НА КАЛЕНДАРЕ

Верховный правитель на экране

По инф. glagol38.ru   
15 Февраля 2025 г.

Недавний день памяти Александра Колчака – 105 лет назад, 7 февраля 1920 года, он был тайно и без суда расстрелян в Иркутске – повод, чтобы вспомнить советские и российские фильмы, где можно увидеть его образ.

Верховный правитель на экране

Как киноперсонаж он впервые появился в нескольких еще немых кинокартинах. Все они были посвящены борьбе красных партизан против белогвардейцев и колчаковцев в Сибири.

  • «Красные партизаны» (1924). Артист Ибрагимов предстал в эпизодической роли адмирала Колчака в фильме режиссера Вячеслава Висковского, созданного на студии «Севзапкино» (будущий «Ленфильм»).
  • «Красный газ» (1924) создан по первому советскому роману «Два мира» Василия Зазубрина. В нем актер Малого театра Михаил Ленин (настоящее имя – Михаил Игнатюк) сыграл короткую роль Колчака. В 1930-е годы картина была снята с проката и все копии уничтожены – по одной из версий, из-за того, что в финальной сцене главная героиня произносит монолог, стоя на трибуне с портретами не только Ленина, но и Троцкого.
  • «Золотой запас» (1924). Фильм режиссера Владимира Гардина рассказывает об операции красных партизан, которые взяли в плен Колчака и захватили «золотой» эшелон. В фильме упоминается Иркутск 1920 года. К сожалению, картина тоже утеряна.
  • «Октябрь» (1927). В фильме Сергея Эйзенштейна есть сцена, где можно увидеть адмирала Колчака и генерала Добровольческой армии Михаила Алексеева, которые отдают честь председателю Временного правительства Александру Керенскому. Кинокритики уверены, что появление тогда любых героев рядом с Керенским преследовало только одну цель – показать единство их как врагов революции.
  • «Золотой эшелон» (1959). В фильме режиссера Ильи Гурина Колчак (Александр Шатов) с усмешкой идет во главе генералов, дипломатов и членов иностранных военных миссий по подвалу банка, показывает золотой запас, убеждая их в платежеспособности своего правительства. Здесь он процитировал Наполеона, что для войны нужны три вещи: деньги, деньги, деньги.
  • «Гроза над Белой» (1968). Фильм режиссеров Немченко и Чаплина рассказывает о боевой операции Красной армии по взятию Уфы в июне 1919 года. В одной из сцен Колчак (актер Борис Фрейндлих) принимает парад белых войск в Омске в окружении британского военного атташе Нокса и французского генерала Жанена. Он выступил на трибуне и пообещал, что в войне с большевиками эта зима будет последней. В другом эпизоде Колчак говорит с генералом Михаилом Ханжиным (Ефим Копелян) и замечает, что Нокс и Жанен жалуются на него, потому что русский генерал отказался от сотрудничества с союзными войсками. Когда пришли Нокс и Жанен, Колчак провозгласил тост за них и заставил присоединиться и Ханжина. Киноисследователи рассказывали, что во время написания сценария обсуждалось, что Александр Колчак – образованный человек, военачальник, иначе он не возглавлял бы Черноморский флот, Белое движение, но в фильме он был показан согласно духу времени.
  • «Севастополь» (1970). Фильм режиссера Валерия Исакова по повести Малышкина показывает монархические взгляды Александра Колчака (Геннадий Зиновьев), которые весьма преувеличены. Можно напомнить, что в апреле 1917 года в Севастополе Колчак выступил перед членами Офицерского союза Черноморского флота и делегатами армии, флота и рабочих, где заявил, что «свергнутый государственный строй привел нашу армию морально и материально в состояние крайне тяжелое, близкое к безвыходному».
  • «Кочующий фронт» (1971). В фильме Свердловской киностудии режиссера Бараса Халзанова Александр Колчак (Валентин Кулик) показывал дружбу с тувинцами и монголами, при этом рассчитывал, что они будут бороться с большевиками. В одной из сцен Колчак в белом мундире со свитой приветствовал главу ламаистской церкви Урянхайского края Лапсана Чамзу и подтверждал протекторат России над Урянхаем. Лапсан Чамза просит Колчака защитить Урянхай от «красного генерала Щетинки». Адмирал наградил его орденом святой Анны. В другой сцене Верховный правитель приказал генералу Розанову (Григорий Гецов) «стереть с лица земли Баджей и всю красную республику».
  • «Моонзунд» (1988). Фильм снят по роману Валентина Пикуля и рассказывает о периоде Первой мировой войны в 1917 году на Балтике. Здесь Колчак (Юрий Беляев) показан человеком с неоднозначными качествами. С одной стороны, он – выдающийся специалист минного дела, аристократ, сделал карьеру благодаря личному таланту. С другой, в фильме он назвал матроса мерзавцем за то, что тот на учениях неудачно произвел выстрел из корабельного орудия. Командующий Балтийским флотом адмирал Николай фон Эссен (Евгений Евстигнеев) при смерти настаивал, чтобы на его пост поставили только Колчака. Однако Николай II не решился на это. А голос за кадром рассказал, что получив золотое оружие от монархической лиги георгиевских кавалеров, Колчак уехал в Америку. Но в целом образ Колчака в фильме получился сильнее, чем в романе Пикуля.
  • «Конь белый» (1993). В фильме Гелия Рябова адмирал Александр Колчак (Анатолий Гузенко) – монархист, набожный человек, все время говорит о трагедии царской семьи, часто молится за спасение России. Может сложиться впечатление, что если Колчак придет к власти, то восстановит монархию. В фильме затронута и личная жизнь адмирала. Здесь есть и жена Софья (Елена Кривец), и Анна Тимирева (Вероника Изотова). По мнению кинокритиков, сам Колчак в фильме получился очень убедительным. Спокойным, твердым. Даже в свои последние секунды он спокойно смотрел в лицо красным, не отводя взгляд. Показаны душевные переживания адмирала. Он даже за границей думал о России и принял решение вернуться на родину.
  • «Адмирал» (2008). В фильме режиссера Андрея Кравчука Александр Колчак (Константин Хабенский) показан как герой погибшей империи. Это первая картина, где он – позитивный герой. И здесь, конечно, личные переживания и отношения с двумя женщинами. Константин Хабенский за роль Колчака получил премию MTV Russia Movie Awards, национальные премии «Золотой орел» и «Ника». Противники Колчака пытались обвинить режиссера в предвзятости, но Андрей Кравчук заявил, что «мы лишь показывали людей в определенных исторических обстоятельствах. Красные у нас не плохие, а белые – не хорошие. Наш фильм не о борьбе добрых со злыми. Главное – это судьбы, испытания, которым подвергаются человеческие чувства, когда все вокруг рушится».

По инф. glagol38.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!