Как-то в сказочника Александра Роу влюбилась африканская принцесса |
По инф. biographe.ru, 24smi.org, dzen.ru |
26 Марта 2023 г. |
Александр Роу – советский кинорежиссер, автор многих фильмов-сказок. Он оставил шикарное творческое наследие многим поколениям детей России и других стран. Его фильмы учат любить культуру, фольклор и неизбежно поднимают настроение. Добрые, светлые русские сказки по сей день любимы детьми и вызывают теплую ностальгию у родителей. Детство и юностьРодился Александр Артурович 8 марта 1906 года в городе Юрьевец, который в нынешнее время относится к Ивановской области. Оба родителя мальчика – эмигранты. Отец Артур Уильям Роу – ирландец, в 1905 году приехал в Россию по контракту налаживать мукомольное производство в небольших городах. Мать – гречанка Юлия Карагеоргий. В 1914 году глава семейства неожиданно оставляет тяжело болеющую женщину и десятилетнего сына в России, а сам покидает страну. До сих пор неизвестны причины такого поступка, но обратно уроженец Ирландии так и не вернулся. Мальчику пришлось несладко. Маленький Саша продавал спички, пел в церковном хоре, мыл полы за деньги. После семилетней школы, по совету мамы, Александр поступил в промышленный техникум в Москве, а в свободное время занимается в кружке художественной самодеятельности. Чуть позже будущий режиссер оказывается в театре «Синяя блуза» и влюбляется в сцену и эстраду. Молодой человек поступает в киношколу Бориса Чайковского, а после окончания – в драматический техникум имени М. Н. Ермоловой. Учеба продолжатся до 1934 года. Однако уже с 1930 Александр Артурович трудится на студии «Межрабпомфильм». Начинающему кинематографисту несказанно повезло стать ассистентом Якова Протазанова. По воспоминаниям современников, Протазанов делился бесценным опытом с молодым преемником. Александр, в свою очередь, проявлял на площадке чудеса дипломатии и организаторского мастерства. Создавалось впечатление, что он способен уладить любой конфликт и договориться с самыми упрямыми членами коллектива. С 1937 года Роу становится режиссером киностудии «Союздетфильм» (позже переименованной в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М. Горького). ФильмыАлександра Роу сразу привлек жанр сказки. Он утверждал: дети не любят нравоучений, и вся мораль в сказках спрятана глубоко, в обилии смешных или неожиданных ситуаций. Поэтому вся творческая режиссерская карьера Роу связана со сказками, как русскими народными, так и авторскими. Режиссер перенес чудеса выдуманного мира на киноэкраны. Роли исполняли не куклы в мультфильмах, а живые люди – актеры. Первым самостоятельным фильмом в биографии режиссера стала экранизация сказки «По щучьему веленью» в 1938 году. Для своего времени технические решения волшебного сюжета, воплощенные на экране, оказались новаторскими. Самоходная печь, гуси, шагающие задом наперед, покорили сердца не только маленьких зрителей, но и взрослого кинолюбителя. Александр Артурович слыл настоящим выдумщиком. Чего стоит устрашающая фигура Змея Горыныча в сказке «Василиса Прекрасная». Управлялось чудище двадцатью техниками. Даже лошади на площадке боялись Змея, который выглядел удивительно реалистично. Коллеги вспоминают, что Роу с начала работы собрал команду, с которой предпочитал сотрудничать на протяжении всей жизни. К новым людям относился настороженно и не сразу принимал в коллектив. Долголетняя работа сложилась и с некоторыми актерами. Георгий Милляр, непревзойденная Баба-яга советской сказки, мог исполнять до трех ролей в фильмах режиссера. Так произошло в экранизациях «Конек-Горбунок», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и медные трубы».
Милляр рассказывал, что сам предложил свою кандидатуру на роль сказочной злодейки. «Ни одна женщина не позволит себя так изуродовать, только отвернешься, а она уже губы подкрасит», – смеялся актер. Еще одним открытием Роу стала Инна Чурикова, сыгравшая вредную Марфушечку-душечку в «Морозко». Актриса вспоминала, что беспрекословно исполняла указания строгого с виду режиссера. Когда на площадке неожиданно не оказалось яблок, которые героиня с аппетитом должна есть в кадре, Чурикова, не поморщась, сжевала луковицу. «Морозко» – несомненно, лучшая и выдающаяся работа Александра Артуровича, получившая признание на мировом уровне. Картина удостоена награды кинофестиваля в Венеции. До сих пор добрая история любима детьми и взрослыми. Каждый фильм Александра Роу становился культовым, а сам режиссер превратился в главного русского сказочника. Но и у талантов всегда есть критики. Многие чиновники не скрывали: им не нравится Роу. А все потому, что режиссер не снимал типичные «идейные» фильмы, а жанр сказок казался чиновникам несерьезным. Еще Роу упрекали: почему отрицательных персонажей в его фильмах всегда играют самые заслуженные и известные актеры? Непорядок! И только когда сказки Роу получили мировое признание, ему дали звание народного артиста. В биографии кинематографиста случались и простои в работе. Послевоенные годы диктовали необходимость колоссальных затрат на восстановление разрушенной страны. Власти было не до киноискусства, и тем более, не до сказок. Финансирование отсутствовало. В этот период Роу пробует таланты в документалистике, снимая фильм о лагере «Артек». Им же создан стереофильм, идеей съемки которого вдохновился И. В. Сталин. Однако кинотеатров, технически приспособленных для показов, в стране не было. Со временем советский сказочник вернулся к любимому делу. Фильмография пополнилась новыми волшебными историями на радость детям и их родителям. К слову сказать, всю свою жизнь Александр Артурович, у которого совсем не было русских корней, считал себя русским человеком. Личная жизньАлександр Роу не относился к любителям афишировать подробности личной и семейной жизни. Первой женой великого сказочника стала актриса Елена Савицкая. Супруги, к сожалению, не прожили долго вместе. Для яркой искрометной актрисы брак с режиссером стал третьим по счету. Две творческих личности не смогли ужиться. Во время съемок «Василисы Прекрасной» режиссер встретил вторую супругу – Ирину Зарубину. В браке с актрисой в 1940 году появилась дочь Татьяна. Больше детей у четы не было.
Режиссер обожал путешествовать. Кроме того, что Роу посещал города Союза во время съемок, он побывал в рекордном количестве африканских стран. Упоминается о курьезном случае, когда в режиссера влюбилась африканская принцесса и выразила желание стать его женой. Роу в замешательстве заметил, что немолод и уже женат, но темнокожая красавица заявила, что в ее стране позволено иметь несколько спутниц жизни. В конце 60-х годов в газетах появилась такая заметка: ирландские родственники искали Роу, чтобы дать ему часть наследства от отца. Сумма оказалась не баснословной, но ее хватило, чтобы купить фотоаппарат и приличное пальто. Но Александр Роу был таким шутником, что говорил окружающим: получил в наследство пароходную компанию, и теперь ума не приложит, что ему с ней делать. В 1972 году режиссер начал готовиться к съемкам сказки «Финист – Ясный сокол». Он успел написать киносценарий, отобрать актеров, но больше сделать ничего не успел. По материалам, бережно переданным вдовой режиссера, замысел был завершен его учеником Геннадием Васильевым. За пять дней до смерти неунывающий оптимист Роу, лежа на больничной койке, распорядился, чтобы прощание с ним устроили на родной киностудии, а в момент выноса гроба симфонический оркестр играл сюиту из комической оперы «Корневильские колокола». Близкий друг режиссера Лев Потемкин именно так все и организовал. 28 декабря 1973 года Александр Роу скончался в столице. По инф. |
|