Гений маленьких ролей Владимир Басов |
По инф. culture.ru |
29 Июля 2023 г. |
28 июля исполнилось бы сто лет со дня рождения актера и режиссера Владимира Басова. Он родился 28 июля 1923 года в поселке Уразово Курской области. Его отец – Павел Басултайнен – был революционером-коммунистом, членом партии и «красным комиссаром». Он принимал активное участие в боевых действиях Гражданской войны, много ездил по стране. Партийным прозвищем Басултайнена было «Басов», позже он сделал его своей фамилией. Женился отец будущего режиссера на дочери православного священника, учительнице русского языка Александре. Отца мальчик видел редко. Его отправили служить на пограничную заставу. В 1931 году, когда будущему режиссеру было восемь лет, Павел Басов погиб в сражении с басмачами в Средней Азии. Школу Владимир Басов окончил в Москве. Он хорошо учился, много читал и посещал художественную школу. Мать часто брала его с собой на агитационные спектакли, и Басов мечтал о карьере актера. В 1941 году он планировал поступать во ВГИК и готовился к вступительным экзаменам, посещал театральную студию при Московском университете. Выпускной вечер Басова прошел 22 июня 1941 года. Поступление в институт пришлось отложить – началась Великая Отечественная война. Уже в июле 1941 года Басов записался добровольцем и отправился на фронт. Он прошел всю войну, получил медаль «За боевые заслуги» и орден Красной Звезды. Победу Басов встретил в Прибалтике в чине капитана. Ему пророчили блестящую офицерскую карьеру, но Басов мечтал о театральном институте. Студент ВГИКаОсенью 1946 года Владимир Басов демобилизовался и вернулся в Москву. На следующий год он осуществил свою мечту и стал студентом ВГИКа. Басов долго не мог решить, на какой факультет поступать – актерский или режиссерский. Ему повезло: в том году набирали объединенную актерско-режиссерскую мастерскую под руководством Сергея Юткевича и Михаила Ромма. И Юткевича, и Ромма Басов уважал – наставники оказали влияние на его режиссерское творчество. От Юткевича Басов взял умение точно передавать человеческие эмоции, а от Ромма – грамотно строить композицию. Именно Юткевич порекомендовал Басову заниматься не только режиссурой, но и совершенствовать актерское мастерство. В 1952 году Басов окончил ВГИК. Он был одним из лучших выпускников года, и руководитель мастерской Сергей Юткевич пригласил его поработать ассистентом на съемках своей картины «Пржевальский». Позже Басов и сам попробовал себя в режиссуре: экранизировал спектакль Театра-студии киноактера «Нахлебник», снял ленту «Школа мужества» по повести Аркадия Гайдара «Школа». Этот фильм принес Владимиру Басову успех. «Школа мужества» заняла десятое место в рейтинге советских фильмов по кассовым сборам за 1954 год и получила приз кинофестиваля в Карловых Варах. Вершиной режиссерской карьеры Владимира Басова критики назвали четырехсерийную картину «Щит и меч» о советском разведчике Александре Белове. Съемки картины проходили в СССР и в ГДР – Басов настаивал на исторической правдоподобности. На советские экраны «Щит и меч» вышел в 1968 году и произвел фурор. В том году все четыре серии картины заняли первые места по количеству зрителей и кассовым сборам в СССР, а съемочная группа фильма стала известной – ее членов регулярно звали на творческие вечера, устраивались встречи с поклонниками. Личная жизньВладимир Басов был женат трижды. С первой своей супругой – Розой Макагоновой режиссер познакомился и сблизился еще во время учебы во ВГИКе. Басов снял ее почти во всех своих фильмах 1950-х годов: «Школе мужества», «Необыкновенном лете» и «Крушении эмирата». Расстались они в 1958 году, и последний раз встретились на съемках фильма «Приключения Электроника» в 1979 году. Со второй женой – Натальей Фатеевой – Владимир Басов тоже познакомился во ВГИКе. Среди студенток он искал актрису на роль в своем фильме «Случай на шахте № 8». Фатеева поразила режиссера красотой. Басов влюбился и начал ухаживать за актрисой прямо на съемочной площадке, и вскоре они поженились. С Натальей Фатеевой Басов прожил три года. В 1959 году у них родился сын – Владимир Басов-младший, который, как и отец, решил связать свою жизнь с кино. Спустя год брак распался. Третья жена Владимира Басова – Валентина Титова – тоже была актрисой. С ней режиссер познакомился в 1964 году, когда искал исполнительницу роли Марьи Гавриловны в «Метели». На тот момент Валентина Титова училась в студии при Большом драматическом театре в Ленинграде у театрального педагога Георгия Товстоногова. Девушка не планировала играть в кино, но Басов уговорил ее сняться в «Метели». В браке Басов и Титова прожили 14 лет. Дети – сын Александр и дочь Елизавета – после развода родителей остались с отцом. Впоследствии Александр Басов стал режиссером, а его сестра Елизавета – танцовщицей. Последние годыВ 1980-х годах слабое здоровье Басова не позволило ему снимать фильмы так же плодотворно, как раньше. В 1981 году он вернулся в режиссуру после пятилетнего перерыва с экранизацией романа Юрия Скопа «Техника безопасности» под названием «Факты минувшего дня». В картине поднимались важные экономические проблемы: организация труда на предприятии, рост производства. За этот фильм Басов был удостоен Государственной премии РСФСР и получил звание народного артиста СССР. В 1983 году у Владимира Басова случился инсульт, из-за которого полгода он был парализован. Несмотря на тяжелую болезнь, спустя год режиссер снял фильм «Время и семья Конвей» по одноименной пьесе английского драматурга Джона Пристли, а в 1986 году – свою последнюю картину «Семь криков в океане». Над этими фильмами режиссер работал совместно со своим сыном Владимиром Басовым-младшим. Умер Владимир Басов 17 сентября 1987 года в Москве. Причиной его смерти стал второй инсульт. Похоронили знаменитого режиссера на Кунцевском кладбище. Интересные фактыДаже во время войны Владимир Басов не забывал о своем увлечении кино – он организовывал показы видео для сослуживцев, руководил деятельностью ансамбля художественной самодеятельности. «Несколько раз в расположение нашего подразделения приезжала машина-фургон. Ее тут же ставили в укрытие поближе к передовой. Разведчики или пехотинцы в сумерках разворачивали экран почти на нейтральной полосе. Из фургона запускали фильмы. Сначала, для «затравки», какой-нибудь видовой: березы, Волга, поля… Потом еще подобный ролик. Смотрели и с нашей и с той стороны. В вечернем воздухе звуки музыки, речь разносились далеко и отчетливо. Когда аппарат перезаряжали – наступала тишина…», – вспоминал режиссер. **** Владимир Басов снялся в небольшом эпизоде в картине Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» 1962 года. С появлением его персонажа – ворчливого полотера – связана интересная история. Кто-то из руководства «Мосфильма» сказал Данелии, что его фильм слишком оптимистичный. В это время основные эпизоды картины уже были сняты, шел ее монтаж. Тогда Данелия на скорую руку решил создать небольшой эпизод с полотером. Однако актер, которого он подобрал на эту роль, заболел. В коридорах «Мосфильма» Данелия заметил Владимира Басов и уговорил его сняться в фильме. Владимир Басов любил красивые и изящные вещи, на которые тратил почти все свои гонорары. Как рассказывали его друзья, однажды на съемках в Прибалтике режиссер увидел в частном доме антиквартный фарфоровый унитаз немецкой фирмы Meisen и потратил весь гонорар на его покупку. Басов хотел поставить его в своей квартире в Москве. Во время ремонта рабочие повредили унитаз – пользоваться им по прямому назначению уже было нельзя. Режиссер не растерялся, поставил антикварное устройство на балкон и использовал в качестве стула.
|
|