Прерванный полет |
Павел КУШКИН, заслуженный работник культуры РФ |
09 Мая 2023 г. |
При въезде на иркутское Ново-Ленинское кладбище в отдельной, своего рода мемориальной оградке покоятся трагически погибшие летчики-испытатели авиационного завода. Каждое имя овеяно славой в годы Великой Отечественной войны. Погибли при исполненииПервая со времен пуска завода катастрофа случилась 28 сентября 1946 года с экипажем 38-летнего Героя Советского Союза Павла Ивановича Тихонова, совершавшего полет на Б-25 «Митчелл» по маршруту Иркутск – Уфа. Сын крестьянина из деревни Обшаровка (Самарская область), он после окончания в 1934 году Луганской школы военных пилотов служил в бомбардировочной авиации Белорусского и Забайкальского округов. Демобилизовавшись, работал в гражданской авиации. С января 1941-го в Иркутске, летал по северным линиям. «Погибли при исполнении служебных обязанностей», – сказано коротко в некрологе. Иного объяснения быть не могло – авиастроители жили под грифом «секретно». Спустя годы в местной многотиражке стали публиковаться материалы о летчиках-испытателях. Чаще всего они принадлежали перу самобытного заводского журналиста Анатолия Денисевича, хорошо знавшего многих воздушных асов потому, что еще до войны прошел школу аэроклуба, воспитанники которого воевали на фронтах Великой Отечественной. «За день до трагедии, – вспоминал Денисевич, – я встречался с Александром Холодовым, вторым пилотом экипажа Тихонова. Поэтому катастрофа – как гром среди ясного неба. С командиром и А. Холодовым разбились борт-механики В. Токарев и С. Наумник. Спаслись бортрадист и командировочный, находившиеся в хвосте машины. Они долго блуждали, пока не вышли на людей. С их слов, транспортный самолет в 11:45 поднялся в воздух, а в 13:00 неожиданно радиосвязь прервалась. Самолет попал в пелену сплошной снежной завесы. Летели вслепую, сбились с намеченного курса, горючее на исходе, двигатели работали с перебоями. – Приготовиться к аварийной посадке! – дал команду командир. – Садиться будем на лес. Это был крайне рискованный шаг, без шанса избежать крушения, но другого выхода не было… Отважно и дерзко громил врагаС первых дней Великой Отечественной Павел Иванович воюет в авиации дальнего действия. О подвигах лаконично говорит выписка из наградного листа: «Командир авиационной эскадрильи П. Тихонов с декабря 1941 по апрель 1944 совершил 224 вылета, из них 210 – ночью. За образцовое выполнение заданий, мужество и героизм удостоен дважды орденов Ленина и Красного Знамени». Высокое летное искусство, отвага и дерзость позволяли ему выполнять самые ответственные задания и беспощадно громить врага в боях за Брянск, Минск, Харьков, Полтаву, Смоленск, Киев, Кенигсберг (ныне Калининград), Данциг, Хельсинки... На счету его экипажа десятки уничтоженных целей – мостов, поездов, складов. Каждый вылет – зачастую по два за ночь – мог стать последним. В декабре 1941-го при бомбежке моста через Волгу его самолет атаковало немецкое звено истребителей. В неравном бою раненный в руку Тихонов не выпустил штурвал, выстоял в смертельной схватке и умело посадил машину в поле. В 1943 году, атакуя вражеский аэродром в районе Сталинграда, экипаж Тихонова уничтожил 15 самолетов на взлетной полосе, серией снарядов разбомбил эшелон. За доблесть и мужество 19 августа 1944 года майору Тихонову присвоено звание Героя Советского Союза. На малой Родине в селе Обшаровка его именем названа улица. С лета 1945-го Павел Тихонов – командир транспортного самолета иркутского авиазавода. 28 сентября 1946 года из полета не вернулся... Экипаж Назара Бушкевича4 августа 1949 года экипаж в составе летчика-испытателя Н. Бушкевича, штурмана А. Иванова и радиста В. Кушкина на самолете Ту-2 отправился во второй раз за день в контрольный полет. «Машина в районе Китоя на высоте 2000 метров. Полет нормальный», – доложил Бушкевич. На этом радиосвязь прервалась. Через 58 минут после полета директора завода информировали о гибели экипажа. Та трагедия – беда и горе всех авиастроителей. Разбившийся экипаж в последний путь провожали из Дома культуры, пронесли по улицам поселка. Лично для меня катастрофа – сердечная рана, ведь погиб мой дядя, родной брат отца. Владимир ушел на фронт в декабре 1941 года 18-летним добровольцем из Кутулика, родины великого драматурга Александра Вампилова, там до войны жила большая семья Кушкиных. Освоил радиоспециализацию и до Победы доблестно сражался в танковых частях в составе Западного, Брянского, Сталинградского, Первого Украинского и Белорусского фронтов. Ратный путь до стен рейхстага отмечен наградами – орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За боевые заслуги» (дважды), «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга». Награды, как правило, сопровождались письмами на родину от командиров. Вот одно из них: «Уважаемая Кушкина Александра Степановна! За боевые заслуги, беззаветное мужество и образцы воинской доблести в борьбе с немецкими оккупантами Ваш сын, гвардии сержант Кушкин Владимир Иванович, награжден правительственной медалью «За отвагу». Поздравляем Вас и разделяем гордость за верного защитника Отечества! Командир части подполковник Цибулька. 27 февраля 1944 г.». Дорогого стоит и личная благодарность самого товарища Сталина – Верховного главнокомандующего и маршала Советского Союза от 7 марта 1945 года: «За отличные боевые действия при освобождении Данцига – важнейшего пункта обороны немцев». Приземлял самолеты как по заказуВ 1947 году Владимир Кушкин пришел на иркутский авиазавод, где трудились два его брата. Ему оказали высокую честь, приняв в летный экипаж знаменитого испытателя Назара Бушкевича. Классный летчик школы Чкалова, Бушкевич в Красной армии с 24 лет. В 1937 году был принят на авиазавод летчиком-испытателем. Рвался на фронт с первых дней Великой Отечественной, но ему обозначили фронт здесь, в тылу, где воздушный ас испытывал вводимые в строй самолеты разных видов – врага били не только в бою. Бушкевич был награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени. О нем легенды ходили. Говорили, что он «приземляет самолеты как по заказу». Однажды посадил загоревшийся в воздухе самолет буквально на пятачке, а при посадке на самолете СБ не вышла одна стойка шасси. Фигурами высшего пилотажа летчик пытался вытряхнуть ее, ничего не помогало. С земли поступил приказ катапультироваться. Командир передал об этом экипажу, в ответ: «Как ты, так и мы». «Кто бы сомневался», – улыбнулся Назар, веривший в своих ребят как в себя. «Буду сажать на одну «ногу», – сообщил он, – как говорится, не дрейфь, кума, прорвемся». Любимая присказка командира означала одно: все будет в порядке. После полета Назар раскрыл пачку папирос и, как ни в чем не бывало, предложил: «Закуривайте, ребята». О последнем полете экипажа Бушкевича репортаж Денисевича: «Подошли к самолету Ту-2. Вокруг мотористы, электрики, тут же штурман Иванов, бортрадист Кушкин. – Готовы? – спросил командир. – Тогда по местам. Моторы взревели своей мощью, и Ту-2, набирая скорость, побежал по взлетной полосе, через секунды оторвавшись от земли. Курс – на строящийся Ангарск, вниз по Китою в сторону пионерского лагеря «Ленинец», где отдыхала тогда дочурка Назара Галя. Она смотрела в небо и думала: «Это, наверное, мой папка». Самолет, опустив нос, понесся к земле. Зеленый сосновый бор, только что лежавший под крылом Ту-2, стал стеной, горизонт исчез…» Наверное, это и про них Роберт Рождественский напишет потом пронзительные стихи, ставшие песней: Стрела самолета рванулась с небес! И вздрогнул от взрыва березовый лес… Почему всегда послушный воле и умению аса самолет на этот раз не взмыл вверх, а врезался в верхушки деревьев? Ответ потом нашла аварийная комиссия. Но я о другом: погибли молодые, полные сил и не сбывшихся надежд крылатые люди. Назару Семеновичу Бушкевичу – 41 год, Александру Ермолаевичу Иванову – только 32, а Владимиру Ивановичу Кушкину – всего 26! Выйти из пекла войны и погибнуть. Обидно и горько. Ну, почему? *** Гибель крылатых асов Иркутского авиазавода, увы, не редкость. Скорбный список пополнили многие заслуженные летчики авиазавода. Участник Великой Отечественной войны, 46-летний штурман-испытатель 1-го класса полковник Александр Михайлович Ярошевич, трагически погибший 27 мая 1968 года, тоже из этой славной гвардии. В Красной армии он с 1940 года. Сражался на всех фронтах, защищал Ленинград, освобождал Варшаву, брал Берлин. Совершил 102 успешных боевых вылета. 19 апреля 1945 года, когда до Победы совсем ничего, Ярошевич выполнял ответственное задание на Пе-2 и был сбит. Выбросился на парашюте и под бешеным огнем приземлился, доставив важнейшие результаты разведки. Был удостоен орденов Красного Знамени и Красной Звезды. Среди наград – уникальная медаль «Заслуженным на поле Славы», учрежденная в 1943 году. На авиазаводе с 1948 года, испытывал Ил-2, Ан-12, Як-28. Погиб, как Солдат, оставаясь верным присяге до последнего часа. Похоронен рядом с боевыми товарищами на Ново-Ленинском кладбище. Светлая им память!
|
|