Сергей Прокофьев: музыка на века |
29 Апреля 2016 г. |
«Прокофьевское звучание – это красочность, мощь, дикость». Валерий Гергиев 23 апреля исполняется 125 лет со дня рождения великого русского композитора Сергея Прокофьева. Ему принадлежат крупнейшие музыкальные произведения XX века: оперы «Война и мир», «Семён Котко», «Любовь к трём апельсинам», «Игрок», балеты «Золушка», «Ромео и Джульетта», симфонии и концерты. Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году в имении Сонцовка в Екатеринославской губернии (ныне село Красное Донецкой области Украины). Отец его был агрономом, а мать занималась воспитанием сына. Она была хорошей пианисткой, и первые уроки музыки мальчик получил от неё. Когда Серёже было 5 лет, он сочинил первую пьесу для фортепиано, а к десяти годам уже написал оперы «Великан» и «На пустынных островах». Такой музыкальный дар требовал серьёзных занятий. Уже в возрасте тринадцати лет Сергей стал студентом Петербургской консерватории. К тому времени юный композитор был автором четырёх опер, симфонии, двух сонат и нескольких пьес. На выпускном экзамене Прокофьев с блеском исполнил свой «Первый фортепианный концерт», за что был удостоен премии им. А. Рубинштейна. Новый стиль Сергей Прокофьев вошёл в историю как новатор музыкального языка. Он никогда не был «композитором для всех», любил выделяться и не обращал внимания на веяния музыкальной моды. Из-за необычного стиля многие произведения Прокофьева не сразу принимались публикой. Например, во время премьеры Скифской сюиты зал наполовину опустел. Среди покинувших зал был известный композитор, директор Петербургской консерватории Глазунов. Критики называли композитора «музыкальным футуристом», а парижские газеты так охарактеризовали музыку Прокофьева: «Когда дочка динозавра оканчивала консерваторию, то в её репертуаре был Прокофьев...» «Стальные пальцы, стальные запястья, стальные бицепсы, стальные трицепсы... Это не музыка, а звуковой стальной трест...» В эмиграции После Октябрьской революции Прокофьев решил покинуть родину. В своём дневнике он написал: «Ехать в Америку! Конечно! Здесь — закисание, там — жизнь ключом, здесь — резня и дичь, там — культурная жизнь, здесь — жалкие концерты в Кисловодске, там — Нью-Йорк, Чикаго. Колебаний нет. Весной я еду... И вот под этим флагом я встретил Новый год. Неужели он провалит мои желания?» 7 мая 1918 года Прокофьев выехал Сибирским экспрессом из Москвы и 1 июня прибыл в Токио; два месяца добивался американской визы и 2 августа отплыл в США. Потом переехал в Германию, а затем на десять лет обосновался в Париже. Всё это время он выступал с концертами, сочинял музыку, много ездил с гастролями по Европе и Америке. В Чикаго он сочинил оперу «Любовь к трём апельсинам», которую американцы назвали «русским джазом с большевистской отделкой». Несколько раз Прокофьев приезжал с гастролями в СССР, концерты проходили с огромным успехом. Возможно, тогда у композитора и возникла мысль о возвращении. В Советский Союз композитор вернулся в 1936 году, через 18 лет эмиграции. Вместе с женой-испанкой Линой Кодина и сыновьями Святославом и Олегом он поселился в Москве. С 1941 года Сергей Прокофьев жил уже отдельно от семьи. Через несколько лет советское правительство объявило его брак недействительным, и без оформления развода 15 января 1948 года композитор официально женился на Мире Александровне Мендельсон. В том же году его первая супруга была арестована и провела в лагерях 8 лет. В 1956 году Лину Прокофьеву освободили, и она уехала из СССР. Многогранный талант Прокофьев обладал не только даром композиции. Круг его интересов включал живопись, литературу, кино и шахматы. Композитор был не просто талантливым шахматистом, он изобрёл новую систему игры, в которой использовались не квадратные, а шестиугольные доски. Так появились «девятерные шахматы Прокофьева». Кроме того, Сергей Прокофьев сам писал либретто к своим операм, рассказы и дневники, которые потом были изданы в Париже. В трёхтомный сборник вошли записи композитора, сделанные в период с 1907 по 1933 годы. Мало кто знает, что Прокофьев создал ещё одну уникальную вещь под названием «Деревянная книга» – небольшой альбом в переплёте из двух деревянных дощечек с металлической застёжкой. В этой книге в течение пяти лет, с 1916 по 1921 год, оставляли записи знаменитые художники, писатели, музыканты и близкие друзья Прокофьева. Они не просто расписывались в книге, а отвечали на один вопрос: «Что вы думаете о солнце?». Таким образом, в альбоме сохранились мысли и чувства таких людей, как Владимир Маяковский, Константин Бальмонт, Михаил Пришвин, Кузьма Петров-Водкин, Игорь Стравинский, Наталья Гончарова, Николай Рубинштейн, Фёдор Шаляпин. Юбилей «Пети и Волка» Первым произведением, которое написал Сергей Прокофьев, вернувшись в Союз, была симфоническая сказка «Петя и Волк». У этого знаменитого на весь мир сочинения в этом году тоже юбилей – 24 апреля исполнилось 80 лет со дня его создания. Идея сказки, рассказанной симфоническим оркестром, родилась у руководителя Детского музыкального театра Натальи Сац. Композитору очень понравился замысел, и он написал свою музыкальную сказку меньше чем за неделю. Когда в 1938 году Прокофьев был на своих последних зарубежных гастролях, он посетил и Голливуд. Там он лично сыграл Уолту Диснею «Петю и Волка» и подарил режиссёру ноты. При этом композитор выразил надежду, что когда-нибудь Дисней экранизирует музыкальную сказку. И в 1946 году Уолт Дисней нарисовал по ней один из лучших своих мультфильмов. История смелого пионера сразу покорила весь мир, а мультипликационная история вошла в золотую коллекцию студии. «Хэппи энд» у Шекспира Когда Прокофьев решил писать балет «Ромео и Джульетта», он задумал изменить сюжет Шекспира и сделать благополучный финал, где влюблённые не погибают, а остаются живы и счастливы. Как он сам писал: «В конце 1934 года возникли разговоры с Ленинградским театром имени Кирова. Меня интересовал лирический сюжет. Набрели на «Ромео и Джульетту» Шекспира. Весной 1935 года мы с Радловым разработали сценарий, тщательно консультируясь с балетмейстером по техническим вопросам. В ту пору много разговоров возникло вокруг нашей попытки закончить «Ромео и Джульетту» благополучно: в последнем акте Ромео приходил на минуту раньше, заставал Джульетту живою, и все кончалось хорошо. Причины, толкнувшие нас на это варварство, были чисто хореографические: живые люди могут танцевать, умирающие не станцуют лёжа...» Однако от затеи этой пришлось отказаться. Но не от новаторской музыки, которую даже Галина Уланова (Джульетта) называла тогда нетанцевальной. Балет этот стал одним из самых популярных в мире. Последние произведения В 1948 году Прокофьев получил неожиданный удар – власти обвинили его в формализме и сумбуре. Шестая симфония и опера «Повесть о настоящем человеке» были названы не соответствующими концепции социалистического реализма и чуждыми советскому народу. Здоровье композитора оставляло желать лучшего, но, несмотря на категорические запреты врачей, он продолжал работать. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония. Сергей Сергеевич скончался в московской коммунальной квартире в Камергерском переулке 5 марта 1953 года. Так как композитор умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. В память о композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная доска.
|
|