«Скромный был человек и очень талантливый» – Петербург простился с режиссером Рогожкиным |
По инф. «Российской газеты», РИА «Новости» и argumenti.ru |
30 Октября 2021 г. |
23 октября 2021 года в Санкт-Петербурге скончался один из самых ярких представителей российского авторского кино, режиссер и сценарист, народный артист России, лауреат Государственной премии Александр Владимирович Рогожкин. Вспомним страницы его биографии. Будущий режиссер родился 3 октября 1949 года в Ленинграде. В 1972 году окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета по специальности «историк-искусствовед». Учился на художественно-графическом факультете Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена. В 1981 году окончил режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), выпускник мастерской Сергея Герасимова. В 1971–1972 годах работал художником на Ленинградском телевидении, затем в течение трех лет был художником-декоратором на киностудии «Ленфильм». Массовый зритель знает Александра Рогожкина прежде всего как комедиографа – его даже многие нарекли вторым Леонидом Гайдаем. Что, конечно, совсем не так: творчество Рогожкина намного разнообразнее по жанрам и драматичней, даже трагичней по тематике. Режиссерский дебют Рогожкина состоялся в 1985 году. Его первым фильмом стала военная драма «Ради нескольких строчек». Затем он в 1988 году снял кинокомедию «Мисс миллионерша». Следующий фильм режиссера «Караул» в 1989-м поднял тему насилия в армии. Снятая в жесткой черно-белой манере, картина оказалась одним из впечатляющих фильмов того времени. В 1991 году на экраны вышел фильм «Чекист», где Рогожкин погрузил зрителя в атмосферу красного террора, а в 1993 году состоялась экранизация рассказа Виктора Ерофеева «Жизнь с идиотом». В 1998 году режиссер обращается к армейской теме в фильме «Блокпост», посвященному вооруженному противостоянию на Кавказе. Фильм ставил острейшие моральные вопросы, на которые тогдашняя реальность не могла дать вразумительный ответ. Фильмы Рогожкина в 90-е годы, когда правда реальной жизни впервые за десятилетия получила право голоса, прозвучали набатом. Тогда впервые вошло в обиход словечко «чернуха», которым стали клеймить любую попытку в кино серьезно поговорить о теневых сторонах современной жизни. После этого режиссер, кожей чувствовавший свое время и умонастроения своего народа, перешел на «светлую сторону» национального юмора, национального скепсиса и цинизма. Общенациональную известность в 1994 году принесла режиссеру сатирическая комедия «Особенности национальной охоты». Выразительные комедийные маски, среди которых выделялся генерал Михалыч в исполнении Алексея Булдакова, реплики героев фильма стали частью современного русского фольклора. Картина породила ряд фильмов – «Операция «С Новым Годом!» (1996), «Особенности национальной рыбалки» (1997), «Особенности национальной охоты в зимний период» (2000). Это были комедии, весьма ядовитые и саркастичные по сути, но настолько бесшабашные по духу, что идеально легли на национальный характер, на «загадочную душу», и стали практически национальным фольклором. Творческим достижением режиссера в 2002 году стал фильм «Кукушка», действие которого происходит в 1944-м на дальнем финском хуторе, где встретились финский и советский солдат. Фильм был тепло принят критикой и зрителями, завоевал ряд кинонаград. На Московском кинофестивале картина была награждена призом «Серебряный Георгий» за режиссуру, в 2004-м была удостоена Государственной премии РФ, а в 2010 году фильм стал обладателем приза Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ как лучший фильм о Великой Отечественной войне, снятый в XXI веке. Александр Рогожкин принимал участие в создании сериалов «Улицы разбитых фонарей» (1997), «Убойная сила» (2000, 2001, 2002). В 2000-х годах режиссер выпустил полнометражные фильмы «Своя чужая жизнь», «Перегон». В последние годы им были сняты боевик «Вопрос чести», криминальный фильм «Оружие», комедия «Афроiдиты». Всего на его счету более 15 снятых картин. Рогожкин написал сценарии к фильмам «Третья планета», «Особенности национальной политики», также был автором сценариев почти всех своих картин. Александр Рогожкин был членом Союза кинематографистов РФ, Национальной академии кинематографических искусств и наук России, Российской академии кинематографических искусств «Ника», лауреат премий «Золотой орел» и «Кинотавр». В 1996 году ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств РФ, а в 2004 году – звание народного артиста России. В 2005 году у режиссера выходит сборник повестей и рассказов «Своя чужая жизнь». По первому образованию историк, Александр Рогожкин всегда очень тщательно разрабатывал будущий материал для своих фильмов, но рассудочность хладнокровного исследователя не была характерна для его стиля – все его картины глубоко эмоциональны и адресованы в первую очередь к способности зрителей не только думать, но и сочувствовать событиям и героям. В 2008 году режиссер попробовал себя в спортивной комедии «Игра» – эти грезы о триумфах на чемпионате мира по футболу и оказались последними в его творчестве. Последние годы жизни он тяжело и долго болел, жил затворником и не общался с прессой. Его бесспорно выдающийся талант, при всех наградах, которые получал Рогожкин, относится к разряду недооцененных и совсем не исследованных современниками. Потомки запомнят его комедии, но, скорее всего, проигнорируют боль самых важных для него откровений 90-х годов, в которых он, увы, оказался пророком. Рогожкин был женат на Юлии Румянцевой, работавшей над монтажом его фильмов. В 2011 году его супруга погибла, и после этого он навсегда ушел из кино. Переживал смерть жены. Тяжело болел. Александру Рогожкину было 72 года... Актер Семён Стругачёв в интервью Russia Today так сказал о режиссере: «Скромный был человек и очень талантливый. Скромный, но великий человек. Друг, соратник, настоящий мужик». Стругачёв полагает, что Рогожкин останется «в памяти и в истории нашего кино как человек выдающегося таланта». Он признался, что если бы не Александр Рогожкин, его бы сейчас никто не знал: «Это судьбоносный для меня режиссёр. И я буду помнить его всегда, пока я жив. И своим детям и внукам скажу, что этот человек действительно сделал для их папы и дедушки больше, чем все режиссёры вместе взятые». Еще о страницах жизни и судьбах великих на нашем портале для пожилых:
|
|