НА КАЛЕНДАРЕ

Вересаев: писатель на грани двух эпох

По инф. calend.ru, culture.ru, veresaev.lit-info.ru   
18 Января 2022 г.

1401 24 1

16 января исполнилось бы 155 лет со дня рождения Викентия Викентьевича Вересаева – писателя, литературоведа, переводчика и активного общественного деятеля.

Вересаев: писатель на грани двух эпох

Викентий родился в 1867 году в Туле. Отец, Викентий Игнатьевич Смидович (1835–1894), дворянин, был врачом, основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей. Мать, Елизавета Павловна (урожденная Юницкая), организовала в своем доме первый в Туле детский сад.

Троюродным братом Викентия Вересаева был Петр Смидович, советский партийный и государственный деятель, а сам Вересаев приходится дальним родственником Натальи Федоровны Васильевой – матери генерал-лейтенанта В. Е. Васильева.

Семья проживала в Туле в собственном доме на Гоголевской улице, № 82, где сейчас располагается Дом-музей В. В. Вересаева.

О детстве Викентия мало что известно. В возрасте 14 лет он начал писать стихи и делать переводы. В 1887 году был опубликован его первый рассказ «Загадка».

Творчество и политические взгляды

В 1884 году Викентий окончил Тульскую классическую гимназию с серебряной медалью и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.

С 1895 года Вересаев увлекся марксизмом, сблизился с социал-демократами. И стал свои произведения использовать для выражения своих политических взглядов, где герои – это люди, разочаровавшиеся в народничестве, а также революционеры-марксисты.

Он выступал в марксистских кружках и собирал у себя дома социал-демократов. В автобиографии Вересаев писал: «Пришли новые люди, бодрые и верящие. Они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего. Кипела подпольная работа, шла агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими. Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и меня».

Викентий Вересаев чутко откликался на события в стране. Он создавал произведения о рабочих и крестьянах. Молодой писатель искал такой жанр, в котором публицистика могла бы соединиться с художественным описанием, и нашел его – так появилась публицистическая повесть.

Увлекаясь народничеством, Вересаев надеялся на создание общества людей-братьев путем морального совершенствования человечества. Позже он пришел к выводу, что без революционного слома действительности не обойтись, но ему должен предшествовать долгий период воспитания народа. В своей последней книге писатель продолжает считать, что создание общества людей-братьев еще потребует огромных усилий: мало изменить государственный строй, надо изменить человека, его отношение к ближнему. На первый взгляд это та же теория «живой жизни», где просто переставлены компоненты, – теперь уже сначала революция, а потом совершенствование человека. Но по существу, писатель приближается к точке зрения, согласно которой революционный переворот – не финал борьбы, а только начало строительства нового общества.

В начале ХХ века была популярна шутка, что в России больше всего писателей выпускают медицинские вузы. Викентий Вересаев – еще одно тому подтверждение. В 1894 году он окончил медицинский факультет и начал работать врачом в родной Туле, а позже – в Боткинской больнице Санкт-Петербурга.

Книгу о работе доктора «Записки врача» Викентий Вересаев написал в 1901 году. Биографическая повесть рассказывала о практике молодого врача, его столкновении с неромантичной реальностью, об экспериментах на людях и врачебной этике. Хотя «Записки» и шокировали публику, произведение быстро стало популярным у читателей, а Викентий Вересаев – известным в литературной среде.

«Врач – если он врач, а не чиновник врачебного дела – должен прежде всего бороться за устранение тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной, он должен быть общественным деятелем в самом широком смысле слова», – писал Вересаев

В 1904 году, во время Русско-японской войны, Вересаева призвали на военную службу и как военврача отправили в Маньчжурию. Он нес службу в тяжелейших условиях, не раз ему приходилось оперировать буквально на передовой. Фронтовым врачом он служил и позже, во время Первой мировой.

В 1910 году, после смерти Льва Толстого, Вересаев создал объемный труд о двух писателях уходящей эпохи – Толстом и Достоевском. Книга «Живая жизнь» до сих пор популярна и у литературоведов, и у биографов. Викентий Вересаев считал ее одним из самых значимых произведений в своем творчестве.

В 1920–30-е годы Вересаев почти все время посвящал изучению литературы. В этот период он написал книги «Пушкин в жизни», «Гоголь в жизни» и «Спутники Пушкина». Вересаев впервые в русской литературе начал писать биографии в новом жанре – хронике характеристик и мнений. Автор не давал трактовку событий из жизни своего персонажа, не описывал их с помощью художественных средств. Он создал лишь предисловие, комментарии и «монтировал» исторические факты, ссылаясь на источники. Вересаев всегда тяготел к автобиографизму, к изображению факта пережитого, виденного или кем-то сообщенного.

Викентий Вересаев также увлекался переводами. В 1919 году он получил Пушкинскую премию за переводы древнегреческой поэзии. Несколько лет спустя Вересаев начал работать над новыми переводами Гомера. Он не отказывался от переводческих традиций «Илиады» и «Одиссеи», которые создали Николай Гнедич, Василий Жуковский и Николай Минский. В предисловии к «Илиаде» Вересаев написал: «Все хорошее, все удавшееся новый переводчик должен полною горстью брать из прежних переводов». Однако он видел в них недостатки: у Гнедича – архаический язык и перенасыщенность текста церковнославянскими словами; Минский, как писал Вересаев, «вял и прозаичен». В своем тексте он стремился максимально приблизиться к древнегреческому оригиналу, сделать язык классической поэзии более близким и понятным читателю.

Последние годы

В последние годы своей жизни Вересаев отдает много сил литературоведческой и публицистической работе, стремясь говорить с самым широким кругом читателем.

А исподволь работал над книгой, которая оказалась его последней и лучшей книгой, своего рода книгой итогов. Ее творческая история сложна и до конца не ясна. Замысел книги, названной «Без плана», возник у Вересаева в середине 20-х годов. Он отдал этой работе двадцать лет из шестидесяти, посвященных литературе, и вложил в нее весь свой писательский опыт. «Без плана» – по сути, книга всей его жизни: многие страницы почти дословно воспроизводят заметки из дневников и записных книжек еще 80–90-х годов прошлого века, а последние строки относятся к 1945 году – к году смерти писателя.

Советский народ и правительство высоко оценили многолетнюю деятельность Вересаева. В 1939 году писатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1943 году ему была присуждена Государственная премия I степени.

Память

Умер Викентий Викентьевич Вересаев 3 июня 1945 года в Москве. Туляки хранят память о своем земляке. Мемориальными досками в Туле отмечены дом по улице Гоголевской, 82, здание пединститута по улице Менделеевской, где помещалась гимназия, в которой он учился, дом № 32 по улице Октябрьской, в котором жил Вересаев в годы высылки в Тулу. В 1958 году в Туле был открыт памятник Викентию Вересаеву работы московских скульпторов А. С. Рабина и Г. Г. Поляковой.

  • Расскажите об этом своим друзьям!