На музыкальном Олимпе: 210 лет со дня рождения Кристофа Глюка |
По инф. biographe.ru |
06 Июля 2024 г. |
Кристоф Глюк – австрийский композитор XVIII века, представитель классической оперной школы. Известен как объединитель французских и итальянских традиций, музыкальный новатор. Рыцарь ордена Золотой шпоры. Фото biographe.ru Кристоф Виллибальд Глюк родился 2 июля 1714 года. Его дед, Иоганн Адам, работал лесничим на службе у принца Фердинанда Августа фон Лабковица. Отец также унаследовал должность егеря. Предполагалось, что мальчик унаследует профессию отца. Но он больше тяготел к музыке, с детства слушая ее во время церковных месс. Еще в школе Кристоф научился играть на нескольких музыкальных инструментах, а также брал частные уроки как особенно одаренный ученик. В 1731 году Глюк поступил на факультет логики и математики Пражского университета. Впрочем, именно в этом учебном заведении в тот период времени существовала сильная оперная школа. И музыкально одаренного Глюка просто не могли упустить из вида. Как бы то ни было, университет он не окончил. Некоторое время Кристоф работал лесничим в Вене у представителей семьи Лобковиц, у которой служил его отец. Но и здесь музыкальное дарование дало о себе знать. Именно в 1734–1735 году состоялись камерные премьеры двух опер, позже поставленных самим Глюком. Следующее известие о судьбе Кристофа связано уже с Миланом. Сюда он приехал вместе с князем Антонио Мельци, чтобы играть в оркестре. Языковой барьер молодого человека не пугал. Он до конца жизни говорил на итальянском и французском языках бегло, почти как на родном чешском, а вот немецкий осваивал с трудом. В итоге речь Кристофа изобиловала смешением фраз и наречий. По приезде в Милан Глюк познакомился с Джованни Саммартини. У маэстро он продолжил свое обучение, освоив в совершенстве все основные музыкальные инструменты. Саммартини был известен больше как автор духовной музыки, но сильная оперная школа Италии оказала свое влияние на дальнейшее становление Глюка именно как композитора. Он пишет свою первую итальянскую оперу – «Артаксеркс» на либретто Метастазио. Первая работа стала неплохой рекламой. Глюка пригласили писать оперы для четырех последующих миланских карнавалов. А арии в его произведениях соглашался исполнять знаменитый на весь мир кастрат Карестини. Получив определенную известность в музыкальных кругах, Глюк мог выбирать себе работу по душе. В 1745 году его пригласили в качестве домашнего композитора в Королевский театр в Лондоне. Поездку через Франкфурт Кристоф совершает в компании Фердинанда фон Лабковица. Впрочем, это назначение не принесло Глюку большой известности в Англии. В стране шло восстание якобитов. Театр большую часть года был закрыт. К полноценной работе удалось приступить лишь в 1746 году. На основе своих ранних малоизвестных произведений Кристоф ставит две оперы: «Артамена» и «Кадута гигантов». В этот же период состоялось знакомство Глюка с Генделем, по признанию самого композитора, оказавшим на него огромное влияние. Вскоре они даже дали в Лондоне совместный концерт. В театре Хеймаркет были сыграны сонаты Глюка и органный концерт Генделя. Впрочем, отзывы коллеги о Кристофе были куда менее восторженными. Гендель сказал, что его повар знает контрапункт больше, чем Глюк. Впрочем, все это не повлияло на популярность молодого композитора. Его буквально засыпали заказами. В 1747 году Глюка пригласили на постановку оперы в честь королевской свадьбы между семьями правителей Баварии и Саксонии. Исполняла произведение не менее знаменитая труппа Пьетро Минготти. Эта работа прославила Глюка еще больше. Женившись на дочери венского коммерсанта, Глюк и сам обосновался в этом крупном европейском городе. Ему предложили должность капельмейстера города. От такой чести Кристоф не отказался. Вскоре на крупнейших мероприятиях зазвучали его произведения. В 1754 году на фестивале в Вене была представлена опера «Синези». Впрочем, довольствоваться только Австрией амбициозный композитор был не готов. В феврале 1756 года в Риме с большим успехом проходит премьера его оперы «Антигоно». Постановка оказалась настолько впечатляющей, что Папа Бенедикт XIV приглашает Глюка к своему двору, чтобы посвятить его в рыцари Золотой шпоры. С этого момента Кристоф всячески акцентировал внимание на своем статусе. Себя он именовал шевалье де Глюк или Риттер фон Глюк. Устав от итальянской оперы, композитор начал смело экспериментировать. Результатом его трудов стал ряд комических опер, не менее успешных, чем прежние. В 1761 году Глюк идет еще дальше. В партнерстве с хореографом Анджолини он создает балетную постановку «Дон Жуан» в жанре пантомимы. Столь радикальный, новаторский подход привлек еще большее внимание публики. С приходом к власти Фридриха II Прусского интерес к творчеству Глюка в Вене стал угасать. Он больше не был придворным любимцем. И Кристоф снова отправляется во Францию, где ему всегда была рада предложить работу бывшая ученица Мария-Антуанетта, супруга будущего короля Людовика XVI. Вскоре Глюк уже подписал контракт с Парижской оперой. Ему предстояло создать шесть постановок, и первой из них стала «Ифигения в Авлиде». Но премьера этой оперы в 1774 году вызвала скорее скандал, чем восторг. Противники новаторских идей привезли в город постановку Никколо Пиччинни, сторонника неаполитанских традиций. В итоге знать Парижа буквально раскололась на две противоборствующие стороны. А когда к «Роланду», над которым работал Глюк, предложили написать либретто Пиччинни, композитор предпочел просто уничтожить свои наработки. Он не терпел этого унизительного сравнения. В августе того же года прошла премьера второй постановки Глюка для Парижской оперы. На этот раз был выбран проверенный вариант «Орфея и Эвридики». Публика приняла постановку благосклонно, но Глюк все равно уехал в Вену, где получил должность придворного композитора после 20 лет исполнения капельмейстерских обязанностей. В Париж он возвращался, выполняя прежний контракт, но жить там постоянно уже не хотел. В этот период Кристоф тесно общался с Антонио Сальери, именуя его своим парижским наследником и протеже. Знакомы композиторы были еще с 1767 года. Последнюю свою постановку, «Ифигению в Тавриде», он представил с либретто на немецком языке в 1781 году. Опера прошла с большим успехом, за сезон состоялось 32 показа спектакля. Несмотря на то, что помимо крупных форм Глюк писал и менее масштабные произведения, его чаще всего упоминают именно как оперного композитора. Точное количество его постановок тоже сложно установить. Разные источники указывают, что их было от 50 до 107. Глюк был женат лишь однажды. Его личная жизнь не изобиловала потрясениями и бурными романами. В 1750 году в Вене он заключил брак с юной Марианне Бергин, происходившей из семьи богатого коммерсанта. Невеста была заметно младше жениха, что, впрочем, не помешало их счастью. Детей у пары не было, но в семью была взята на воспитание племянница, которую супруги Глюк воспитали как собственную дочь. В 1779 году Глюка в Париже поразил инсульт, который повторился в 1781-м. К моменту смерти композитор пережил еще несколько апоплексических ударов. И умер после обеда с друзьями в результате сердечной аритмии. Ему было 73 года. Похоронили Глюка на небольшом церковном кладбище близ Матцлайнсдорфа. А в 1890 году прах перенесли на центральное кладбище По инф.
Тэги: |
|