НА КАЛЕНДАРЕ

Юрий Нагибин – легенда советской эпохи

По материалам www.culture.ru, biografiivsem.ru   
11 Апреля 2020 г.

100424 1a

Таких людей, как Юрий Маркович Нагибин называют энциклопедистами: ведь он был не только писателем, но и прекрасным художником, поэтом, публицистом. 3 апреля 2020 года исполнилось 100 лет со дня его рождения.

Юрий Нагибин – легенда советской эпохи

Биография Юрия Нагибина

Детство и юность

Юрий Маркович Нагибин родился в Москве. До семидесяти с лишним лет он не знал, что его настоящего отца звали Кирилл Александрович Калитин, которого убили в год рождения сына в Курской губернии на реке Красивая Меча при подавлении белогвардейского мятежа, «чтоб за мужиков не заступался». Мать Ксения Алексеевна много лет говорила сыну, что его отец – Марк Яковлевич Левенталь. На самом деле адвокат Левенталь был другом Кирилла Александровича, он усыновил мальчика, чтобы скрыть его дворянское происхождение и избавить от преследования. Позже Левенталь был репрессирован, сослан в Коми, где и умер в 1952 году. Нагибин ездил к отчиму втайне от своих знакомых и друзей, записи об этих поездках сохранились в дневниках.

В 1928 году мать повторно вышла замуж, на этот раз за писателя Якова Рыкачёва. Вот что пишет Юрий Маркович о своем происхождении: «Мое анкетное существование весьма резко отличается от подлинного. Один из двух виновников моего появления на свет так основательно растворился среди всевозможных мифических отчимов, что можно подумать, будто я возник только из яйцеклетки. Но вытравить отца мне удалось лишь из анкетного бытия. В другом, в плоти и крови, существовании моем он непрестанно напоминает о себе».

В детстве Нагибин увлекался футболом, делал успехи, даже входил в состав юношеской сборной «Локомотива». Но отчим-писатель предлагал попробовать себя в литературном творчестве. Первые произведения Нагибин создавал под его руководством.

«Тогдашний тренер «Локомотива» француз Жюль Лимбек предсказывал мне большое будущее. ... Но моя мать не хотела смириться с этим. Видимо, под ее нажимом отчим все чаще убеждал меня что-нибудь написать. ...Писание захватило меня... И я продолжал писать, упорно, с мрачным ожесточением, и моя футбольная звезда сразу закатилась».

В 1938 году Нагибин с отличием окончил школу. Он хотел поступить в Литературный институт, но мать убедила его подать документы в медицинский вуз. Однако уже на первом курсе писатель перевелся на сценарный факультет ВГИКа.

Вскоре произведения Нагибина появились в советской прессе. В 1940 году в журнале «Огонек» напечатали его рассказ «Двойная ошибка», а в 1941 — «Кнут». Писатель вспоминал: «Мартовскими, грязно заквашенными улицами я бегал от одного газетного киоска к другому и спрашивал: нет ли последнего рассказа Нагибина? Первая публикация светится в памяти ярче, чем первая любовь».

Зрелость

Когда началась война, Нагибин не эвакуировался с институтом, остался в Москве и записался добровольцем в армию. Он хорошо знал немецкий язык, поэтому попал в отдел контрпропаганды. Писатель придумывал лозунги для агитационных листовок, переводил документы, вел радиопередачи. В то же время он участвовал в боях на Воронежском и Волховском фронтах, был награжден Орденом Отечественной войны II степени.

В 1942 году Нагибин после тяжелой контузии вернулся в Москву и устроился журналистом в газету «Труд». В 1943 году вышел сборник его рассказов «Человек с фронта», и вскоре Юрия Марковича приняли в Союз писателей.

«Все виденное и пережитое тогда неоднократно возвращалось ко мне много лет спустя в ином образе, и я опять писал о Волге и Донбассе военной поры, о Волховском и Воронежском фронтах и, наверное, никогда не рассчитаюсь до конца с этим материалом», – позже писал Нагибин в автобиографии.

После войны Юрий Маркович продолжал работать журналистом, много путешествовал по СССР. К литературному творчеству писатель вернулся в начале 1950-х годов и стал одним из самых популярных прозаиков тех лет. По его произведениям сняли фильмы «Ночной гость», «Трудное счастье», «Братья Комаровы». Писатель вспоминал: «В критических статьях появились высказывания, что я наконец-то приблизился к художнической зрелости».

С начала 1960-х Нагибин часто ездил в Мещеру и на Плещеево озеро, общался с местными жителями, ходил вместе с ними на охоту. Его впечатления от поездок легли в основу так называемого Мещерского цикла.

Особое место в творчестве Юрия Нагибина занимали произведения о детстве и юности: «Чистые пруды», «Переулки моего детства», «Лето» и «Школа». Нагибин писал: «Мои рассказы и повести – это и есть моя настоящая автобиография».

Вместе с японским режиссером Акирой Куросавой Нагибин написал сценарий фильма «Дерсу Узала». В основу сюжета легли произведения Владимира Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Картина получила премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Всего по сценариям Нагибина сняли 20 картин: «Девочка и эхо», «Бабье царство», «Председатель» и другие.

Проза

Летом 1980 года Юрий Нагибин отправился в путешествие на Русский Север. Он побывал в Архангельске, Карелии, на Соловецких островах. Впечатления от этой поездки стали основой для соловецкого цикла рассказов и повести «Встань и иди», которую Нагибин посвятил своему отчиму Марку Левенталю. За это произведение в 1989 году писатель получил венецианскую премию «Золотой лев».

В 1980-х Нагибин продолжал писать детские произведения. Вместе с Ниной Соротокиной и Светланой Дружининой он создал сценарии для фильмов «Гардемарины, вперед!» и «Виват, гардемарины!». На телевидении выходили программы писателя, посвященные жизни Михаила Лермонтова, Николая Лескова и Сергея Аксакова.

В эти же годы Нагибин увлекся историей. Он написал повесть «Квасник и Буженинова», действие которой происходило в XVIII веке. Затем писатель опубликовал серию рассказов о знаменитых музыкантах и писателях.

Но главным героем городской прозы Нагибина всегда была Москва, город, где он прожил практически всю свою жизнь и который считал своей единственной привязанностью, хотя объездил весь мир. Не случайно последней его книгой стал «Всполошный звон», посвященный родному городу.

Шесть раз законным браком

Личная жизнь Юрия Нагибина складывалась непросто. Он был шесть раз женат и говорил, что каждая из женщин вносила в его жизнь что-то особенное, и с каждой он был по-своему счастлив.

Его первой избранницей стала Мария Асмус, дочь профессора Литературного института. Они поженились в 1940 году и прожили вместе около двух лет. Марии Нагибин посвятил автобиографический роман «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя».

Вторая жена писателя, Валентина Лихачева, была дочерью директора автозавода имени Сталина. Третьей супругой стала Елена Черноусова, а четвертой – артистка эстрады и гимнастка Ада Паратова.

В пятый раз Нагибин женился на поэтессе Белле Ахмадулиной. Предложение ей прозаик сделал прямо на дне рождения бывшего мужа Ахмадулиной – поэта Евгения Евтушенко. Нагибин прожил с пятой супругой восемь лет.

Последняя жена писателя – Алла Григорьевна, переводчица по профессии, стала хранительницей его наследия. Вот что Юрий Маркович писал в своем дневнике: «Завтра в шестой раз сочетаюсь законным браком. Не отболел, не отвалился струп, а я снова лезу на рожон. Поистине каждый спасается, как может. Впервые я делаю это по собственному желанию, без всякого давления извне, с охотой, даже радостью и без всякой надежды на успех».

Супруги были счастливы почти двадцать пять лет, и свою любовь к ней Нагибин выразил в романтической сказке «Рассказ синего лягушонка».

Последние годы жизни Нагибин вместе с женой провел в Италии. В эти же годы писатель работал над книгами воспоминаний. Юрий Нагибин умер 17 июня 1994 года.

  • Расскажите об этом своим друзьям!