ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Николай Гриценко – актёр милостью Божией

По инф. biographe.ru, culture.ru   
02 Августа 2022 г.
Изменить размер шрифта

24 1a

Николай Гриценко – известный театральный и киноактер. Он был настоящей звездой, его роли, сыгранные в кино, поражали своей достоверностью, убедительностью и мастерством воплощения.

Актёр милостью Божией

Детство

Родился Николай Гриценко 24 июля 1912 года на станции Ясиноватая Донецкой области. Отца будущей звезды экрана звали Олимпий Гриценко, он работал переписчиком вагонов. Спустя много лет Николай, на то время уже знаменитый актер, будет стесняться своего нетипичного отчества и рассказывать шутливую историю о том, что поп рассорился с его дедом, и когда ему принесли крестить новорожденного мальчика, то он выбрал в святцах самое странное из имен, которое сумел найти. Мама Фаина Гриценко занималась воспитанием детей. Через пять лет после рождения Николая в семье родилась девочка Лилия, которая тоже стала актрисой, оперной певицей, народной артисткой РСФСР.

Николай окончил Днепропетровский транспортный политехникум и, получив диплом, устроился работать на железную дорогу. В 1934 году поступает в киевский драматический техникум. Через год молодой человек отправился в Москву, прекрасно понимая, что по-настоящему реализовать свой творческий потенциал можно только в столице.

На протяжении года Николай посещал театральную школу при Театре Красной Армии и только в 1937-м стал студентом прославленного Щукинского училища. Талант Гриценко не остался незамеченным, и после выпуска из училища в 1940 году его приняли в официальную труппу этого театра.

Театр

В копилке театральных ролей Николая Гриценко есть много ярких и интересных образов. Зрители тепло встретили его Тихона Молокова из пьесы «На золотом дне», сценарий к которой написан на основе одного из произведений Дмитрия Мамина-Сибиряка. Эта роль стала одной из самых известных работ Николая Гриценко в театре. Юрий Яковлев вспоминал случай, который произошел на прогоне спектакля: «Шла генеральная репетиция для «пап и мам». Николай Олимпиевич пригласил свою маму. На прогоне она спрашивает у меня: «А что, это новый актер у вас?» – «Пока секрет. Я вам потом расскажу», – отвечаю его маме. Кончился первый акт. Подвожу ее к нему и говорю: «Познакомьтесь, Николай Олимпиевич Гриценко». Мама его не узнала! Этот случай – легенда, свидетелем которой я был».

  • С Татьяной Самойловой в фильме «Анна Каренина»

В 1958 году Гриценко сыграл очень сложную роль – князя Мышкина из «Идиота» Достоевского. Добродетельный и мягкосердечный Мышкин выглядел как-то по-особенному в исполнении Николая Гриценко. Сам актер считал роль князя Мышкина своей самой важной работой в театре и играл ее более десяти лет.

«Задумав какую-то форму, образ, характер, мог влезать в него стопроцентно. Он переставлял себя так, как никто в нашем театре не мог. Он был лицедей номер один», – рассказывал Василий Лановой.

Гриценко всегда ставил театр на первое место: «Как актер я давно пришел к выводу, что только театр переживания, театр, в котором актер владеет искусством перевоплощения, – мой театр».

Мастерство внутренне перевоплощаться было особенностью актера, казалось, что он вовсе не играет, а живет жизнью каждого из своих персонажей. С каждой новой ролью на театральных подмостках число почитателей его таланта росло. На спектаклях с участием Гриценко зачастую бывали его коллеги из других театров и их режиссеры. Им не терпелось познакомиться с работой живой легенды, перенять опыт Гриценко и хоть немного приблизиться к его уровню.

Билеты на спектакли с его участием было не достать. Зрители актера обожали, а коллеги в один голос называли его гением и актером с божьим даром.

Постепенно репертуар артиста пополнялся новыми работами, причем в разных жанрах.

Фильмы

В 1942 году Николай Гриценко начал свою кинематографическую биографию. Он снялся в фильме Юлия Райзмана «Машенька», но ему досталась настолько маленькая роль, что его имени даже не оказалось в титрах. Несмотря на незначительность дебютной роли, Гриценко начал получать приглашения от режиссеров, причем достаточно часто.

Для Николая было абсолютно неважно, кого он играет – ключевого персонажа или второстепенную роль, он привык выкладываться по максимуму.

По мнению критиков и любителей кинематографа, Гриценко очень естественно выглядел в роли Александра Каренина в картине «Анна Каренина», снятой режиссером Александром Зархи. Удачной была и роль Николая Татаринова из ленты «Два капитана», экранизации произведения Вениамина Каверина.

  • С Руфиной Нифонтовой в фильме «Хождение по мукам»

После этого фильмография артиста пополнилась культовым сериалом «Семнадцать мгновений весны» режиссера Татьяны Лиозновой, где Гриценко примерил на себя погоны фашистского генерала. Глядя на его холеное надменное лицо на экране, трудно поверить, что это русский артист, а не действительно немецкий аристократ, настолько органичным было перевоплощение. Эта роль была самой короткой из всех, что приходилось играть Гриценко за всю свою жизнь. Однако он едва справился с ней, так как в то время уже серьезно болел, забывал слова роли. Режиссеру пришлось идти на уловку и развесить в вагоне, где снималась эта сцена, слова-подсказки. Артист мастерски справился с ролью, и эпизод с его участием критики признали чуть ли не самым сильным в этой ленте.

В 1952 году Николай был награжден Сталинской премией, в 1964 году стал народным артистом СССР, а в 1970 году ему вручили Государственную премию РСФСР имени Станиславского.

Личная жизнь

Между творческой и личной жизнью артиста можно поставить знак равенства, обе протекали ярко и интересно. Первый раз Николай женился на актрисе Ирине Буниной, народной артистке Украины. Этот брак Гриценко был бездетным.

  • Николай Гриценко и Ирина Бунина

Второй раз Николай повел в загс снова актрису, Инну Малиновскую. Она родила ему дочку Екатерину.

У Гриценко была репутация ловеласа, о романтических отношениях артиста ходили легенды. Одной из любовниц Николая была фотограф Галина Кмит, которая забеременела от него.

Есть сведения, что артист предлагал любимой женщине пожениться, но она была замужем, и супруг не давал согласия на развод. Поэтому им пришлось жить в гражданском браке. Все заботы об обустройстве быта и дома легли на плечи Галины.

Николай патологически не выносил книг, даже сценарий она читала ему вслух, а он запоминал. Галина все переводила в шутку, говорила, что вместо пеленок будет заворачивать ребенка в газету, чтобы он не унаследовал от отца эту ненависть к чтению.

Спустя положенный срок у Галины родился мальчик, которого женщина назвала Денисом. Гриценко отказался признавать отцовство, ему не хотелось платить алименты. Муж Галины (он так и не дал ей развода) Леонид Кмит (Петька из фильма «Чапаев») записал мальчика на свою фамилию и полностью заменил ему родного отца. Николай так ни разу с сыном и не встретился.

Финал жизненного пути талантливого артиста оказался страшным и нелепым, почище выдуманных историй. Николай страдал от серьезной болезни – рассеянного склероза, поэтому неудивительно, что он не помнил роль, он забывал даже простые вещи. Его почти не приглашали на съемки, и эта невостребованность в профессиональном плане сильно угнетала Гриценко. Как и многие творческие люди, артист топил свою тоску в алкоголе. Но это был не выход, а скорее, тупик. Жизненный путь артиста закончился в психиатрической клинике, куда его упекла вторая жена.

Его практически не навещали, только изредка приходили коллеги и Галина. С каждым днем Николай все больше страдал от провалов в памяти, и однажды взял в холодильнике чужие продукты, приняв их за свои. Соседи по палате сильно избили его в отместку за «воровство». Болезнь и алкоголизм сильно пошатнули здоровье артиста, и ослабленный организм Гриценко просто не выдержал нового испытания. Он умер 8 декабря 1979 года от инфаркта.

На нашем сайте читайте также:

  • Расскажите об этом своим друзьям!