НА КАЛЕНДАРЕ

Через тернии в звезды

По инф. biographe.ru, 360.ru, glagol38.ru   
22 Февраля 2025 г.

Памяти народного артиста СССР Олега Стриженова.

Олег Стриженов в роли декабриста Сергея Волконского (фильм «Звезда пленительного счастья»)

Олег Стриженов в роли декабриста Сергея Волконского (фильм «Звезда пленительного счастья»)

Олегу Стриженову часто говорили, что он похож на французского актера Жерара Филипа, на что он только посмеивался. Олег Александрович считал, что внешность еще ни о чем не говорит – можно быть похожим на кого угодно, но иметь русский менталитет и русский характер.

Звезда актера ярко зажглась еще в 50-е годы прошлого века, и не померкла до нынешнего времени. И хотя в последнее время Стриженов уже не выходил на съемочную площадку, но это не значило, что его забыли.

Родился Олег Стриженов на Дальнем Востоке в городе Благовещенске-на-Амуре 10 августа 1929 года. Отец Александр Николаевич был кадровым военным, принимавшим участие в Гражданской и Великой Отечественной войне, был награжден боевыми орденами и медалями. Маму звали Ксения Алексеевна, она в свое время училась в Мариинской придворной гимназии имени принцессы Евгении Ольденбургской и в Смольном институте, трудилась преподавателем в школах России и Финляндии. В семье уже подрастали два сына. Старшего звали Борис, он родился в 1919 в первом браке матери. Ушел на фронт, был летчиком-истребителем и геройски погиб в 1942-м под Сталинградом. В 1925-м родился средний сын Глеб, который тоже стал актером.

В 1935 году семья Стриженовых поселилась в Москве. Когда началась война, отец и Борис ушли воевать, Глеб не проходил по возрасту, но приписал себе несколько лет и тоже был призван в армию. Для него война закончилась очень быстро – Глеб получил тяжелое ранение в первом же бою, и после выписки из госпиталя был комиссован в тыл.

До войны Олег очень хорошо учился в школе, прилежно выполнял все задания. Учителя заметили, что мальчик очень одаренный и разноплановый. У него была отличная дикция, он декламировал стихи и читал прозу, красиво рисовал. Олег много времени уделял живописи, стараясь вникнуть во все тонкости этого ремесла. В будущем мальчик видел себя художником.

Детские мечты перечеркнула война, и 12-летнему мальчишке пришлось бросить все, что он любил, и устроиться на работу. Олега приняли в научно-исследовательский кинофотоинститут на должность механика, в цех, где обрабатывали пленку. Затем поступил в Театральное художественно-техническое училище, получил профессию кинотехника. После войны Олега Стриженова наградили медалью за доблестный труд.

Затем, после окончания Щукинского театрального училища имени Щукина, получил распределение в Таллин. Но на сцене русского драматического театра он блистал на протяжении одного сезона, а потом уехал в Ленинград. В Северной столице молодой актер вошел в труппу театра имени Пушкина, в котором проработал два года. После этого уехал в Москву и с 1957 года начал работать в театре-студии киноактера. Во МХАТ актер перешел в 1963-м и проработал до 1976-го. Затем снова вернулся на сцену Театра-студии киноактера.

Выходя на сцену театра, Олег Стриженов чувствовал неудержимое влечение к кинематографу. Поэтому, когда его позвали сниматься, с радостью согласился. Дебютировал в картине «Спортивная честь», где ему дали совершенно незначительную роль болельщика в одном из эпизодов. И после этого карьера актера резко пошла вверх.

Ему сразу дали роли в картинах «Овод» и «Мексиканец», потом был фильм «Сорок первый» и буквально следом за этим работа в советско-индийском проекте «Хождение за три моря». Роль поручика Говорухи-Отрока в «Сорок первом» привела Стриженова вместе с главной героиней Изольдой Извицкой на Каннский фестиваль, где фильм имел огромный успех и получил специальный приз. Тогда за год во Франции его посмотрел один миллион зрителей. Актер стал невероятно популярным и востребованным. В глазах режиссеров и зрителей он был настоящим романтическим героем.

Олега все чаще приглашали участвовать в экранизации классических произведений. Он снялся в «Белых ночах» по Достоевскому, «Капитанской дочке» и «Пиковой даме», «Северной повести» по Паустовскому и многих других фильмах. Стриженову предложили также работу в биографических проектах, причем он играл главные роли.

1967-й. «Его звали Роберт». В роли робота и его создателя Сергея Сергеевича выступил уже заслуженный артист РСФСР Олег Стриженов. Не прибегая к помощи грима, не меняя костюмов, актер создал два абсолютно разных образа – машины и человека, которому доступен богатый мир эмоциональных переживаний, восприятия всего того, что чуждо самому умному, самому совершенному механизму.

Еще бОльшую известность в стране Стриженову принесла картина «Неподсуден», где он сыграл летчика Егорова, а стюардессу Вику там исполнила Светлана Светличная. За эту роль журнал «Советский экран» назвал Стриженова лучшим советским актером 1969 года.

В 1974 году в Иркутске и на Байкале проходили съемки легендарного фильма «Звезда пленительного счастья» (режиссер-постановщик Владимир Мотыль). Олег Стриженов играл Сергея Волконского. Фильм получил зрительскую любовь, которая не закончилась и полвека спустя.

«Звезда…» снималась тяжело, порой скандально.

– Олег выпил коньяка и пришел на площадку не совсем трезвый. Владимир Яковлевич Мотыль был очень серьезным человеком и снимал свой фильм, что называется, на века. И вместо Стриженова пригласил Михаила Козакова. Тем более что у Козакова, судя по сохранившимся портретам Волконского, обнаружилось с ним внешнее сходство – роскошные глаза. Когда с Козаковым были отсняты почти все сцены, Мотыль вдруг получил приказ сверху – о немедленном его снятии и возвращении Стриженова. Владимир Яковлевич точно не горел желанием работать с Олегом, но не подчиниться не мог. Мы все знали, но, разумеется, молчали, что Стриженов написал письмо на самый верх о том, что в роли декабриста теперь снимается еврей, а не он, – рассказывала Наталья Бондарчук, сыгравшая жену Волконского.

Карьера Олега Стриженова в кинематографе приостановилась еще до начала 90-х. Возвращение состоялось только в новом веке, но было не таким триумфальным, как хотелось бы. Но актеру достались главные роли, и это уже стало его принципом – или играть ключевого персонажа, или не играть вообще.

В последние годы Олег Стриженов не общался с журналистами, предпочитая проводить время со своей семьей и у мольберта. Жизненный путь Олега Александровича завершился 9 февраля, на 96-м году.

По инф. biographe.ru, 360.ru, glagol38.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!