ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2021-07-02-16-31-17
Ко Дню молодёжи СберБанк запустил проект «Капсула времени», который позволяет любому записать аудиопослание о своих мечтах, отправить его себе в будущее, чтобы потом проверить, какие мечты были исполнены. Об этом сообщает пресс-служба...
2021-07-09-09-55-31
Сбербанк уделяет особое внимание развитию финансовой грамотности среди своих самых маленьких клиентов. Совместно с «Детским радио» Сбер запустил многосерийный подкаст «Петя и СберКот», созданный специально для детей. Об этом сообщает пресс-служба...
2021-07-12-15-17-55
В Новосибирске началось проведение очных этапов отбора на обучение программированию в «Школе 21», сообщает пресс-служба Сбербанка.
-10-2-
Сбер подарит родителям детей, получивших на любую карту Сбербанка от государства 10 тысяч рублей, еще 2000 рублей и другие подарки, сообщает пресс-служба банка.
2021-07-09-03-50-04
Меня часто спрашивают: как приучить ребёнка к чтению? Как заставить его читать нужные книги?

МультиВход
 

Как любить ребенка «по Льву Толстову»?

Дарья ЕФРЕМОВА, portal-kultura.ru   
18 Января 2020 г.
Изменить размер шрифта

В Толстовском центре на Пятницкой работает выставка «Кнут и пряник. Как любить ребенка», посвященная теории, практике и личному педагогическому опыту писателя.

Как любить ребенка «по Льву Толстову»?

Сундук с игрушками, теневой театр, классная доска, такая была в Яснополянской школе, баррикада из накрытых шалями стульев с для игры в муравейных братьев и зеленую палочку. Фотографии детей Толстых, их записки и поздравительные открытки. Иллюстрации с изображением литературных «потомков» — Анны (та знаменитая акварель Верейского со сценой свидания с Сережей), Кити, Долли и Наташи. Вместо привычных в музейном пространстве этикеток — разноцветные конвертики, будто бы адресованные заботливыми родителями детям: «Ваня», «Таня», «Илья», «Саша». В них вложены распечатки: воспоминания о безоблачных детских годах с сачками и бабочками летом, прелой листвой осенью, белоснежной гладью катков зимой и завершающей цикл елкой, непременно с золочеными орехами и красными крымскими яблоками. Дневниковые записи Софьи Андреевны о счастье и тяготах материнства. «К детям у меня такая нежность, что я удерживаюсь от пошлого выражения ее» — от 9 марта 1865 года.

Куда менее радужное впечатление, датированное опять же мартом, но тринадцатью годами спустя: «Дети ведут себя дурно. Сережа и Таня убежали в эту страшную метель в одних платьях. Потом они подрались: Илья и Леля бросали бумажные стрелы в Сережу, он рассердился и их побил... Я говорю им всем: «Давайте, дети, после обеда будем все дружелюбны, а то что это за воскресенье такое?» Сережа ушел писать свой дневник, Таня тоже притихла, но Илья, Леля и Маша были неудержимы, прятались под кровати, говорили «fool». Дело кончилось тем, что Софья Андреевна сообщила проказникам неприятное — ей придется сообщить об их поведении papa. Те согласились на огласку, но лишь с припиской — они обещают исправиться.

Совсем иными представляются чувства героини романа «Анна Каренина» Долли Облонской, видевшей предназначение женщины исключительно в материнстве. Схожая сцена — Гриша с Таней подрались за мячик, сестренка держала братишку за волосы, а он с остервенением ее лупил куда придется — вмиг разрушила все счастье княгини детьми. «Как-будто мрак надвинулся на ее жизнь. Она поняла, что дети, которыми она так гордилась, были не только самые обыкновенные, но даже нехорошие, дурно воспитанные, с грубыми, зверскими наклонностями, злые дети. Она ни о чем другом не могла говорить и думать и не могла не сообщить Левину своего несчастья. Левин видел, что она несчастлива, и пытался утешить ее, говоря, что это ничего дурного не доказывает, что все дети дерутся».

— Выражение «кнут и пряник» — калька с немецкого («Peitsche und Zuckerbrot» — «плеть и пряник») знакомо всем с детских лет и вроде бы не вызывает вопросов, — говорит куратор выставки Елена Бойцова. — Поощрения и наказания всегда иерархичны, с их помощью взрослый определяет для ребенка, что хорошо, что дурно.

Однако представления об этом переменчивы, подвластны времени и общественным стандартам, а наказания всегда затрагивают права личности, ее свободу. Об этом много размышлял и Толстой, многодетный отец, философ и педагог-новатор. В своих статьях он открывал дискуссии о развитии творческого мышления и нравственного сознания детей, об опыте и свободе, о наказании и ненасилии, об индивидуальности каждого ребенка, о жизни в соответствии с нравственным законом, совершенствовании, любви как основе семьи.

Самое главное , конечно же, в конверте «Лев Николаевич» — это отрывки из писем и заметок писателя, в частности, его острая полемичная публицистика, дискутирующая с современной ему системой образования в той ее части, где Толстой называл школу учреждением для мучения. «Нет ничего вреднее для ребенка... начальнического отношения учителя к ученику, для меня нет ничего возмутительнее такого зрелища. Большой человек мучает маленького, не имея на то никакого права».

Тут же цитаты из «Детства» и «Отрочества» о St.-Jerome, заказывающем Василю розги, и памятном угле с заслонкой в печи, в который маленького Николеньку ставил Карл Иванович. «Стоишь в углу, так что колени и спина заболят», а учитель сидит в мягком кресле и читает свою гидростатику...

Экспозиция в Толстовском центре довольно необычная в приложении к современной индустрии мероприятий для семейных выходов. И дело даже не в скромном экспозиционном решении и категорическом отсутствии модной мультимедийной интерактивности с участием аниматоров и ростовых кукол. Из записок, заметок и зарисовок складывается тщательно выверенный, выработанный поколениями аристократической семьи план обращения с младшим поколением, когда поощрение и наказание осуществляется исподволь, индивидуальность высоко ценится, а вместо наставлений, нотаций и запретов развивается культура чувств, умение выражать словом оттенки самых сложных взаимоотношений. И, пожалуй, самое непростое — способность сохранить авторитет, не прибегая к эмоциональному давлению и директивам. Еще один штрих, рвущий шаблон о суровом яснополянском мыслителе: Толстой умел дурачиться вместе с детьми, иногда даже забывался в играх.

Читаем в конвертике Александры Львовны, младшей дочери, впоследствии обладательницы всех прав на литературное наследие и первой хранительницы Ясной Поляны: «Маленькие любили, когда отец играл с ними. Из корзины вываливалось грязное белье, и Ваничка, а иногда и Саша... таскались в этой корзине отцом и его другом Дунаевым по всему дому, и когда корзина останавливалась, надо было угадать, где находишься. И неизвестно, кто больше любил эту игру, Ваничка или отец». И там же: «Никто из детей никогда не заходил к отцу в кабинет. Это была его «святая святых», сюда входили только в очень важных случаях, когда отец хотел «поговорить» с кем-нибудь из них, и это было большим волнительным событием».

Куда более рельефный пример строгости, кому-то, может быть, скорее напоминающей о муштре в дворянских семьях и розгах в углу, — в воспоминаниях сына Ильи: «Бывало, едем верхом. Отец переводит лошадь на крупную рысь. Я стараюсь за ним поспеть. Чувствую, что теряю равновесие. Чувствую, что пропал... Надо лететь. Еще несколько бесполезных судорожных движений — и я на земле. Отец останавливается. «Не ушибся?» — «Нет», — стараюсь отвечать твердым голосом. «Садись опять». — И опять той же крупной рысью он едет дальше, как будто ничего и не произошло».

Колоритные воспоминания, наводящие на мысль об истоках хармсовских анекдотов, оставили ученики Яснополянской школы — главной педагогической лаборатории Толстого. Из рассказа О.Р. Ершовой: «Первая ученица я была у Льва Николаевича. Бывало, сядешь на ряхметику, он возьмет меня, посадит высоко на шкап и скажет другим ученицам: «Учитесь и вы так же, как она». И всем, бывало, очень хотелось посидеть на шкапе. Не учитель, а отец нам был родной. За успехи награждал нас фартуками и расстегаями. А уж весело как было с ним». Или из воспоминаний В.С. Морозова: «Лев Николаевич был вообще ужасный-ужасный шутник, не пропустит случая, чтобы как-нибудь всегда не пошутить, не посмеяться. Называл он нас разными прозвищами.

Тараса Фоканова называл «Мурзик», меня «Васька-карапуз», Кирюшку — «Обожженное ушко». Я один раз спросил его: «А как бы нам вас прозвать?» — «А вы еще до сих пор не знаете, как меня маленького дразнили? Я вам не говорил? Меня дразнили Левка-пузырь».

Мы все засмеялись, спросили: «А почему вас прозвали пузырь?» — «Я был толстый, надутый, как дыня. Вот так меня и прозвали».

  • Наши публикации о внуках (тема вечная и актуальная одновременно!) — по ссылке.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
  • Ответ спустя полвека
    Недавно поздним вечером я ехал на велосипеде по посёлку Выдрино, это в Бурятии, на границе с Иркутской областью. На неосвещённых участках улиц приходилось напрягать зрение, чтобы в кого-нибудь не врезаться случайно. Впереди, заняв почти всю дорогу (машин здесь мало, особенно в это время суток), шла группа подростков, сопровождаемая непонятным слабым свечением, благодаря которому мне удалось их вовремя обнаружить и объехать без приключений. А когда обернулся, увидел и источник подсветки: все они, мальчики и девочки, шли, уткнувшись в свои смартфоны. Сначала мне стало смешно: ну и прогулка! А потом грустно: совсем дети помешались на этих гаджетах…
  • Стартовал очный этап отбора на бесплатное обучение программированию в «Школе 21» в Новосибирске
    Стартовал очный этап отбора на бесплатное обучение программированию в «Школе 21» в Новосибирске В Новосибирске началось проведение очных этапов отбора на обучение программированию в «Школе 21», сообщает пресс-служба Сбербанка.
  • Семьи с детьми могут получить 10 тысяч рублей от государства и 2 тысячи рублей от Сбера
    Семьи с детьми могут получить 10 тысяч рублей от государства и 2 тысячи рублей от Сбера Сбер подарит родителям детей, получивших на любую карту Сбербанка от государства 10 тысяч рублей, еще 2000 рублей и другие подарки, сообщает пресс-служба банка.
  • В чтении нет насилию!
    Меня часто спрашивают: как приучить ребёнка к чтению? Как заставить его читать нужные книги?
  • Дети смогут развить финансовую грамотность с новым подкастом «Петя и СберКот»
    Дети смогут развить финансовую грамотность с новым подкастом «Петя и СберКот» Сбербанк уделяет особое внимание развитию финансовой грамотности среди своих самых маленьких клиентов. Совместно с «Детским радио» Сбер запустил многосерийный подкаст «Петя и СберКот», созданный специально для детей. Об этом сообщает пресс-служба банка.
  • Ко Дню молодёжи Сбер запустил проект, который позволяет отправить себе аудио-письмо в будущее
    Ко Дню молодёжи Сбер запустил проект, который позволяет отправить себе аудио-письмо в будущее Ко Дню молодёжи СберБанк запустил проект «Капсула времени», который позволяет любому записать аудиопослание о своих мечтах, отправить его себе в будущее, чтобы потом проверить, какие мечты были исполнены. Об этом сообщает пресс-служба Сбербанка.
  • Дополнительные баллы при поступлении в престижный вуз получат призёры и победители «Международной олимпиады по страхованию», организованной Сбербанком
    Дополнительные баллы при поступлении в престижный вуз получат призёры и победители «Международной олимпиады по страхованию», организованной Сбербанком Страховой брокер Сбербанка подвёл итоги пятой «Международной олимпиады по страхованию», об этом сообщает пресс-служба банка.
  • Школьники разработали более 460 проектов стартапов на акселераторе SberZ
    Школьники разработали более 460 проектов стартапов на акселераторе SberZ Второй этап федеральной акселерационной программы для школьников SberZ от Сбера начинается 24 июня, сообщает пресс-служба Сбербанка.
  • Энциклопедии о Байкале были подарены школам Иркутской области в преддверии Всемирного дня окружающей среды
    Энциклопедии о Байкале были подарены школам Иркутской области в преддверии Всемирного дня окружающей среды В образовательные учреждения городов Усть-Илимска, Братска, Слюдянки, посёлка Листвянка, в Нижнеудинский и другие районы Иркутской области было отправлено 200 энциклопедий «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Водный мир», которые были изданы в этом году в Иркутской области при поддержке Байкальского банка Сбербанка, сообщает пресс-служба банка.
  • Подростки со смартфонами неосознанно едят больше нездоровой пищи
    Ученые установили, что проводящие с телефоном в руках более двух часов в день подростки с большей вероятностью пропускают завтраки, налегают на фастфуд и газировку.
  • Сбербанк запустил ряд мероприятий для повышения безопасности детей в интернете
    Сбербанк запустил ряд мероприятий для повышения безопасности детей в интернете Специально ко Дню защиты детей Сбер подготовил и запустил тест по правилам интернет-безопасности для родителей, сообщает пресс-служба Сбербанка.
  • «С головой в детство»: виды игрушек и день рождения Барби
    «С головой в детство»: виды игрушек и день рождения Барби Вы знаете, что любимая кукла многих девочек Барби 9 марта будет отмечать день рождения? Именно в этот день в далеком 1959 году она была представлена миру на ярмарке игрушек в Нью-Йорке. Там, кстати, куколку встретили не особо радушно. Профи игрушечной индустрии решили, что Барби слишком взрослая, чтобы стать интересной девчонкам. Но не тут-то было. Прошло время, и как видим, в некогда сомнительную куколку теперь играет весь мир.
  • Чем занять внуков: 5 способов
    Чем занять внуков: 5 способов Внуки – большое счастье. Но просто так эти человечки не растут – о них надо заботиться, с ними играть и их развивать. А чем занять отпрысков детей, нужно еще придумать.
  • Ребенка можно научить многому, в том числе быть чутким
    Педагог-психолог с мировым именем, автор книги «Чуткие дети. Как развить эмпатию у ребенка и как это поможет ему преуспеть в жизни» Мишель Борба разработала 9-ступенчатую программу развития детской эмпатии. Следуя ее рекомендациям, можно улучшить навыки чуткости и взаимопонимания в любом возрасте. Ниже предлагаем прочитать фрагмент данной работы.
  • Чем же заняться с внуками дома?
    Чем же заняться с внуками дома? Время от времени бабушкам и дедушкам приходится водиться с внуками. И что же делать с ними в холодное время года? Ведь зима часто не предполагает комфортные дни, когда можно пройтись по улице, парку и в удовольствие погулять с подрастающим поколением. А значит, чем-то занять нужно детей в помещении, дома.
  • Выбираем детский матрас с кокосом
    Выбираем детский матрас с кокосом Детям, особенно малышам, рекомендуется более жесткая поверхность для сна. Даже тонкая прослойка кокосовой койры повышает ортопедичность спального места. Рассказываем, какие комбинации наполнителей бывают в детских матрасах с кокосом.  
  • Учить, играя: памятка молодым родителям
    Учить, играя: памятка молодым родителям Психологи утверждают, что обучение детей обязательно должно быть связано с игрой. Малышам вечно не сидится на месте, а детская фантазия способна сотворить целые миры. Требовать от ребенка ответственного, взрослого поведения было бы жестоко и попросту бесполезно. Но совместив игру и обучение, можно добиться феноменальных результатов, ведь недаром говорят опытные педагоги, что в каждом ребенке живет гений – нужно лишь заинтересовать его и бережно направить на путь развития.
  • А ваши внуки умеют… говорить?
    cheburashka Ответы у доски не учат школьников выражать свои мысли вслух, считает основатель Института публичных выступлений Ирина Баржак.
  • При изоляции молодежь больше внимания уделяет своему телу и питанию… до анорексии
    Пандемия не могла не повлиять на людей. Они стали более уязвимы, растеряны, не могут понять, как строить планы на будущее и есть ли оно вообще. Юное поколение здесь не исключение. Его представители оказались оторванными от привычной им жизни, существуют вне коллективов, вне школ, вне реального человеческого общения. Как оказалось, вирус угнетает не только здоровье, но и психику. Многие психиатры, работающие с детьми и подростками, пишет немецкое издание Die Zeit, сообщают об увеличении числа пациентов с анорексией. Истории их болезней объединяет одно: все они начались во время пандемии. "Почти все говорили, что впервые либо повторно столкнулись с болезнью в период, когда были закрыты школы", - отмечает Готтфрид Барт, заместитель главного врача отделения детской и подростковой психиатрии Университетской клиники Тюбингена.
  • Проблема многих семей: ребенок не делает сам уроки. Советы психолога
    Иногда бабушкам и дедушкам с внуками своим детям нужно помогать. Но вот незадача: каждый раз приходится с криками заставлять своего школяра садиться за уроки, а он все равно ловит ворон. И мама и папа говорят, что происходит та же история. Что делать? Рассказывает психолог Катерина Мурашова.