Королева романса: Изабелла Юрьева |
По инф. biographe.ru |
07 Октября 2022 г. |
Изабелла Юрьева – популярная отечественная певица, исполнительница романсов. Ее называли королевой патефона, белой цыганкой, мадам Вечный Аншлаг. Она обладала сильным чувственным контральто. Ей покорились музыка, эстрада, она – настоящая легенда. Детство и юностьНастоящее имя певицы – Изабелла Лейвикова (Левикова). Юрьева – творческий псевдоним. Она родилась в самом конце XIX века, 7 сентября 1899 года, хотя в ее паспорте указана совсем другая дата – 1902 год. Когда в СССР вводилась паспортная система, то многие известные люди пытались себя «омолодить», указывая неверную дату рождения. Фаина Раневская когда-то говорила, что Любовь Орлова благодаря такому подходу к этому вопросу «помолодела» на десяток лет. Изабелла родилась в Ростове-на-Дону, в многодетной еврейской семье, имеющей непосредственное отношение к миру искусства. Отец Даниил Лейвиков трудился в театре, изготавливал шляпы. Мама Софья Лейвикова работала постижёром. Они жили по соседству с Ефремом Цимбалистом, завоевавшим славу одного из лучших скрипачей в мире. Именно он услышал пение маленькой Беллы и посоветовал родителям девочки показать ее музыкальным педагогам. Отец девочки не хотел, чтобы она выступала на сцене, но вопреки его воле девушка впервые спела на публике в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось на летней эстраде одного из ростовских парков. Изабелла навсегда запомнила свое первое выступление, так как с ней приключился небольшой конфуз. Девушка пела, и в рот к ней влетел комар. Она поперхнулась, сбежала, но взяла себя в руки и вернулась на сцену. После того как закончила выступление, публика разразилась овацией. Спустя год Изабелла уехала в Петроград. Она хотела, чтобы ее послушал специалист из консерватории. В 1920 году Изабелла поступила в консерваторию, ее наставником стал композитор Алексей Таскин. Он уделял много времени юному дарованию и утверждал, что ее голос поставила сама природа. МузыкаСвою творческую биографию Изабелла начала в 1922 году, она дебютировала на сцене театра «Колизей». В ее исполнении прозвучала «Нищая» композитора Александра Алябьева. Ленинградское концертное объединение мигом предложило обаятельной задушевной певице подписать контракт. Девушка записывалась у них, ей платили большие деньги. В те же 20-е годы прошлого века Изабелла стала одной из звезд первой величины. Даже несмотря на то, что в ее репертуаре отсутствовали песни, прославлявшие советскую власть. Он состоял из буржуазных и безыдейных композиций, в основном русских романсов и старинных цыганских песен.
Белокурая Изабелла вкладывала в свои куплеты нешуточную страсть и некую лукавинку, чем пришлась по душе не только простым зрителям, но и представителям правящего эшелона. Последние на словах выражали презрение этой «цыганщине», но при этом не стеснялись приглашать певицу на свои закрытые вечеринки в Кремль, где она развлекала партийную элиту. Но с каждым годом политика партии становилась все более жесткой, к творческим людям предъявлялись определенные требования – воспевание пролетарской культуры, трудового подвига на благо строительства социалистического общества. Любовь и страсть в музыкальных композициях не приветствовалась, существовало мнение, что народ отвлекался от своей основной задачи – строительства социализма. По этой причине искусство ради искусства считалось вредоносным, его осмеивали, а то и полностью запрещали. Романсы больше не пели, их вытравливали на идеологическом уровне. Изабелла Юрьева столкнулась с первыми трудностями, ей не давали заниматься любимым делом. От исполнения заказных конъюнктурных композиций известная певица отказывалась. Теперь ее пение обросло совсем другими эпитетами – «пошлое, ресторанное», и Изабелле пришлось на время прервать свою блистательную карьеру. В конце 30-х страсти вокруг жанра романса немного улеглись, и Юрьева вернулась на сцену. В 1937 году она начала записывать свою первую пластинку, работа над которой длилась на протяжении четырех лет. Дебютная работа певицы получила название «Старинные романсы и песни». Вскоре началась Великая Отечественная война, и Юрьева давала концерты на передовой. Она пела для жителей блокадного Ленинграда, число концертов в осажденном городе перевалило за сотню. Теперь она не отказывалась и от патриотического репертуара, но солдаты и офицеры хотели слышать о любви и верности, и женщина вновь и вновь исполняла свои романтические композиции. Больше всего слушатели любили «Синий платочек», «Саша, ты помнишь наши встречи?», «Белую ночь». После победы творчество Изабеллы Юрьевой снова оказалось под запретом. Теперь ее приглашали разве что на сборные концерты, и многие зрители приходили исключительно ради Юрьевой. К середине 60-х годов ситуация снова ухудшилась, и Изабелла больше не выходила на сцену. Личная жизньИзабелла Юрьева обладала привлекательной внешностью, и ее постоянно преследовали поклонники. Говорили, что перед ее красотой и обаянием не устояли Михаил Зощенко, Самуил Маршак, Иосиф Сталин. Но счастье в личной жизни Юрьева нашла только с одним мужчиной – поэтом-песенником Иосифом Аркадьевым (Эпштейном). Влюбленные поженились в 1925 году и прожили в браке почти полвека. Иосиф писал для Юрьевой песни, а еще трудился ее же администратором. Именно ему принадлежит авторство композиций «Весенняя песенка», «Если помнишь, если любишь», «Если можешь, прости», прочно закрепившихся в репертуаре певицы. Супруг прилагал массу усилий, чтобы Изабеллу не донимали назойливые поклонники, сопровождал ее на гастролях, занимался обустройством ее быта. У супругов была квартира в столице, в Трехпрудном переулке, а еще дача в деревне Валентиновка, где они с удовольствием проводили свое свободное время. Супруги любили кататься на лодке по реке Клязьме, по вечерам устраивали посиделки с друзьями. В 1971 году Изабелла овдовела. Они никогда не разлучались, поэтому смерть Иосифа буквально подкосила ее. Изабелла всегда с трепетом относилась к своей внешности. Даже в преклонном возрасте женщина сумела сохранить элегантность, некий врожденный шарм. До последних дней своей жизни она сохранила изящную прическу, безупречную грацию, уделяла пристальное внимание маникюру и макияжу. Поздние записи, сделанные 93-летней певицей, поражают проникновенностью и силой голоса. И это несмотря на то, что она не выходила на сцену несколько десятков лет. В 93 года Изабелла Юрьева получила звание народной артистки Российской Федерации. В июне 1996 года на площади Звезд эстрады перед гостиницей «Россия» открыли именную звезду Изабеллы Юрьевой. На протяжении долгих лет певица пребывала в безвестности, она практически не появлялась на публике, вела закрытый образ жизни. Ее не приглашали записывать новые альбомы, давать концерты. Только ценители русского романса иногда беспокоили ее просьбами об интервью, и Юрьева никогда не отказывалась, охотно встречалась с журналистами. Королева романса дожила до столетнего юбилея, который отмечала 7 сентября 1999 года в концертном зале «Россия». В юбилейном концерте звучали песни Изабеллы Юрьевой, только теперь их пели более молодые исполнители – Нани Брегвадзе, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон. Сама Юрьева тоже вышла на сцену и по просьбе поклонников спела фрагмент одного из своих любимых романсов про хризантемы. Перед выступлением Изабелла сказала, что споет, как сможет, главное, вживую, без фонограммы. В честь юбилея Изабеллу Юрьеву наградили орденом «За заслуги перед Отечеством». Сердце Изабеллы Юрьевой остановилось 20 января 2000 года, ей шел 101-й год. Судьба певицы, правда, несколько измененная, легла в основу романа «Венерин волос» писателя Михаила Шишкина.
|
|