рай» речь шла о вопросах морали добра и зла. В «Грехе» — об отношениях творца с Богом, а в новом фильме — об отношениях личности и власти. Мне кажется, все эти темы проходят и через биографию Кончаловского, и через его фильмы красной нитью, и эти три разные картины можно объединить даже в такую трилогию итогов. Это не значит, что фильм «Дорогие товарищи» станет последним фильмом Кончаловского, дай ему Бог здоровья.

Еще по теме:

По инф. sobesednik.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!