НА КАЛЕНДАРЕ

Король советского джаза

Использованы материалы culture.ru, zen.yandex.ru   
01 Мая 2021 г.

3004 24 1a

Легендарный музыкант, признанный в мире мэтр джаза Олег Леонидович Лундстрем широко известен как композитор, дирижер, аранжировщик. Он считал язык джаза современным эсперанто, ломающим любые социальные и политические предрассудки, сближающим людей, дающим возможность общения и диалога. 2 апреля 2021 года исполнилось 105 лет со дня рождения легендарного джазмена.

Король советского джаза

Правнук шведского подданного, внук коллежского асессора, заведовавшего забайкальским лесным хозяйством, сын преподавателя гимназии Олег Лундстрем родился в Чите, а вырос в маньчжурском Харбине. Отец уехал работать туда преподавателем в числе советских специалистов. Так пятилетний Олег попал в Харбин – самый «русский» из китайских городов. В семье Лундстремов любили музыку.

Олег после обучения в коммерческом училище поступил одновременно в Политехнический институт и музыкальный техникум по классу скрипки – ведь он с детства играл на музыкальных инструментах. Но еще до завершения учебы судьба будущего джазмена повернулась в нужную сторону.

Необыкновенная пластинка

Олег искренне собирался стать инженером, однако все изменила одна случайная находка. Уже будучи студентом харбинского политехнического института, он как-то прослушивал в музыкальном магазине граммофонные пластинки, готовясь к очередной вечеринке с танцами, и наткнулся на запись оркестра Дюка Эллингтона.

«Она меня просто меня ошеломила!.. Я схватил, смотрю. Ну, абсолютно никому не известное. Написано – «Дюк Эллингтон и его оркестр». Эта пластинка у меня до сих пор. Я выскочил: а ещё есть? Продавец всю гору терпеливо перебрал: нет, к сожалению, одна эта. А пластинка называлась: «Дорогой старый Юг». Я выскочил и с этой пластинкой домой!» – рассказывал Лундстрем.

Потрясенный необыкновенной музыкой, с этого момента Олег Лундстрем с джазом уже не расставался. Собрав группу из увлекшихся джазом друзей, он на слух воспроизводил композиции с пластинок и делал аранжировки. Ребята с азартом репетировали и в 1934 году выбрали 18-летнего Олега руководителем группы.

Шанхайская девятка

– Давайте организуем биг-бенд, будем играть на балах и вечерах. Олег будет писать.

Все согласились:

– Давайте, конечно!

«Никто не загадывал на долгий срок. Пока мы, студенты, поиграем, кончатся студенческие забавы, мы станем инженерами, и каждый займется своей профессией», – вспоминал Лундстрем.

Выступление в 1934 году на Розовом балу Христианского союза молодых людей (ХСМЛ) считается датой рождения оркестра Олега Лундстрема. Тогда он состоял из девяти музыкантов. Сам Олег играл на фортепиано, его брат Игорь – на тенор-саксофоне. Оркестр играл на балах, многочисленных вечерах, выступал по местному радио.

В марте 1935 года отца Лундстрема вместе с другими работниками отозвали в Советский Союз. Семья разделилась. Мать с Олегом и Игорем в 1936 году перебрались в Шанхай, который в то время был центром развлечений на востоке Китая. Джаз там был настолько популярен, что в городе было более 40 биг-бендов. Но группе Олега Лундстрема удалось стать одним из лучших джазовых оркестров.

«Наша команда, прибыв из Харбина, сразу поняла, что в Шанхае нас ожидает совершенно жуткая конкуренция. А у нас в кармане – вошь на аркане! Наш коллектив был составлен только из русских ребят, но от других нас отличало абсолютно бескорыстное желание играть лучшую музыку того времени и дикая работоспособность…»

Лундстрем оказался энергичным и удачливым менеджером и через пару лет работы в различных заведениях оркестр получил ангажемент в крупнейшем танцзале «Мажестик-холл», а затем и в самом престижном зале Шанхая – «Парамаунт».

В оркестре играло 11 человек, а Олега Лундстрема пресса называла «джазовым королем Дальнего Востока» и «королем свинга восточных стран».

«Шанхайцы», как прозвали джазовый оркестр, хоть и жили за границей, но играли с джазовыми аранжировками музыку и советских композиторов: «Катюшу» Матвея Блантера, «Песню о капитане» Исаака Дунаевского, «Чужие города» Александра Вертинского. В 1941 году Лундстрем поступил во французский Высший технический центр, а в 1944 защитил диплом на французском, получив специальность инженера-архитектора.

В послевоенные годы в оркестре уже было 19 человек, полный биг-бенд.

«Джаз не нужен!»

Когда возможности творческого роста в Шанхае были исчерпаны, встал вопрос о переезде в СССР – ведь все участники оркестра имели советское гражданство. 21 октября 1947 года музыканты вернулись на родину.

Из всех доступных для репатриантов городов консерватории имелись только в Казани и Свердловске. Музыканты решили обосноваться в Казани. Здесь шанхайцев хотели сделать филармоническим коллективом под названием «Эстрадный оркестр Татарии», им обещали жильё, но этим надеждам не суждено было сбыться.

«Вдруг в конце января 1948-го приезжает из Москвы начальник Комитета по делам искусств Татарии тов. Юрусов. Говорит: «Я был на серьёзнейшем заседании ЦК ВКП(б). Там выяснено, что джаз народу не нужен». А в феврале вышло Постановление ЦК по опере Мурадели», – вспоминал Лундстрем.

Оркестр временно распался, музыканты собирались вместе только на разовые концерты. Сам Лундстрем устроился в Театр оперы и балета скрипачом, а осенью 1948 года поступил в Казанскую консерваторию по двум специальностям – «симфоническое дирижирование» и «композиция». После окончания остался преподавать и вести студенческий симфонический оркестр. Работая в театре, Олег Лундстрем встретил свою любовь – актрису Галину Жданову, с которой прожил всю жизнь.

Триумф биг-бенда

В начале 1954 года, после смерти Сталина, художественный руководитель филармонии Александр Ключарев предложил Лундстрему сделать джазовые обработки татарских мелодий. В 1955 году оркестр Олега Лундстрема записал для радио и на пластинки пьесы татарских композиторов в обработке для джаза, которые заметили в Москве. В конце 1955 года оркестр дал серию из десяти концертов в Казанском драмтеатре, которые прошли при полном аншлаге. На дополнительном, одиннадцатом концерте оказался администратор Всесоюзного Гастрольбюро. В тот же вечер он нашёл музыкантов и заявил, что такому оркестру место в Москве.

1 октября 1956 года приказом Министра культуры был создан концертный эстрадный оркестр под управлением Олега Лундстрема. Началась большая гастрольная жизнь, о которой так долго мечтали джазмены. В том же году Лундстрем стал членом Союза композиторов.

За последующие годы коллектив объездил более трехсот городов Советского Союза и десятки – за рубежом, дав более 10 тысяч концертов.

На студии «Мелодия» помимо ряда грампластинок популярно-танцевальной музыки было записано десять долгоиграющих пластинок джазовой музыки, как с пьесами отечественных композиторов, так с джазовой классикой в аранжировках оркестра.

В 1964 году Лундстрем получил, наконец, квартиру в Москве, и окончательно перебрался в столицу.

В 70-е годы музыканту удалось встретиться со своим «крестным отцом от джаза» Дюком Эллингтоном, когда американский джазмен приезжал в Москву. Ту пластинку, что определила всю творческую жизнь, Лундстрем хранил всё это время.

В 1984 году джазмен был удостоен звания «Народный артист РСФСР».

В 1994 году оркестр Олега Лундстрема отметил 60-летний юбилей и был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как старейший в мире непрерывно существующий биг-бенд.

В ноябре 1998 года оркестр Лундстрема стал первым джазовым коллективом, выступившим в Большом зале Московской консерватории. В 2003 году Лундстрем передал дирижерскую палочку Георгию Гараняну, но оставался руководителем оркестра до конца своей жизни – до 14 октября 2005 года.

  • Расскажите об этом своим друзьям!